Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Хотели бы вы принять участие в федеральной программе "Земский учитель"?

Результаты

Текущий номер

Центр тяжести

О подготовленности учителей и образовании

номер 14, от 7 апреля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№14 от 7 апреля 2020 года

pВ условиях дистанционного образования сильнее всего страдают сельские школы и учителя. Как организовать удаленное обучение там, где не всегда есть Интернет или его скорости недостаточно? В создавшейся ситуации станут явными проблемы с инфраструктурой в глубинке.

pДистанционное образование не является ноу-хау, убежден академик РАО Виктор Болотов. По его словам, в былые времена оно было хорошо известно под именем заочного образования. Относительно его качества можно говорить много, но главная задача, которая до сих пор не решена, – это мотивация учащихся.

pВ ситуация, когда школьники и учителя ушли на вынужденные каникулы, насущным стал вопрос о ценностях семьи, способах длительного совместного времяпровождения детей с родителями, внуков – с бабушками и дедушками. В историческом плане эти размышления связаны с личностью Алексея Острогорского, видного педагогического мыслителя, замечательного теоретика и практика семейного воспитания, чей 180‑летний юбилей отмечается в этом году.

pКакие выгоды дают космические исследования для жизни на Земле? В чем заключается важность и взаимная польза международного сотрудничества на космическом поле? Как изменились требования к этой профессии? В преддверии Дня космонавтики мы пообщались с Сергеем Рязанским, летчиком-космонавтом, Героем России, совершившим два длительных полета на МКС.

4 марта 2019 года в 11:59

Институт образования НИУ ВШЭ развенчал мифы о современных подростках

Учительская газета
В Центре исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ подготовлен доклад "Мифы о поколении Z". Кандидат психологических наук Наталия Богачева сравнила мифы о "поколении Z" с данными исследований и обнаружила, что о поколенческой специфике современных подростков судить преждевременно.

"В мои задачи не входит "разоблачение" методологии авторов популярных теорий поколений, однако я считаю нужным уточнить, что "Поколение Z", "iGen", "Цифровые аборигены" ("Digital Native") – не термины академической науки. Напротив, они принадлежат к области популярного знания, достаточно размыты, нередко используются некритично и без опоры на методологию", – утверждает Наталья Богачева.

Психолог выделила черты «поколения Z», которые приписывают ему теоретики и показала, в чем они противоречат эмпирическим данным.

Например, западные теоретики часто указывают, что представители "поколения Z" умеют решать несколько задач одновременно, быстро обрабатывают информацию. "Многозадачность" современных подростков оказывается не уникальной чертой "Поколения Z". Более того, по информации автора исследования, подростки "справляются с одномоментным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, что может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память".

Миф об особенно острых проблемах с вниманием у современных подростков во многом основан на неподтвержденных данных. "В 2015 году многие западные газеты подхватили новость о том, что, согласно исследованию Microsoft, средняя длительность удержания произвольного внимания в 2015 составила около 8 секунд, что на 4 секунды меньше, чем в 2000 году, а также – меньше, чем способность удерживать концентрацию внимания у золотой рыбки – причиной этого были названы современные цифровые технологии. Однако в 2017 году BBC News обратили внимание на то, что найти это исследование и тем более связать его с работой Microsoft не представляется возможным", - отмечает Наталия Богачева.

Также о "поколении Z" говорят как о прагматичных людях, ориентированных на материальные ценности и склонных к простым удовольствиям. Но ориентация на удовольствие связана с определенными социальными группами, а не с принадлежностью к поколению, а общие статистические тренды, наоборот, говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу, утверждают в Институте образования НИУ ВШЭ.

Некоторые исследователи указывают на возможную связь между распространением цифровых технологий и повышением риска депрессии. Но склонность к депрессии – это общий тренд для всего современного общества, а не особенность "поколения Z", утверждают в институте.

Популярно утверждение, что подростки гораздо лучше владеют информационными технологиями, чем взрослые. Однако исследования показывают, что это не так: в 2013 году достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя - 31% и 34 % соответственно. Сходные результаты показывают международные исследования.

Кроме того, считается, что способность подростков мыслить критически страдает в эпоху цифровых технологий из-за снижения объемов чтения. Его, как утверждают ученые, не происходит. А подростки сегодня не демонстрируют излишнего доверия информации, получаемой из тех или иных источников. Как отмечает Наталия Богачева, в целом уровень разработанности вопроса о развитии навыков критического мышления в научной литературе едва ли является достаточным для опровержения соответствующего "мифа", равно как и для его подтверждения.

Засилье информационных технологий приводит к тому, что современные подростки проводят меньше времени с друзьями и чаще чувствуют себя одинокими, чем 10 лет назад. В 2010 году более половины российских подростков признавались, что чувствуют себя более общительными в социальных сетях, чем в реальной жизни. Однако исследования показывают, что виртуальное общение не уступает реальному, становясь для подростка источником социальной поддержки и позитивно влияя на чувство групповой принадлежности.

Другой аспект мифа – идея, что подростки не умеют оставаться наедине с собой. Так, студенты колледжа в ситуации, когда у них забрали цифровые устройства и письменные принадлежности и дали инструкцию провести от шести до 15 минут в тишине, испытывали негативные эмоции. Однако люди старшего возраста в этом эксперименте показали те же результаты – поэтому можно считать, что способность получать удовольствие от пребывания наедине со своими мыслями не связана ни с возрастом, ни с уровнем образования.

Результаты прокомментировала Елизавета Сивак, директор Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ. По ее словам, когда речь идет об обобщающих терминах вроде "поколения Z", упрощение реальности неизбежно.

— Нужно только проверять, работает ли эта аналитическая категория или нет. Помогает она что-то выявить или стирает важные различия? Такой вопрос стоял для нас в связи с "поколением Z". Мы убедились, что какие-то из представлений об "общих ценностях" и чертах этого поколения опровергаются, какие-то в принципе невозможно проверить. Слишком рано делать универсальные выводы о "поколении Z".

При этом учетные отмечают, что мифы о поколенческой специфике могут принести вред молодежи, например, отразиться на отношении к ним работодателей и коллег.

— Подростки могут быть настроены достаточно прагматично в отношении профессиональной деятельности и образования, однако это не значит, что они забывают о "вечных ценностях". И, естественно, они инфантильны, индивидуалистичны, стремятся к успеху и свободе – потому, что они все-таки подростки", – резюмирует Наталья Богачева.

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ

Фото Вадима Мелешко


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.