Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Холодно ли в вашей школе?

Результаты

Текущий номер

Посмотреть за горизонт

Свобода и простота - вот главные слагаемые уроков Хизира Ацаева

номер 13, от 31 марта 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№14 от 7 апреля 2020 года

pВ условиях дистанционного образования сильнее всего страдают сельские школы и учителя. Как организовать удаленное обучение там, где не всегда есть Интернет или его скорости недостаточно? В создавшейся ситуации станут явными проблемы с инфраструктурой в глубинке.

pДистанционное образование не является ноу-хау, убежден академик РАО Виктор Болотов. По его словам, в былые времена оно было хорошо известно под именем заочного образования. Относительно его качества можно говорить много, но главная задача, которая до сих пор не решена, – это мотивация учащихся.

pВ ситуация, когда школьники и учителя ушли на вынужденные каникулы, насущным стал вопрос о ценностях семьи, способах длительного совместного времяпровождения детей с родителями, внуков – с бабушками и дедушками. В историческом плане эти размышления связаны с личностью Алексея Острогорского, видного педагогического мыслителя, замечательного теоретика и практика семейного воспитания, чей 180‑летний юбилей отмечается в этом году.

pКакие выгоды дают космические исследования для жизни на Земле? В чем заключается важность и взаимная польза международного сотрудничества на космическом поле? Как изменились требования к этой профессии? В преддверии Дня космонавтики мы пообщались с Сергеем Рязанским, летчиком-космонавтом, Героем России, совершившим два длительных полета на МКС.

26 июня 2017 года в 17:15

Обучение в сильном классе может негативно повлиять на самооценку и успеваемость школьника

Учительская газета
Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Юлия Кузьмина провела исследование, в результате которого выяснила: то, как школьник воспринимает свои успехи в классе, имеет связь с его последующей успеваемостью и планами поступления в вуз.

​Юлия Кузьмина доказала, что ребята в сильных классах имеют более низкую академическую самооценку, чем их сверстники с такими же достижениями, но обучающиеся в коллективах послабее. Действует эффект сравнения. В первом случае ребенок, сопоставляя себя с успешными соучениками, несколько теряется, меньше верит в свои силы. Во втором случае ученик понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и не занижает свои способности. Ученый назвала это "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

В ходе исследования была рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере математики. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России "Траектории в образовании и профессии", в котором принимали участие более 4000 человек. Исследование началось в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).

Результаты исследования опубликованы в статье "Почему плохо учиться в сильном классе" на портале Института образования НИУ ВШЭ. В ней, в частности, поясняется, что академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение). Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным. В то же время, ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе, он может считаться "середнячком".

Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает "эффект славы" (glory effect): сознание "элитности" школы вдохновляет. "Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект "лягушки в пруду" перекрывает позитивные последствия", — подчеркивает исследователь.

В то же время Юлия Кузьмина отмечает, что не совсем справедливо утверждать, что обучение в сильном классе может плохо влиять на будущее ребенка. Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно. 

"Положительный эффект "повышающего сравнения" (сопоставления с теми, кто лучше тебя) возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый. Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего. Его уверенность в собственных возможностях не снижается, а, наоборот, имеет шансы расти", - говорится в статье, посвященной результатам работы ученого.

По информации ioe.hse.ru
Фото Марии Голубевой

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.