Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Результаты

Текущий номер

Найти, чтобы отдать

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№9 от 3 марта 2020 года

pМожет ли стать альтернативой школе семейное образование? По мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, у школы в этом плане противоречивая позиция: когда дети плохо себя ведут, учителя заявляют, что воспитание – это ответственность семьи, но когда родители забирают детей на домашнее обучение, им говорят: "А как же социализация? Как вы без школы сможете научить ребенка правильно себя вести в обществе?" Выводы эксперта, увы, не в пользу качества социализации в современной школе.

pВ Москве завершился финал IV Всероссийского конкурса "Успешная школа". Победителями признаны команды из шести городов России. Они получили гранты от 500 тысяч до 1 миллиона рублей на развитие своих школ. Еще одна команда удостоена специального приза "Учительской газеты". Подробнее о школах-победительницах – в репортаже Лоры Зуевой!

pКто читал "Конька-Горбунка"? Пару десятилетий назад такой вопрос в классе показался бы странным. Сегодня этот "лес рук" заметно поредел. И дело совсем не в том, что дети перестали понимать прочитанное, если оно написано не на языке мемов. В преддверии 205-летия со дня рождения Петра Ершова Марина Кудимова рассуждает о тайне и судьбе его творчества.

pАртемий Троицкий – легендарный музыкальный критик, журналист, преподаватель, писатель. Сам он, к слову, уверяет, что любит провоцировать и опровергать сложившиеся мнения о себе. Артемий Троицкий дал эксклюзивное интервью "Учительской газете", в котором рассказал о состоянии современного русского рока, исследовании молодежных субкультур и о том, почему перестал преподавать в МГУ после 2014 года.

27 февраля 2019 года в 17:55

Международный год языков коренных народов привлечет внимание к теме исчезающих культур

Наталья Алексютина
В Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная программе проведения года языков коренных малочисленных народов России. В нашей стране насчитывается порядка 40 малочисленных народов, которые проживают в 28 регионах. Их язык, а, следовательно, и культура находятся под угрозой исчезновения.

Об этом в ходе пресс-конференции рассказала первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Нина Вейсалова.

Вопросами сохранения самобытности и языкового пространства уже несколько лет задаются ученые, этнографы и педагоги. Как показал состоявшийся в прошлом году первый съезд учителей родного языка, прошедший на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, проблем действительно много. Прежде всего, не хватает новых современных учебников, квалифицированных кадров. Кроме того, часть молодежи, принадлежащей к малочисленным народам, считает, что важнее выучить русский и английский языки, нежели знать родной.

Трудности с изданием учебников на родных языках подтвердил и директор филиала издательства "Просвещение" в Санкт-Петербурге Сергей Зубов. В частности, он сказал, что сегодня в федеральный перечень учебников попали только учебники по ненецкому и мансийскому языкам. Это, к слову, одни из самых многочисленных коренных народов на территории России. Чтобы выпустить линейку учебников на родном языке с 1 по 4 класс, нужно не менее 2-3 миллионов рублей. Для многих регионов заказать даже небольшой тираж книг слишком затратно. Дети продолжают учиться по учебникам 40-50-летней давности. И это отнюдь не способствует интересу школьников к изучению родного языка. Роль учебника и художественной книги на родном языке велика. Именно через нее начинается осознание причастности к своему народу.

Как заметила Нина Вейсалова, в дело сохранения родного языка и культуры огромный вклад должны вносить учителя. Уже больше 80 лет в РГПУ им. А.И. Герцена существует Институт народов Севера, в котором готовит педагогические кадры для северных регионов. Учитель, который понимает важность языка как этнообразующего компонента всегда будет строить урок интересно и творчески, чтобы заинтересовать ребенка. В то же время школа в одиночку не справится с задачей научить любить и уважать традиции предков — нужна поддержка семьи.

В рамках международного года коренных малочисленных народов в России пройдет множество мероприятий, в том числе состоится второй съезд учителей родных языков. Также планируется издание атласа языков народов России.

Санкт-Петербург

Фото автора


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.