Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 17 декабря 2019 года

pОдна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

pТема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

pВот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

pНовый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

6 июля 2018 года в 17:35

В Карелии местные власти отложили решение об оптимизации малокомплектной школы в Усть-Реке

Мария Голубева
На днях состоялся визит детского омбудсмена Карелии Геннадия Сараева в Пудожский район республики, где расположена малокомплектная школа деревни Усть-Река. По итогам поездки он сообщил о том, что власти района приняли решение отложить оптимизацию малокомплектной школы в Усть-Реке.

"Учительская газета" рассказывала о планах местных властей по реорганизации школы, которую собирались сделать филиалом соседнего, более крупного, образовательного учреждения в поселке Кривцы. По мнению специалистов, любое временное решение о филиализации школы в конечном итоге приводит к ее закрытию. Именно поэтому эксперты и местное сообщество активно выступили против этого решения. 

Зинаида Ефлова, заведующая лабораторий теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологи Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), считает, что составление "дорожных карт" оптимизаций-реструктуризаций-реорганизаций образовательных организаций в тиши кабинетов – это "чистейший формализм и пренебрежение мнениями людей во имя невнятного и непонятного им "блага для них же". Вмешательство в любую социальную систему, образовательную или иную, по ее мнению, может быть только деликатным, многократно взвешенным и согласованным с теми, кто внутри и рядом с системой.

— Нужно побольше советоваться с народом и уважать его мнение. Наиболее эффективные решения самых сложных проблем часто принимаются и осуществляются не "сверху", а "снизу" – теми, кто в этих решениях заинтересован непосредственно, — уверена Зинаида Ефлова.

Геннадий Сараев назвал продуктивным общение с главой администрации Пудожского района Андреем Ладыгиным, начальником отдела образования, молодежной политики и физической культуры администрации района Юлией Семенюк, директором школы поселка Кривцы, а также коллективном школы деревни Усть-Река.

— В ходе выяснения деталей подготовки управленческого решения по слиянию образовательных организаций двух деревень выяснилось, что работа по данному решению началась еще в 2015 году, но никаких конкретных шагов администрацией района и руководством школ сделано не было, — подчеркивает Геннадий Сараев. — Проведенные сходы жителей поселения показали однозначную позицию населения, выраженную в протесте против объединения школ и создания филиала Кривицкой школы в деревне Усть-Река. Учитывая расстояние между населенными пунктами - порядка 50 км, подвоз детей даже не рассматривался.

По сведениям омбудсмена, прогноз экономического эффекта от слияния школ является настолько незначительным, что говорить о повышении эффективности расходования денежных средств не приходится. "Безусловно, решение о повышении качества жизни детей и качества их образования — это приоритет в действиях местной власти, но неподготовленное, непродуманное управленческое решение может надолго отодвинуть перспективу развития территории в целом и школы в частности", - говорит он.

По мнению Геннадия Сараева, глава администрации района Андрей Ладыгин, руководители двух школ услышали друг друга и готовы продолжить диалог по вопросу развития и образования на территории Кривицкого сельского поселения, так как обе школы входят в это поселение и включиться в работу пор проектированию своего будущего, исходя из позиции принятия решений в интересах детей и развития потенциала людей, проживающих в поселении.

Уполномоченный по правам ребенка высказал на встречах свою позицию однозначно: решение не готово, слишком много непродуманных рисков, необходимо продолжить работу по повышению эффективности управления ресурсами, но с учетом интересов детей, потенциала развития территории.

— Нашумевшая история реорганизации малочисленной малокомплектной школы деревни Усть-Река, что расположена в глубинке – в самой восточной точке Карелии, стала уроком, точнее, многими уроками всех её непосредственных и опосредованных участников, — считает Зинаида Ефлова.

Маленькой школе, как никакой другой, говорит эксперт, нужно всегда быть в тонусе развития, иметь максимально возможные образовательные результаты, необходимо стать и быть реальным социокультурным образовательным центром – очагом образования и культуры территории, и не только своей ближайшей.

По данным карельского Минобра, в небольшой сельской школе деревни Усть-Река сегодня  обучаются 18 школьников и 11 детей дошкольного возраста. Образовательный процесс организован в основном здании школы и двух зданиях детских садов в деревне Усть-Река и поселке Приречный. В школе работают 28 человек, из них 12 — педагогические работники,  15 – обслуживающий персонал, один руководитель.

— Нужна позитивная репутация и положительное влияние школы в районе, в регионе, да что там, в стране. Школу Усть-Реки, прежде всего, поддержали родители, односельчане – нынешние и бывшие, местное самоуправление, близкие и дальние многочисленные выпускники и друзья школы, коллеги… Потому что школа авторитетна и широко известна. Однако школе ни в коем случае нельзя успокаиваться и "почивать на лаврах" достигнутого результата – надо двигаться вперёд, работать на опережение. Быть ещё более актуальной, современной, мобильной, — уверена Зинаида Ефлова.

Она еще раз напоминает коллегам, что педагогическому коллективу, тем более малочисленному, нельзя оставаться в одиночестве, замыкаться и закрываться, зацикливаться на своих проблемах, отгораживаясь от проблем других. "Ещё и ещё раз повторю: нужно объединяться для развития, для поддержки, для оперативной и своевременной помощи друг другу", - говорит Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторий теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологи ПетрГУ, которая является одним из инициаторов проведения научно-практического форума, посвященного улучшению образовательной ситуации в сельской местности. Событие пройдет в Карелии этой осенью.

"Учительская газета" уже сообщала, что общественники выступили против реорганизации школы и привели весомые доводы в защиту школы деревни Усть-Река. Ранее в республике было отменено решение об оптимизации детского центра дополнительного образования в Беломорске.

Фото автора и издания "Пудожский вестник"

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.