Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, правильно ли делить учебный год на 4 четверти?

Результаты

Текущий номер

Доброе утро, мистер Холмс!

Когда-то для Татьяны Черноусовой мечтой стал английский язык

номер 07, от 18 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№7 от 18 февраля 2020 года

pКак помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.

pВ России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст "самостоятельной жизни" ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.

pСегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника "знать" книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.

pОдна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале "Юность", рассказе "Беспокойная натура" действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.

26 июня 2017 года в 17:15

Обучение в сильном классе может негативно повлиять на самооценку и успеваемость школьника

Учительская газета
Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Юлия Кузьмина провела исследование, в результате которого выяснила: то, как школьник воспринимает свои успехи в классе, имеет связь с его последующей успеваемостью и планами поступления в вуз.

​Юлия Кузьмина доказала, что ребята в сильных классах имеют более низкую академическую самооценку, чем их сверстники с такими же достижениями, но обучающиеся в коллективах послабее. Действует эффект сравнения. В первом случае ребенок, сопоставляя себя с успешными соучениками, несколько теряется, меньше верит в свои силы. Во втором случае ученик понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и не занижает свои способности. Ученый назвала это "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

В ходе исследования была рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере математики. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России "Траектории в образовании и профессии", в котором принимали участие более 4000 человек. Исследование началось в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).

Результаты исследования опубликованы в статье "Почему плохо учиться в сильном классе" на портале Института образования НИУ ВШЭ. В ней, в частности, поясняется, что академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение). Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным. В то же время, ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе, он может считаться "середнячком".

Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает "эффект славы" (glory effect): сознание "элитности" школы вдохновляет. "Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект "лягушки в пруду" перекрывает позитивные последствия", — подчеркивает исследователь.

В то же время Юлия Кузьмина отмечает, что не совсем справедливо утверждать, что обучение в сильном классе может плохо влиять на будущее ребенка. Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно. 

"Положительный эффект "повышающего сравнения" (сопоставления с теми, кто лучше тебя) возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый. Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего. Его уверенность в собственных возможностях не снижается, а, наоборот, имеет шансы расти", - говорится в статье, посвященной результатам работы ученого.

По информации ioe.hse.ru
Фото Марии Голубевой

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.