Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Где должны учиться дети учителей?

Результаты

Текущий номер

Выход из зоны комфорта

Не обучать по шаблону, а ломать рамки

номер 13, от 26 марта 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№13 от 26 марта 2019 года

pШкола опять собирает деньги – на праздник/ремонт/учебники. Недовольные родители обычно слышат в свой адрес: «Не хотите – не сдавайте! Никого не принуждаем. Правда, не ждите, что после этого к вашему ребенку сохранится доброжелательное отношение». Последняя фраза, конечно, не произносится, но обычно подразумевается… Как же тогда бороться со школьными поборами? Удастся ли вообще кому-то выйти победителем из этой борьбы? Ситуацию анализировала Вера Кострова.

p«Москва слезам не верит» – эти слова мы хорошо помним благодаря замечательному советскому фильму… Впрочем, с того времени утекло немало воды, и, возможно, столичные нравы существенно изменились, и уже не так сложно покорять большие города, особенно если ты молод и уверен в своих силах. Стоит ли вообще покидать родные места, сложно ли осваиваться на новом месте и как завоевать авторитет среди однокашников – об этом в рубрике «Студсовет» рассуждают те, кто уехал учиться из глубинки в большие города.

pГосударственные образовательные стандарты с момента их введения в Закон РФ «Об образовании» в 1992 году остаются проблемной зоной, вызывающей наиболее острые споры в педагогической среде. Спорят обо всем – о самой идее стандартов, о необходимости этого педагогического инструмента, о его концептуальных основаниях и правовом статусе… Чему же учат уроки четвертьвековой истории разработки содержания общего образования? На этот вопрос отвечает в своей статье доктор педагогических наук Михаил Богуславский.

22 августа 2018 года в 11:39

Ученые подсчитали, во сколько обходится семьям в регионах дополнительное образование детей

Учительская Газета
Сотрудники Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проанализировали отношение жителей шести российских регионов к организации дополнительных занятий школьников и их месту в системе образования.

​Результаты исследования опубликованы в новом выпуске Мониторинга эффективности школы "Дополнительное образование школьников (2013–2017 гг.)". В нем представлены результаты опроса родителей школьников, проведенного в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях в 2013–2017 годах.

Исследователи попытались выяснить, насколько востребованы занятия у родителей школьников, каковы приоритеты в выборе направлений и каких материальных затрат требует обучение.

По итогам опроса ученые пришли к выводу, что семьи рассматривают дополнительные занятия как важное условие повышения качества образования. Дополнительными занятиями в 2017 году были охвачены 64,7% школьников. Доля детей, посещающих дополнительные занятия, примерно одинакова и в сельской местности, и в городах.

Наиболее популярными у семей оказались занятия на базе организаций дополнительного образования. Имеет место рост востребованности дополнительных занятий в общеобразовательных организациях, в которых обучается ребенок. Родители продолжают прибегать к услугам репетиторов, что особенно актуально для учащихся 9–11-х классов.

Данные опроса также показали, что родители готовы вкладывать деньги в дополнительное образование детей. Даже в случае ухудшения материального положения около 40% семей не откажутся от дополнительных платных услуг.

Так, в среднем, в 2017 году на оплату дополнительных занятий ребенка в месяц семья тратила 2 756 рублей. Таким образом, за учебный год общая сумма расходов на дополнительные занятия составляла около 25 тысяч рублей. Чуть больше трети детей, как показывают результаты мониторингов, получают дополнительное образование бесплатно: в 2017 году их доля составила 34,7%. 

В 2013 году около трети семей платили менее тысячи рублей в месяц за дополнительное обучение своего ребенка. К 2017 году эта группа родителей сократилась до 18,2%.

В 2017 году 17,9% семей платили ежемесячно от 1 до 2 тысяч рублей, а 11,6% – от 2 до 3 тысяч рублей. По мере дальнейшего роста размеров оплаты, доля семей, осуществляющих подобные расходы, уменьшается, тем не менее, 1,3% родителей указали, что они тратят более 10 тысяч рублей ежемесячно на оплату дополнительных занятий своих детей.

Приоритетными направлениями дополнительных занятий являются творческое развитие детей и расширение кругозора, физкультура и спорт, ликвидация пробелов в освоении образовательной программы, подготовка к государственной итоговой аттестации. Остается практически невостребованным у семей приобщение детей к научно-техническому творчеству.

Как показало исследование, родители все больше внимания уделяют дополнительному образованию детей, и фокус их внимания смещается с всестороннего развития ребенка на дополнительную подготовку по школьным предметам. Имеет место смена приоритетов семей в организации дополнительных занятий в зависимости от возраста ребенка. Устойчивым является интерес родителей к физическому развитию, спорту, оздоровлению детей. 

Однако по мере взросления ребенка снижается число семей, в которых дети посещают дополнительные занятия с целью развития общей культуры, кругозора, творческой деятельности. Основной целью родителей учащихся 9–11-х классов является подготовка к ГИА по математике, русскому языку, иностранным языкам. 

"При сохранении наблюдаемой тенденции рост образовательных достижений учащихся может свидетельствовать не только о повышении качества преподавания в школе, но также об усилиях семей, направленных на организацию дополнительной подготовки, а также о результатах дополнительных занятий", - отмечают авторы исследования.

По информации ranepa.ru
В качестве иллюстраций использованы фото Марии Голубевой и таблицы из выпуска Мониторинга эффективности школы "Дополнительное образование школьников (2013–2017 гг.)" РАНХиГС

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.