Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Питаются ли ученики вашего класса в школьной столовой?

Результаты

Текущий номер

Счастливый учитель

Невозможное возможно, надо лишь приложить усилия

номер 16, от 16 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. Детям эти бесполезные знания не нужны, им нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

18 августа 2018 года в 10:12

Ученые СПбГУ выяснили, каким школьники видят идеального учителя

Учительская Газета
Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, как старшеклассники оценивают качество обучения в школе и какими профессиональными навыками, на их взгляд, должен обладать учитель. В рамках масштабного проекта ученые опросили более 700 старшеклассников.

Всего в трехгодичном проекте "Портрет учителя в зеркале портрета ученика" приняли участие около трех тысяч старшеклассников из 50 регионов страны. Масштабное исследование, результаты которого опубликованы в журнале "Человек и образование", позволило педагогам СПбГУ составить представление о том, какие образовательные потребности есть у современного поколения школьников, сообщает пресс-служба СПбГУ.

Один из аспектов проекта касался оценки школьного учителя. Ученые предложили более 700 старшеклассникам ответить на вопросы о том, кому они готовы доверить свое образование: итоги анкетирования позволили специалистам составить портрет идеального педагога. Учитель, по мнению ребят, должен уметь убеждать и понятно объяснять материал — так ответили 91 % опрошенных. Кроме того, школьников привлекают люди с чувством юмора (66 %), и, наконец, они ценят педагогов, которые справедливо относятся ко всем ученикам, объективно оценивают их результаты и аргументируют оценки без эмоций (66 %).

— Проблема в том, что перечисленные качества остаются в тени базового педагогического образования и даже системы повышения квалификации. В основном студентов-педагогов учат, как проводить традиционный урок. Однако в сознании учеников такая форма обучения перестает быть главным ресурсом школьного образования. Почти 70 % подростков считают, что занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные уроки. Причем речь идет не о слабоуспевающих школьниках, а о тех, кто осознанно ставит перед собой цели и имеет серьезные амбиции в плане учебы, — отметил соавтор исследования, доцент СПбГУ Леонид Илюшин.

Еще одна проблема российских школ — визуальная среда, в которой проходит обучение. Как показало исследование, подростки считают, что текстовый дизайн их образовательного учреждения скучный: это касается плакатов, карт, объявлений на видеопанели и пр. Ученые СПбГУ предложили старшеклассникам представить, какие мотивирующие надписи они хотели бы видеть на стенах своего образовательного учреждения. Варианты ответов, предложенные в анкете, можно условно разделить на две группы высказываний: позитивные ("Будь счастлив! Это просто") и тревожные ("Хотеть недостаточно, нужно действовать!").

— Нас удивило, что более половины опрошенных выбрали вторую группу высказываний. По-видимому, имеет место своего рода "отзеркаливание" (принятие) позиции взрослых, которые используют учебную тревожность, страх неудачи и заниженную самооценку как ресурс мотивации. В школе создается атмосфера, которая не позволяет развивать установку на саморазвитие и непрерывное образование в течение всей жизни, — отметил доцент СПбГУ Леонид Илюшин.

Что касается развития самосознания современного школьника, то эксперты отмечают, что в российских школах наблюдается две противоположные тенденции. С одной стороны, подростки стремятся сделать свое образование более эффективным. Ребята все чаще задумываются о том, для чего они учатся, зачем выполняют домашние задания. Школа при этом выступает активным конкурентом "внешних" занятий в борьбе за основные ресурсы ученика — личное время, внимание и самостоятельную интеллектуальную активность. В этой борьбе ученик оказывается объектом ежедневного манипулирования со стороны взрослых и к окончанию школы ощущает "школьную усталость": избегает интеллектуальной нагрузки и познавательной активности.

— Детям в школе часто говорят, что знания пригодятся им в будущем: на контрольной, на ЕГЭ, во взрослой жизни. Таким образом, некоторые педагоги обесценивают настоящий момент, сиюминутность. Ребенок уже не живет "здесь и сейчас", он все время чего-то ждет — в этом уязвимость всей системы школьного образования, — заключает соавтор исследования, доцент СПбГУ Анастасия Азбель.

Работа над проектом "Портрет учителя в зеркале портрета ученика" продолжается, однако полученные результаты уже использованы в целой серии методических рекомендаций для педагогов. Кроме того, опыт, накопленный учеными СПбГУ, активно применяется в ряде образовательных программ для школьников: на Петербургском международном образовательном форуме, Всероссийском детско-молодежном форуме "Наноград" Школьной лиги Роснано и смене "Литературное творчество" ОЦ "Сириус".

По информации пресс-службы СПбГУ
Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.