Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

С какого возраста уместно начинать профориентацию?

Результаты

Текущий номер

Возвращение к себе

Судьба оставляет с нами тех, кому мы нужны

номер 25, от 18 июня 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№25 от 18 июня 2019 года

pВ России появится закон "о статусе учителя". Правда, пока на региональном уровне – в Ульяновской области. Сейчас документ проходит общественное обсуждение. Предлагаем вам ознакомиться с его проектом и поделиться с нами своими соображениями. Ждем ваши отзывы и предложения по адресу: ug@ug.ru (в теме письма укажите "Статус учителя"). Вполне возможно, что это первый шаг на пути к принятию соответствующего федерального закона.

pГолос ребенка - обычно он почти не слышен. Так происходит и в школе. Исправить эту несправедливость решили организаторы детской конференции "Мысли вслух", предоставив возможность высказаться 168 ребятам из 5 регионов страны. Об этих докладах, глобальных и очень личных, веселых и неимоверно серьезных, и их докладчиках - думающих детях и будущих ответственных взрослых, - в репортаже Ольги Моховой.

p"Не помню, кто сказал эту фразу, но она мне очень нравится: любой поступок, совершенный публично, – это педагогика. Разговоры не должны быть отделены от действительности... Сегодня нужно развивать людей таким образом, чтобы они учились рассуждать, вести философские разговоры. Детей нужно учить быть творцами своей жизни, а не потребителями. Но все равно молодежь сейчас замечательная, во многом лучше нас, потому что она серьезно занимается образованием, языками", - из интервью режиссера, сценариста, продюсера, художественного руководителя Московского драматического театра "Модерн" Юрия Грымова.

26 июня 2017 года в 17:15

Обучение в сильном классе может негативно повлиять на самооценку и успеваемость школьника

Учительская газета
Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Юлия Кузьмина провела исследование, в результате которого выяснила: то, как школьник воспринимает свои успехи в классе, имеет связь с его последующей успеваемостью и планами поступления в вуз.

​Юлия Кузьмина доказала, что ребята в сильных классах имеют более низкую академическую самооценку, чем их сверстники с такими же достижениями, но обучающиеся в коллективах послабее. Действует эффект сравнения. В первом случае ребенок, сопоставляя себя с успешными соучениками, несколько теряется, меньше верит в свои силы. Во втором случае ученик понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и не занижает свои способности. Ученый назвала это "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

В ходе исследования была рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере математики. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России "Траектории в образовании и профессии", в котором принимали участие более 4000 человек. Исследование началось в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).

Результаты исследования опубликованы в статье "Почему плохо учиться в сильном классе" на портале Института образования НИУ ВШЭ. В ней, в частности, поясняется, что академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение). Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным. В то же время, ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе, он может считаться "середнячком".

Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает "эффект славы" (glory effect): сознание "элитности" школы вдохновляет. "Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект "лягушки в пруду" перекрывает позитивные последствия", — подчеркивает исследователь.

В то же время Юлия Кузьмина отмечает, что не совсем справедливо утверждать, что обучение в сильном классе может плохо влиять на будущее ребенка. Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно. 

"Положительный эффект "повышающего сравнения" (сопоставления с теми, кто лучше тебя) возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый. Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего. Его уверенность в собственных возможностях не снижается, а, наоборот, имеет шансы расти", - говорится в статье, посвященной результатам работы ученого.

По информации ioe.hse.ru
Фото Марии Голубевой

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.