Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

На что бы вы потратили годовую премию, если бы получили ее?

Результаты

Текущий номер

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:

В течение ближайших десяти лет мы увидим ренессанс профессии учителя

номер 42, от 15 октября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№42 от 15 октября 2019 года

pСколько бы ни говорилось о том, что у школы и родителей одна цель – развить и воспитать образованного, нравственного, активного гражданина, но согласие и понимание не всегда сопровождают эту задачу. В газету нередко обращаются как родители, обвиняющие учителя в предвзятом отношении к ребенку, так и педагоги с просьбой защитить от неправомерных требований родителей. Об этом Надежда Тумова размышляла во время дебатов и практикумов на II Общенациональном родительском форуме и об этом написала в своей статье.

pВ подмосковный образовательный центр "Созвездие" приходят с бедой и в то же время с надеждой. Ведь здесь бок о бок трудятся медики и педагоги, а у ребенка с ОВЗ появляется шанс вместе со специалистами добиться равных возможностей в учебе и реализации своего права на достойное будущее. О том, как мечты о настоящей инклюзии все-таки становятся реальностью, – в репортаже Лоры Зуевой и Михаила Кузминского.

p"В течение ближайших 10 лет мы увидим ренессанс профессии учителя. Из массовых профессий она станет одной из самых престижных. Это будет делом для креативных и амбициозных людей, огромным шансом для тех, кто приходит в школу сейчас. А еще это шанс на то, что туда придут люди, способные увлечь за собой", – уверен Ярослав Кузьминов. Читайте интервью ректора НИУ "Высшая школа экономики" в рубрике "От первого лица". Беседовал Арслан Хасавов.

11 января в 13:18

Почти половина родителей испытывали трудности при устройстве ребенка с инвалидностью в школу или детсад

Учительская газета
Общероссийский народный фронт и фонд "Национальные ресурсы образования" провели опрос среди родителей детей с инвалидностью. В нем приняли участие 690 человек из 68 регионов. В результате исследования выяснилось, что почти половина родителей сталкивались с трудностями при устройстве ребенка в образовательную организацию.

"В России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 700 тысяч — дети с инвалидностью. Задача государства — создать условия для получения ими образования, соответствующего их потребностям, и возможности для социализации. И эта задача, несмотря на все усилия, до сих пор не решена. Это касается как оснащенности инклюзивных классов, так и доступности коррекционных школ. Общероссийский народный фронт остановил их закрытие, долго добивался разработки адаптивных образовательных программ. Сейчас в нацпроекте "Образование" появился раздел "Успех каждого ребенка". И мы понимаем этот посыл максимально широко", — отметила координатор проекта ОНФ "Равные возможности - детям", депутат Госдумы РФ Любовь Духанина.

По признанию 14% опрошенных родителей, они полностью исключили возможность для обучения ребенка в образовательных учреждениях. Среди причин: отсутствие доступных коррекционных учреждений, специализированных групп в детском саду или школе, специалистов, доступной среды, специализированного питания, а также отказ руководителей принимать ребенка с инвалидностью.

Многие родители вынуждены заниматься обучением самостоятельно, иногда — на платной основе в реабилитационных центрах или частных образовательных организациях. Расходы родителей на дошкольное образование за месяц варьируются от 300 до 32 000 рублей, на общее — от 500 до 30 000 рублей, на дополнительное — от 400 до 52 000 рублей. При этом только 7% родителей сообщили, что получают компенсации за домашнее обучение и им предоставлена льгота на получение дополнительного образования.

Среди тех родителей, чей ребенок попал в детский сад или школу, 46% признались, что испытывали трудности при устройстве в образовательную организацию. Каждому третьему опрошенному хотелось, чтобы ребенок получал инклюзивное образование, но образовательная организация не смогла сформировать соответствующую среду. 30% респондентов сообщили, что в образовательной организации не оказалось адаптированных образовательных программ. 28% хотели, чтобы ребенок получал образование в специализированном классе или группе, но таких условий в образовательной организации также не нашлось. 16% родителям руководство школы или детского сада принципиально отказало в приеме ребенка, ещё 2% родителей было предложено заплатить. Каждый четвертый родитель школьника с инвалидностью отметил, что ребёнок обучается на дому.

Треть родителей (32%) отрицательно отнеслись к идее обучения их ребенка в условиях инклюзии — особенности здоровья детей таковы, что они будут оказывать существенное влияние на весь процесс обучения. 34% респондентов отметили, что состояние и потребности ребенка будут влиять на ход занятий в классе, но незначительно. И 34% родителей отметили, что ребенок может осваивать школьную программу в том же объеме и темпе, что и другие ученики, и это не потребует каких-либо изменений в учебном процессе

По-прежнему не хватает профильных специалистов, обеспечивающих инклюзивное образование, как в школах, так и в детских садах. Родители школьников также указывают на отсутствие доступной среды, компьютерной техники, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, со специальным программным обеспечением, мероприятий по развитию инклюзивного образования. Многие дети также лишены возможности посещать кружки и секции. Для некоторых остается проблемой отсутствие понимания со стороны других родителей (20% — в детском саду, 15% — в школе) и детей (в детском саду — в 15%, в школе — в 20% случаев). При этом, несмотря на существующие трудности, родители благодарят педагогов за то, что они даже при условии отсутствия нужной квалификации находят время и силы для индивидуальной работы с особыми детьми.

"Родители надеются, что в будущем у их детей появится возможность заниматься с индивидуальным тьютором (60%), посещать детские инклюзивные лагеря (44%), получать инклюзивное образование интеллектуального характера (40%) или образование, где они сами могут выбирать предметы для своего ребенка (31%)", — отметила Любовь Духанина.

Она добавила, что меры по созданию адаптированных образовательных программ предусмотрены госпрограммой "Доступная среда", действие которой президент продлил до 2024 года.

"На сегодняшний день есть уникальные практики в дополнительном образовании, когда педагог создает возможность полноценной социализации особенных ребят в кругу сверстников. Например, в рамках проекта ОНФ "Равные возможности - детям" такие пространства создают не только профессионалы, но и просто неравнодушные увлеченные люди, создающие бесплатные кружки и секции для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Такую систему роста ребенка необходимо выстраивать на всех уровнях образования", — убеждена Любовь Духанина.

В ОНФ уверены, что увеличить доступность образования для детей с особыми потребностями позволит также именной сертификат, благодаря которому ребенок сможет бесплатно получать образование, посещать кружок или секцию в любой организации, государственной или частной.

"Решение задачи полноценного доступного образования для детей с инвалидностью, к сожалению, - дело не одного года. Не всегда имеющиеся возможности совпадают с потребностями семьи. Некоторые родители предпочли бы, чтобы их ребенок занимался в коррекционной школе, но их определили в обычную. А когда встаёт вопрос об обучении детей с инвалидностью в школе или детском саду, сами родители говорят, что не должен страдать ни сам ребенок, ни его сверстники, ни педагог. Поэтому при проведении мониторинга реализации национального проекта мы обратим особое внимание на возможности, создаваемые для наименее защищенных категорий детей, в том числе для ребят с инвалидностью или особенностями здоровья. И этого внимания очень ждут их родители", — заключила Любовь Духанина.

По информации пресс-службы ОНФ

Фото Марии Голубевой


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.