Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

В каком элементе STEAM-образования чувство уверенности ученика особенно важно для успешного освоения материала?

Результаты

Текущий номер

Когда мама - педагог

В семье Надежды Петруниной очень много математики, а еще доброй любви и интересных путешествий

номер 33, от 13 августа 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№34 от 20 августа 2019 года

pКонкурс читательских писем "95 историй - 95‑летию "Учительской газеты" продолжается. Мы очень рады, что, несмотря на летние заботы, в редакцию поступают замечательные работы. Некоторые из них - уже в следующем номере!

pПостепенно наша страна переходит на образовательные сертификаты - адресное финансирование дополнительного образования детей. Мнения относительно полезности такого способа финансирования образования разнятся. Почему? Разбиралась эксперт по трудовому праву Оксана Карташова.

p"Во французском языке есть такое выражение: "J’ai ose" - "Я осмелилась". У меня по жизни так бывало часто - я начинала заниматься тем, о чем до этого и не помышляла. Я не умела фотографировать и стала фотографом. Я хотела быть врачом, в медицину не пошла, но всю жизнь лечу всех близких и знакомых. Несколько лет назад захотела стать журналистом и писателем. И стала! Обрадовалась этому несказанно, как девчонка" - делится опытом Екатерина Рождественская. Эксклюзивное интервью знаменитого фотографа - в рубрике "Гость "УГ".

21 декабря 2011 года в 11:13

Только треть вузов зачисляет олимпиадников

Маша Ханян
​В российской системе высшего образования пропадает конкуренция. Это наглядно показал рейтинг вузов - лидеров по зачислению на первый курс победителей и призеров олимпиад школьников.
В совместном исследовании Высшей школы экономики и Российского совета олимпиад школьников участвовали 150 вузов, в том числе и 20 из 40 ведущих российских.

В "авангарде" предпочтений - 18 вузов, в каждый из которых в 2011 году на первый курс зачислено более 100 олимпиадников. Верхние строчки рейтинга никого не удивят. Там уже прочно обосновались мэтры российского высшего образования - МГУ им. Ломоносова, "Вышка", МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский госуниверситет. МГУ бьет все рекорды по количеству принятых олимпиадников - их там 1725, около тысячи - в Бауманке, полсотни - в СПбГУ. Среди привлекательных для победителей и призеров олимпиад вузов - МФТИ, МГИМО, Новосибирский технический госуниверситет,  Самарский аэрокосмический госуниверситет им. Королева и другие.  

Эти вузы эксперты выделили в синюю зону. А вот красным цветом в рейтинге - вузы, куда победитель олимпиады особо не стремится.  Так называемых аутсайдеров здесь - 28, однако, по словам ректора высшей школы экономии Ярослава Кузьминова, в целом их около 300. Так,  по данным исследования, лишь по одному олимпиаднику  зачислили в 2011 году Кубанский государственный технологический университет, Орловский госуниверситет, Новосибирский государственный педагогический университет. Среди тех, где на первом курсе учится меньше 10 олимпиадников - Саратовская государственная юридическая академия, Ижевский государственный технический университет, Северо-западная академия госслужбы, Тихоокеанский государственный университет.

По словам члена президиума Российского совета олимпиад школьников Ольги Кашириной, налицо тенденция, когда лучшие выпускник школ стремятся поступать в центральные вузы региона, причем часто вовсе не своего. Так, наиболее привлекательны для талантливых школьников вузы Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.  Сибирь и Дальний Восток - на "периферии"  рейтинга.

- Любой рейтинг - это сигнал, - уверен Кузьминов. - В данном случае - сигнал ректорам и региональным властям о том, что, так скажем, на местах, недостаточно активно работают с талантливыми школьниками. Посмотрите, в Дальневосточном федеральном округе отток олимпиадников в другие регионы - 40 процентов. И это при том, что местные вузы - достаточно сильные.

В "красной зоне" есть и известные столичные вузы, например Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) - всего 7 олимпиадников  или Санкт-Петербургский инженерно-экономический госуниверситет - 9 олимпиадников. У этих вузов - хорошие устоявшиеся традиции и неплохие педагоги. Почему же лучшие студенты туда не идут?

- На традициях долго не протянешь, - считает  проректор Высшей школы экономики Исаак Фрумин. - Сегодня интерес к инженерным специальностям у абитуриентов растет, но медленно.  Нужно быть сильным и конкурировать с теми, кто претендует на ту  же группу студентов. Вузы сегодня должны работать в максимально конкурентной среде. 20 лет назад такого разговора и быть не могло, студентов было много, в высшую школу шли около 20 процентов выпускников. Сейчас  у нас очных бюджетных мест на 10 тысяч населения больше чем в любой другой стране, а студентов с каждый годом все меньше.    

На сегодняшний день только 7 процентов принимает к себе более 250 олимпиадников, а треть вузов - от 10 и меньше. По мнению Ярослава Кузьминова, нужны новые центры образовательного роста. Сегодня уже хорошо себя зарекомендовали вузы Москвы, Санкт-Пебербурга, активно работает с одаренными школьниками Сибирский федеральный университет в Красноярске, чего, кстати, не сказать о других федеральных вузах.

 - Точками роста должны стать Воронеж,  Белгород, Казань, Самара, Уфа, Саратов, Волгоград, - уверен  ректор ВШЭ. - Там очень мощный потенциал высшей школы, его надо стимулировать. Это не может делать только федеральный центр, это проблема руководителей региона.

По материалам rg.ru
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.