Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Насколько качественный электронный журнал/дневник в вашем регионе?

Результаты

Текущий номер

Экстернат: «за» и «против»

Самостоятельно учиться интереснее?

номер 46, от 14 ноября 2017

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 21 ноября 2017

pВ Любинском районе Омской области вывели секрет успеха для руководителей образования: в основе всех решений должно лежать… неравнодушие. Об управлении с человеческим лицом в репортаже Натальи Яковлевой.

pКлассическая триада методов угнетения учителя: проверки, жалобы, отчеты – действует в полную силу. Впрочем, несмотря ни на что, массового исхода из школ не наблюдается… Что же удерживает педагогов? Свой ответ дает Ольга Филимонова.

12 сентября в 17:53

Счетная палата выявила нарушения в ходе реализации программы по созданию новых мест в школах

Учительская Газета
Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки мероприятий по созданию в регионах новых мест в школах. Эксперты отметили ряд серьезных нарушений. В частности, по данным ведомства, в 2017 году на эти цели 29 регионов получили завышенные субсидии, а 28, напротив, заниженные. В целом же, в прошлом году в 26 регионах, несмотря на участие в соответствующей программе, произошел рост числа обучающихся во вторую смену.

​Заседание Коллегии Счетной палаты прошло под председательством Татьяны Голиковой в форме видеоконференции, к которой были подключены все регионы. С докладом выступил аудитор Александр Филипенко. Он напомнил, что программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 гг. была разработана Правительством России во исполнение поручения Президента России. Программа предусматривает обеспечение односменного режима обучения в школах, а также перевод обучающихся в новые школы из зданий с износом 50% и более.

Расходы на реализацию программы за счет средств федерального бюджета по итогам 2016 г. исполнены в сумме 24,98 миллиарда рублей, что составляет 99,9% предусмотренного годового объема.

По данным экспертов Счетной палаты, из 62 запланированных к строительству или приобретению объектов мощностью почти 49 тысяч мест в 2016 году было введено 54 объекта, еще 6 - приняты по актам приемки законченного строительством объекта и в установленные сроки не введены.

"Переход на односменный режим обучения и перевод школьников из зданий с высоким уровнем износа является критериями отбора регионов в 2016 году, но распределение средств осуществлено без учета численности учащихся во 2-ю и 3-ю смены и состояния зданий", - отмечается в докладе аудитора.

На заседании Коллегии было отмечено, что в прошлом году в 26 регионах, принявших участие в реализации Программы, наблюдается рост числа обучающихся во вторую смену. По мнению аудитора, такая ситуация несет риски "перенаполняемости" школ.

При этом Александр Филипенко обратил внимание на то, что от участия в Программе отказались 6 регионов, изначально включенные в Программу в 2016 году, при этом 4 из них имеют высокий процент обучающихся во вторую смену. Так, в Приморском крае 17,3% школьников учатся во вторую смену, в Республике Адыгея –14,9%, в Республике Коми 10,1%, в Республике Алтай – 26,2%.

По словам аудитора, действующие правила предоставления субсидий на софинансирование расходов регионов по созданию новых мест в школах не учитывают "остроту" потребности регионов. Так, регионы, имеющие большую потребность в создании новых мест в школах, лишены возможности получения финансовой помощи из федерального бюджета в необходимом объеме.

Кроме того, расчеты Минобрнауки России по определению размера субсидий регионам недостоверны, утверждает эксперт Счетной палаты. По его словам, расчет субсидий в 2016-2017 гг. производился без учета ряда коэффициентов, в результате чего в 2016 году 36 регионов получили завышенные субсидии, 20 – заниженные, в 2017-м 29 регионов получили завышенные субсидии, 28 – заниженные.

Аудитор отметил, что в 2016 году ряду регионов министерством был осуществлен расчет, исходя из мощности зданий с учетом дошкольных мест. Однако, по информации Минстроя России, показатели стоимости строительства не могут учитывать строительство школ, детских садов и центров дополнительного образования в одном объекте.

"Минобрнауки России и региональные органы исполнительной власти нарушали установленные Правительством России правила предоставления и использования субсидий. Например, Минобрнауки России при отборе регионов для предоставления субсидии не учитывалось наличие у региона программы на 2016-2025 гг.", - сообщил докладчик.

16 регионов в минувшем году допустили нарушения условий соглашения в части соблюдения объема финансирования из региональных бюджетов мероприятий Программы. По словам Александра Филипенко, в результате сложившейся ситуации на настоящий момент в федеральный бюджет должно быть возвращено более 2,2 миллиарда рублей. По данным фактам Счетная палата намерена обратиться в Минфин России.

17 из 50 регионов – получателей субсидии в 2016 году нарушили условия по возмещению из федерального бюджета затрат региона в связи с отсутствием ранее осуществленных расходов.

Как утвержадют в Счетной палате, министерством контроль за соблюдением регионами условий расходования субсидий, осуществлялся не должным образом. Так, шесть регионов расходовали субсидии до внесения проектной документации в реестр Минстроя России. Кроме того, был установлен факт включения в реестр типовой проектной документации проектной документации, не отвечающей нормам СанПин.

"Несмотря на реализацию Программы, в регионах во многих действующих школах не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования. Так, количество классов, не соответствующих нормам СанПин, увеличилось в 2014-2016 гг. на 7%. Не в полной мере соблюдаются требования обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений. Например, почти в 70% общего количества школ в регионах – участниках Программы отсутствует контроль доступа на школьную территорию, в 1/3 отсутствует система видеонаблюдения", - отметила с СП РФ.

В 21 из 65 регионов, принявших участие в реализации Программы в 2016-2017 гг., не соблюдали требования Градостроительного кодекса к формированию документов территориального планирования.

- Выявленных нарушений можно было бы избежать при должном организационно-техническом сопровождении и контроле за реализацией Программы, которое осуществляет ФГБУ "Дирекция "Школа-2025", – сказал аудитор.

Средняя расчетная стоимость создания одного нового места в общеобразовательных организациях в регионах за счет строительства составила 695 тысяч рублей, приобретения – 730 тысяч рублей. При этом стоимость создания места за счет строительства варьируется от 133 тысяч рублей в Архангельской области до 1,5 миллиона рублей в Камчатском крае. Значительные различия также отмечаются в стоимости и количестве закупаемого оборудования.

Среди прочего Александр Филипенко рассказал о том, что Республики Тыва и Калмыкия при полном использовании субсидии в общем объеме 1,3 миллиарда рублей не создали в 2016 году ни одного места в школах. В нарушение своих обязательств Самарская область вместо строительства школы на 1500 мест отчиталась школой на 1175 мест.

Присутствующая на заседании первый заместитель министра образования и науки РФ Валентина Переверзева отметила, что министерство учтет результаты проверок Счетной палаты, в том числе в части пересмотра механизма реализации Программы, а также усилит контроль за выполнением обязательств со стороны регионов.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в Минобрнауки России, администрацию Липецкой области, обращение в Генеральную прокуратуру, а также информационные письма в Администрацию Президента России, Правительство России, Роспотребнадзор, Контрольно-счетную палату Липецкой области, уведомление о применении бюджетных мер принуждения в Минфин России, отчеты в палаты Федерального Собрания. 

Использованы информация и изображения сайта Счетной палаты РФ

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.