Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ставили ли вы в этом учебном году двойки за четверть/полугодие?

Результаты

Текущий номер

Самородок

Задача учителя - создать образовательное пространство

номер 02, от 14 января 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№3 от 20 января 2020 года

p"Стандарт сменить – не поле перейти" – неоконченная пьеса о разработке новых ФГОС общего образования от Сергея Кочережко, учителя года России-2015. По канонам жанра педагог назвал главных действующих лиц, описал события и в эпилоге суммировал все "за" и "против". Получилось очень увлекательно – браво, маэстро!

pНизкие зарплаты – главная боль учителей. Непосредственную ответственность за эту ситуацию несут власти. Но только ли они? Кирилл Карпенко рассуждает о том, как педагоги могут повлиять на соблюдение своих прав, приводит конкретные примеры и рассказывает о собственном опыте борьбы за справедливость. Поддержали ли его коллеги?

pРоссийские школьники умеют мыслить нестандартно и превращать мечты в реальность. Это они доказали на международном конкурсе детских инженерных команд "Кванториада"-2019. Абсолютные победители состязания получили по 1 миллиону рублей! О том, как проходила первая Кванторида в России, – большой репортаж Лоры Зуевой и Михаила Кузьминского.

pЛозунг Высшей школы экономики "Университет вне политики" стал ответом на громкие события, связанные с "московским делом", участником которых оказался студент НИУ ВШЭ Егор Жуков. Член-корреспондент РАО Игорь Смирнов предлагает посмотреть, как этот принцип работает на практике, снять с него налет популизма и поразмышлять над научной составляющей.

24 ноября 2011 года в 10:36

Вузам запретили быть соучредителями школ

Маша Ханян
​Родители учеников ведущих столичных школ напуганы предстоящим прекращением сотрудничества средних учебных заведений с вузами: согласно поправкам к московскому законодательству, со следующего года институтам и университетам запрещено выступать в роли соучредителей школ.
Таким образом, утверждают представители школьного сообщества, традиционно сильные школы лишатся университетских преподавателей и методик обучения. Хотя в столичном департаменте образования опровергают подобные опасения, в вузах подтвердили намерения свернуть отдельные программы сотрудничества со школами.

Родителям учащихся лицея N1555 при Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) сообщили, что сотрудничество школы и МГЛУ может прерваться уже в январе 2012 года. "Нам сказали, что могут закрыться все "продвинутые" программы,— утверждают родители.— Это изучение второго языка по вузовской методике, возможность выбора в школе таких редких языков, как японский или арабский". В школе сейчас преподают около десятка иностранных языков. В лицее, где обучение ведется в 8-11 классах, образование бесплатное, но попасть туда можно, только сдав экзамены (их также разрабатывают и принимают преподаватели МГЛУ). Это одна из самых престижных городских школ, в недавнем рейтинге лучших учебных заведений Москвы она заняла 14-е место. "Теперь вместо специализированного лицея наши дети будут учиться в обычной школе",— негодуют родители.

Кроме лицея N1555, опасность разрыва связей с вузами грозит еще примерно десятку государственных столичных школ, которые также входят в перечень сильнейших. Все эти заведения объединяет то, что они имеют двух соучредителей: департамент образования Москвы и профильный вуз. Московские власти же требуют, чтобы у всех государственных школ был единственный учредитель — правительство столицы.

В 2011 году поправки к федеральному закону N83 "Об образовании" окончательно закрепили ранее размытые формулировки: с 2012 года наличие более одного учредителя разрешается только для негосударственных образовательных учреждений (НОУ). У государственного образовательного учреждения (ГОУ) допускается только один учредитель, причем необязательно государственный. Но Москва законодательно установила, что таким учредителем может стать лишь городское правительство.

"Если вуз лишится статуса соучредителя, мы, скорее всего, закроем программу сотрудничества,— заявил проректор по учебной работе МГЛУ Игорь Манохин.— Нынешних школьников мы доучим, но новых набирать вряд ли станем". По его словам, исключение вуза из состава учредителей поставит крест на всех продвинутых методиках обучения: "Если департамент будет определять программу преподавания, директору школы нельзя будет отклоняться от стандартов".

Чиновники заверяют, что изменения в статусе школ не отразятся на качестве образования. "Школа финансируются нами, а не вузом. Финансирование никто не снизит,— заявил пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов.— Я не понимаю, зачем увольняться преподавателю, если он при хорошей работе будет получать даже больше, чем в вузе".

Манохин говорит, что хотя городские власти платят учителям зарплату, но языковые уроки, занимающие 30% школьной программы, вуз субсидирует сам. "Научная работа, методики, собственные учебники, все это и многое другое мы тянем на себе,— заявил Манохин.— Мы проводим экзамены в лицее, разрабатываем тесты, привлекаем своих преподавателей. Теперь в лингвистический лицей учеников будет набирать департамент. Я их уважаю, но кто там сможет разработать задания и принять экзамен?"

"Мотивы изменений закона до конца не понятны,— заявил главный редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков.— Возможно, власти хотят упорядочить финансы, управление". По словам эксперта, многие вузы в течение последних лет были вынуждены отказаться от статуса соучредителя и подписали со школами "договор о сотрудничестве". Подобный вариант выбрал, например, МГТУ им. Баумана. "При вузе два лицея — N1580 и 1581. Там преподают наши профессора, оттуда приходят более подготовленные ребята,— рассказал пресс-секретарь Бауманки Андрей Волохов.— Мы слишком много вложили в лицеи труда, поэтому не прекратили сотрудничество: вуз работает с ними по договору".

По сути, Москва требует от "совместных" госшкол определиться: или стать частными, или остаться на полном обеспечение города со всем накопленным за годы "совместного" статуса имуществом, в том числе — недвижимостью. Частная школа гарантированно получает от властей только подушевое финансирование на обучение, но средства на ремонт и ЖКХ должна заработать сама. Редкое число соучредителей нынешних ГОУ способны полностью компенсировать полную оплату содержания школы даже без расходов на учителей. Наконец, перевод школы из статуса ГОУ в НОУ будет означать, что соучредители школы будут в первую очередь финансировать содержание ее инфраструктуры, а не дополнительные расходы на образование — новые частные школы будут долгое время беднее и "исходно частных", и полностью государственных.

По материалам kommersant.ru
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.