Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Родители ваших учеников дарят вам подарок. Ваша реакция?

Результаты

Текущий номер

Под мелодию вальса

Хорошо, когда у ребенка много вопросов, считает Анастасия Поспелова

номер 17, от 23 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

21 декабря 2011 года в 11:13

Только треть вузов зачисляет олимпиадников

Маша Ханян
​В российской системе высшего образования пропадает конкуренция. Это наглядно показал рейтинг вузов - лидеров по зачислению на первый курс победителей и призеров олимпиад школьников.
В совместном исследовании Высшей школы экономики и Российского совета олимпиад школьников участвовали 150 вузов, в том числе и 20 из 40 ведущих российских.

В "авангарде" предпочтений - 18 вузов, в каждый из которых в 2011 году на первый курс зачислено более 100 олимпиадников. Верхние строчки рейтинга никого не удивят. Там уже прочно обосновались мэтры российского высшего образования - МГУ им. Ломоносова, "Вышка", МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский госуниверситет. МГУ бьет все рекорды по количеству принятых олимпиадников - их там 1725, около тысячи - в Бауманке, полсотни - в СПбГУ. Среди привлекательных для победителей и призеров олимпиад вузов - МФТИ, МГИМО, Новосибирский технический госуниверситет,  Самарский аэрокосмический госуниверситет им. Королева и другие.  

Эти вузы эксперты выделили в синюю зону. А вот красным цветом в рейтинге - вузы, куда победитель олимпиады особо не стремится.  Так называемых аутсайдеров здесь - 28, однако, по словам ректора высшей школы экономии Ярослава Кузьминова, в целом их около 300. Так,  по данным исследования, лишь по одному олимпиаднику  зачислили в 2011 году Кубанский государственный технологический университет, Орловский госуниверситет, Новосибирский государственный педагогический университет. Среди тех, где на первом курсе учится меньше 10 олимпиадников - Саратовская государственная юридическая академия, Ижевский государственный технический университет, Северо-западная академия госслужбы, Тихоокеанский государственный университет.

По словам члена президиума Российского совета олимпиад школьников Ольги Кашириной, налицо тенденция, когда лучшие выпускник школ стремятся поступать в центральные вузы региона, причем часто вовсе не своего. Так, наиболее привлекательны для талантливых школьников вузы Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.  Сибирь и Дальний Восток - на "периферии"  рейтинга.

- Любой рейтинг - это сигнал, - уверен Кузьминов. - В данном случае - сигнал ректорам и региональным властям о том, что, так скажем, на местах, недостаточно активно работают с талантливыми школьниками. Посмотрите, в Дальневосточном федеральном округе отток олимпиадников в другие регионы - 40 процентов. И это при том, что местные вузы - достаточно сильные.

В "красной зоне" есть и известные столичные вузы, например Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) - всего 7 олимпиадников  или Санкт-Петербургский инженерно-экономический госуниверситет - 9 олимпиадников. У этих вузов - хорошие устоявшиеся традиции и неплохие педагоги. Почему же лучшие студенты туда не идут?

- На традициях долго не протянешь, - считает  проректор Высшей школы экономики Исаак Фрумин. - Сегодня интерес к инженерным специальностям у абитуриентов растет, но медленно.  Нужно быть сильным и конкурировать с теми, кто претендует на ту  же группу студентов. Вузы сегодня должны работать в максимально конкурентной среде. 20 лет назад такого разговора и быть не могло, студентов было много, в высшую школу шли около 20 процентов выпускников. Сейчас  у нас очных бюджетных мест на 10 тысяч населения больше чем в любой другой стране, а студентов с каждый годом все меньше.    

На сегодняшний день только 7 процентов принимает к себе более 250 олимпиадников, а треть вузов - от 10 и меньше. По мнению Ярослава Кузьминова, нужны новые центры образовательного роста. Сегодня уже хорошо себя зарекомендовали вузы Москвы, Санкт-Пебербурга, активно работает с одаренными школьниками Сибирский федеральный университет в Красноярске, чего, кстати, не сказать о других федеральных вузах.

 - Точками роста должны стать Воронеж,  Белгород, Казань, Самара, Уфа, Саратов, Волгоград, - уверен  ректор ВШЭ. - Там очень мощный потенциал высшей школы, его надо стимулировать. Это не может делать только федеральный центр, это проблема руководителей региона.

По материалам rg.ru
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.