Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Должен ли учитель быть одновременно и классным руководителем?

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№43 от 22 октября 2019 года

pК сожалению, отечественные исследования в области образования далеко не всегда имеют прочную доказательную базу, а порой проводятся и с нарушением этических норм... Так, может быть, по примеру других стран и нам стоит создать этический кодекс для ученых, исследующих школу? Каким он может быть и какие проблемы поможет решить? Ответы - в материале Надежды Тумовой.

pПочему молодежь не идет в школу? Причин называют множество: от невыносимой нагрузки до экстремального низкого статуса профессии. Но одной из ключевых, несмотря ни на что, остается зарплата. О том, сколько сегодня получают молодые специалисты, и на что надеются, оставаясь в профессии, - в откровенном интервью учителя истории из Омска Степана Кошкарева.

p"Я не вижу задачу родителей в том, чтобы подсовывать подросткам определенную художественную литературу. Важнее пробудить интерес к чтению. Подростки больше доверяют мнению друг друга, чем родителям и учителям, и это их свойство надо использовать", - считает Дмитрий Емец. Читайте интервью детского писателя-фантаста в рубрике "Гость "УГ".

21 декабря 2011 года в 11:13

Только треть вузов зачисляет олимпиадников

Маша Ханян
​В российской системе высшего образования пропадает конкуренция. Это наглядно показал рейтинг вузов - лидеров по зачислению на первый курс победителей и призеров олимпиад школьников.
В совместном исследовании Высшей школы экономики и Российского совета олимпиад школьников участвовали 150 вузов, в том числе и 20 из 40 ведущих российских.

В "авангарде" предпочтений - 18 вузов, в каждый из которых в 2011 году на первый курс зачислено более 100 олимпиадников. Верхние строчки рейтинга никого не удивят. Там уже прочно обосновались мэтры российского высшего образования - МГУ им. Ломоносова, "Вышка", МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский госуниверситет. МГУ бьет все рекорды по количеству принятых олимпиадников - их там 1725, около тысячи - в Бауманке, полсотни - в СПбГУ. Среди привлекательных для победителей и призеров олимпиад вузов - МФТИ, МГИМО, Новосибирский технический госуниверситет,  Самарский аэрокосмический госуниверситет им. Королева и другие.  

Эти вузы эксперты выделили в синюю зону. А вот красным цветом в рейтинге - вузы, куда победитель олимпиады особо не стремится.  Так называемых аутсайдеров здесь - 28, однако, по словам ректора высшей школы экономии Ярослава Кузьминова, в целом их около 300. Так,  по данным исследования, лишь по одному олимпиаднику  зачислили в 2011 году Кубанский государственный технологический университет, Орловский госуниверситет, Новосибирский государственный педагогический университет. Среди тех, где на первом курсе учится меньше 10 олимпиадников - Саратовская государственная юридическая академия, Ижевский государственный технический университет, Северо-западная академия госслужбы, Тихоокеанский государственный университет.

По словам члена президиума Российского совета олимпиад школьников Ольги Кашириной, налицо тенденция, когда лучшие выпускник школ стремятся поступать в центральные вузы региона, причем часто вовсе не своего. Так, наиболее привлекательны для талантливых школьников вузы Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.  Сибирь и Дальний Восток - на "периферии"  рейтинга.

- Любой рейтинг - это сигнал, - уверен Кузьминов. - В данном случае - сигнал ректорам и региональным властям о том, что, так скажем, на местах, недостаточно активно работают с талантливыми школьниками. Посмотрите, в Дальневосточном федеральном округе отток олимпиадников в другие регионы - 40 процентов. И это при том, что местные вузы - достаточно сильные.

В "красной зоне" есть и известные столичные вузы, например Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) - всего 7 олимпиадников  или Санкт-Петербургский инженерно-экономический госуниверситет - 9 олимпиадников. У этих вузов - хорошие устоявшиеся традиции и неплохие педагоги. Почему же лучшие студенты туда не идут?

- На традициях долго не протянешь, - считает  проректор Высшей школы экономики Исаак Фрумин. - Сегодня интерес к инженерным специальностям у абитуриентов растет, но медленно.  Нужно быть сильным и конкурировать с теми, кто претендует на ту  же группу студентов. Вузы сегодня должны работать в максимально конкурентной среде. 20 лет назад такого разговора и быть не могло, студентов было много, в высшую школу шли около 20 процентов выпускников. Сейчас  у нас очных бюджетных мест на 10 тысяч населения больше чем в любой другой стране, а студентов с каждый годом все меньше.    

На сегодняшний день только 7 процентов принимает к себе более 250 олимпиадников, а треть вузов - от 10 и меньше. По мнению Ярослава Кузьминова, нужны новые центры образовательного роста. Сегодня уже хорошо себя зарекомендовали вузы Москвы, Санкт-Пебербурга, активно работает с одаренными школьниками Сибирский федеральный университет в Красноярске, чего, кстати, не сказать о других федеральных вузах.

 - Точками роста должны стать Воронеж,  Белгород, Казань, Самара, Уфа, Саратов, Волгоград, - уверен  ректор ВШЭ. - Там очень мощный потенциал высшей школы, его надо стимулировать. Это не может делать только федеральный центр, это проблема руководителей региона.

По материалам rg.ru
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.