Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Что мешает вам преподавать так, как хотелось бы?

Результаты

Текущий номер

Нет проблем!

Плывя по течению, вполне можно управлять им

номер 21, от 21 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№22 от 28 мая 2019 года

p"Поступая в университет, каждый абитуриент надеется, что высшее образование поможет ему найти свое место в жизни и реализоваться в профессии. Но так ли легко найти хорошую работу сразу после окончания университета? Помогают ли вузы с трудоустройством или молодежи приходится самостоятельно искать свое место под солнцем? Об этом в рубрике "Студсовет" рассуждают недавние выпускники вузов и студенты выпускных курсов.

pВ педагогике последних лет все громче звучит критика централизма системы образования и воспитания, педагогу все чаще отводится миссия наставника, а учащегося прогрессивно возводят в ранг саморазвивающейся личности… Параллельно с этим расширяется разнообразная запретительная практика, блокировка инакомыслия, идет навязывание стандартных образцов мышления. Все это чем-то напоминает попытки строительства плотины поперек безбрежного океана… Как адекватно и рационально реформировать образование с учетом накопленного опыта и современных трендов? Ответы – в статье доктора философских наук, члена-корреспондента РАО Игоря Смирнова.

p"Меня беспокоит то, что я бы назвала антипросветительским трендом современной государственной политики. На словах нас, разумеется, призывают читать книги, совершенствовать наши профессиональные навыки, но на деле обществу все больше перекрывают свободный доступ к образованию и культуре. И это происходит в ситуации, когда конкурентоспособность страны определяется в первую очередь количеством высокообразованных граждан", - из эксклюзивного интервью филолога, просветителя, главного редактора журнала "Новое литературное обозрение" Ирины Прохоровой.

25 сентября 2018 года в 15:59

В России увеличилось количество вузов с высоким качеством приема

Учительская Газета
Высшая школа экономики провела мониторинг качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. На основе открытой информации, размещенной на сайтах вузов, эксперты проанализировали итоги зачисления на очные программы бакалавриата и специалитета.

В мониторинге участвовали 401 головной вуз и 19 филиалов с большим бюджетным приемом. Вузы, для поступления в которые ключевыми являются творческие испытания, а также вузы силовых ведомств не рассматривались.

"Качество приема оценивается как средний балл, полученный студентами, зачисленными на первый курс, только на основе объективных показателей (ЕГЭ и олимпиады), не зависящих от вуза", - пояснили в пресс-службе НИУ ВШЭ. При этом победителей и призеров олимпиад школьников засчитывались как 100 баллов.

По итогам мониторинга эксперты пришли к выводу, что в России растет группа вузов с высоким качеством приема. В 2018 году количество университетов и крупнейших филиалов, в которых доля отличников превышает 50%, выросла на 24 вуза. Всего 162 вуза из 420 приняли на бюджетные места больше половины отличников. Это 38,5% всех вузов и крупных филиалов. 24 вуза вошли в эту группу впервые, в их числе - Дальневосточный федеральный университет. 

"Это первая ласточка в Дальневосточном макрорегионе, где традиционно качество приема значительно ниже, чем в других частях России", — отметили в НИУ ВШЭ,

Эти результаты отражают как повышение качества общеобразовательной школы, и лучшую подготовку к формату ЕГЭ, так и более селективную политику вузов, повышение ими требований к будущим студентам. Например, целый ряд вузов последовал за ведущими университетами и установил в правилах приема минимальный уровень баллов по тем или иным предметами.

Вузов, где средний балл превысил 80, в этом году стало 41 – на 8 больше, чем в прошлом. В их число впервые вошел крупный педагогический вуз - Московский городской педагогический университет.

Группа  "90+" включает теперь 7 вузов (в прошлом году их было 5). К МФТИ, МГИМО, ВШЭ-Москва, Санкт-Петербургскому университету и ИТМО присоединились МИФИ и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. 

Всего 41 вуз с приемом больше 300 человек зачислил на бюджетные места преимущественно троечников (44 в прошлом году). Из группы риска вышли 10 университетов, а опустились туда 7. 16 из оставшихся в этой группе вузов ухудшили свои показатели по сравнению с прошлым годом. 24 вуз "красной" зоны принадлежит Минсельхозу, еще 6 – Минтрансу.

В 2018 году число регионов, где на первый курс принято больше половины отличников, выросло с 4 до 11. К Москве, Санкт-Петербургу, Томску и Татарстану в этом году добавились Новосибирская область, Ленинградская область, Краснодарский край, Свердловская область, Башкортостан, Нижегородская и Тюменская области.

В рейтинге регионов по-прежнему лидирует Москва, где качество приема в вузы выросло с 76,5 баллов в 2017 году до 78,4 в 2018 году, причем разрыв с вузами Санкт-Петербурга стал существеннее (1,5 балла против 0,4 балла в прошлом году).

Максимальный рост качества приема отмечен в Бурятии – +3,6 балла, Татарстане (+2,9), Ленинградской и Ростовской областях (обе +2,7). В два раза сократилось число регионов, где на бюджетные места принято больше половины троечников.

Также по данным мониторинга НИУ ВШЭ, практически все направления подготовки повысили свою привлекательность для абитуриентов. Выросло качество образовательных программ.

11 укрупненных направлений подготовки имеют средний балл абитурентов 80+: традиционно среди них — юриспруденция, востоковедение, реклама и связи с общественностью, лингвистика и экономика. В этом году к ним впервые добавились политология и дизайн.

Еще 21 направление имеет от 70 до 80 баллов поступающих. В их числе здравоохранение, информатика и вычислительная техника, математика, физика, нефтегазовое дело. В этом году порог 70+ перешагнули такие направления, как химия, химическая и биотехнология, информатика и вычислительная техника. 69 баллов в среднем имеют абитуриенты, выбравшие педагогику, авиационную и ракетно-космическую технику, приборостроение и оптотехнику, автоматику и управление.

В этом году не осталось ни одного направления подготовки, где в целом по стране было бы принято больше половины "троечников". Несколько улучшили свои результаты металлургия и сельское и рыбное хозяйство.

"Такие крупные группы направлений подготовки, как сельское и рыбное хозяйство, транспортные средства, технологические машины и оборудование, экология – до сих пор имеют неприемлемо низкий уровень знаний очень большой части студентов, зачисленных на бюджетные места. Далеко не во всех случаях это объясняется недостаточным спросом на таких специалистов в соответствующем регионе. Ответственность лежит и на вузах, прикладывающих недостаточные усилия к модернизации своих учебных программ, и на учредителях этих вузов", — подытожили в пресс-службе НИУ ВШЭ

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ
Фото Марии Дмитриевой из архива "УГ"

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.