Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Часто ли вы говорите своим ученикам неправду?

Результаты

Текущий номер

Каждый находит то, что ищет

Татьяна Мызник работает в отдаленном селе, но это не мешает ей быть на одной волне с коллегами

номер 29, от 16 июля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№29 от 16 июля 2019 года

pНастороженное отношение педагогической общественности к доработке ФГОСов связано с тем, что предпринимаются попытки внести содержание общего образования в каркас законодательной формулировки, не предусматривающей его. Доктор педагогических наук Михаил Богуславский призывает признать, что это невозможно. Почему? Ответы - в его авторской колонке.

pКлючевая задача подростка - понять себя, и, если школа не помогает ему решать эту задачу, он пойдет за уверенностью и защищенностью, куда угодно: во двор, в подростковое сообщество, даже в банду... О том, что можно этому противопоставить, - в интервью доктора психологических наук Андрея Подольского.

p"Мне захотелось стать писателем в восемь лет, никогда этого не скрывал. И были такие поощрительные похлопывания по плечу: "А этот у нас хочет стать писателем". Если оттуда считать, то получается, что тридцать с лишним лет заняло это путешествие... Сейчас творчество и есть моя работа. И это, повторюсь, счастье", - рассказывает Алексей Сальников. Читайте интервью автора романа "Петровы в гриппе и вокруг него", лауреата премий "НОС" и "Национальный бестселлер" в рубрике "Гость "УГ".

1 февраля в 16:41

ОНФ выяснил, качеством преподавания каких предметов больше всего недовольны родители

Учительская газета
Общероссийский народный фронт и фонд "Национальные ресурсы образования" провели опрос, посвященный качеству школьного образования. Его участниками стали более 1600 родителей из 84 регионов РФ.

​Итоги опроса показали, что лучше всего, по мнению родителей, в школе знакомят с окружающим миром. Каждый второй респондент считает, что школа хорошо формирует физическую культуру. Качеством обучения музыке и изобразительному искусству довольны 47% родителей, еще 45% отмечают хорошее преподавание литературы, 43% — русского языка.

Больше всего респонденты оказались недовольны качеством преподавания иностранного языка: 38% родителей хотели бы, чтобы он преподавался лучше, а ещё 19% считают, что ребёнка обучают плохо. Также респонденты хотели бы усилить преподавание информатики (41%), физики (40%), химии (39%), биологии (39%) и экономики (35%).

— На пути в "десятку" мировых лидеров по качеству общего образования важно не только отслеживать место России в главных международных рейтингах. Следует взглянуть на нашу систему образования глазами ее непосредственных участников и понять, что для них важно. Оценка современной школы родителями — необходимый показатель, который нужно учитывать для осуществления прорыва", — считает координатор проекта ОНФ "Равные возможности — детям", заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.

Среди основных проблем школьного образования родители выделяют его слабую практикоориентированность: 62% считают, что школа недостаточно хорошо обучает детей принимать решения и планировать свои действия, 61% — что уделяется мало внимания умению предлагать разные варианты решения задач и выбирать наилучший. Также родителям хотелось бы усилить обучение детей работе с информацией, включая её поиск, анализ и выбор (59%), развитие инициативности и готовности нести ответственность за результат (57%), применение познавательных стратегий (57%).

С тем, что школа хорошо учит представлять итоги своей работы, а также читать и понимать информационные тексты, инструкции и художественную литературу согласны только 27% родителей. С тем, что детей хорошо обучают извлекать главное из прочитанного или прослушанного — 26%. Вместе с тем, 28% родителей довольны тем, что школа учит детей вести здоровый образ жизни и формирует навыки командной работы.

В качестве пяти важнейших направлений, необходимых для развития любого школьника, родители выбрали профориентационные занятия (55%), дополнительные занятия по предметам и подготовку к экзаменам (44%), иностранный язык (44%) и физическую культуру (43%). Пятое место разделили умение публично выступать, вести дискуссии и дебаты и умение оказать медицинскую помощь себе и другим (по 36%). Важность углубленного преподавания предмета сверх школьной программы для ребенка отметили 22,5% родителей.

Многие семьи не против платить за получение детьми знаний или навыков. Лидером оказался иностранный язык — оплачивать ребёнку дополнительные занятия готовы 47% родителей, назвавших его знание важным фактором успешного обучения и карьеры. Менее всего родители готовы оплачивать изучение прав и обязанностей человека и гражданина, экологии, устройства общества, основ оказания первой медицинской помощи. Средняя сумма, которую родители могли бы потратить на коррекцию результатов обучения, достигнутых в школе, составляет 3 337 рублей в месяц.

При этом многие семьи сталкиваются с необходимостью платить учителям за возможность осваивать предмет даже на уровне школьной программы. Так, 22% родителей заявили, что любые дополнительные занятия в их школах полностью платные, и если ребенок не понял что-то на уроке, второй раз объяснять ему пройденную тему учитель будет только за деньги. 36% родителей отметили, что учитель может объяснить что-то на перемене или сразу после уроков. А 21% респондентов сказали, что, если ребенок не усвоил информацию на занятиях, дополнительно с ним не будут заниматься даже за деньги: так высока нагрузка у педагогов. "Нужно прибавить учителям зарплату и следить за их работой", — считают родители.

Выходом из этой ситуации для многих родителей становятся услуги репетиторов: многие считают, что подготовиться к сдаче итоговых экзаменов в рамках школы ребенок просто не может (17,5%) или что набранных баллов не хватит для поступления в вуз (46%). Каждый пятый уверен, что ребенок может сдать экзамен только на тройку, и занятия с репетитором необходимы для получения более высокой оценки.

— Общество ждет, что школа будет справедливой и доброй, умной и современной, понятной и вариативной, что она не будет закреплять социальное расслоение в обществе или увеличивать его, — отметила Любовь Духанина. — В школе должно быть интересно учиться разным детям, с разными возможностями и способностями. Эти ожидания важно учесть при решении задачи выведения российской школы в десятку лучших в мире, поскольку родители — не сторонние наблюдатели. В ближайшее время мы подведем итоги опроса школьников, чтобы учесть позиции всех участников образовательного процесса. Результаты по сложившейся традиции будут направлены во все субъекты нашей страны и профильные ведомства, ведь на выявление и ликвидацию слабых мест школьного образования у нас остается совсем немного времени.

По информации пресс-службы ОНФ
Фото Вадима Мелешко

4 февраля, 00:45
Некоторые соображения.

1.«Исследование показало, что школа нацелена на формирование предметных знаний, а не на развитие ребенка и подготовку его к дальнейшей жизни.» Кто это написал не знает педагогики и психологии. Еще К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперен, Л.В. Занков и другие педагоги (ученые) показали, что в основе умственного (и не только) развития лежит усвоение знаний, их семантической и операциональной сторон.

2. В анкете речь идет о качестве обучения; о качестве преподавании; о проблемах образования; о важнейших направлениях, необходимых для развития; о получении детьми знаний (возможно речь идет об учении). Следует вспомнить, что образование = воспитание + обучение (ст. 2 п.1. 273-ФЗ). Обучение = преподавание (учитель) + учение (ученик). Так что же было предметом анкетирования?

3. Качество понимается в управленческом и маркетинговом/потребительском смыслах. С точки зрения управления «качество – это степень соответствия присущих характеристик продукции/услуги, установленным требованиям (ИСО 9000. Словарь терминов). В маркетинговом смысле, качество – это степень удовлетворенности потребителя продукцией/услугой (Ф. Котлер). В каком лексическом значении качества проводили исследование качества?

4. Исследование показало, что «… респонденты хотели бы усилить преподавание информатики (41%), физики (40%), химии (39%), биологии (39%) и экономики (35%).». Респонденты посетили несколько занятий? Может они имели в виду содержание предметов? А может надо усилить учение в структуре обучения, чтобы было более высоким качество обучения в потребительском смысле? Если респондентам хочется усилить преподавание, то в управленческом смысле преподавание может полностью соответствует установленным требованиям (например, дидактическими требованиям к уроку в той или иной школе)?

Возникает вопрос о корректности полученных результатов и их применении в управлении образованием.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.