Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы думаете, в каком возрасте следует начинать профориентацию учеников?

Результаты

Текущий номер

Максима Максима

Когда математика - легкий предмет

номер 32, от 11 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№33 от 18 августа 2020 года

pАкадемик РАО, директор столичной школы №109 Евгений Ямбург со страниц "Учительской газеты" выступил с августовскими тезисами, обобщив предварительные итоги своих наблюдений. "Когда я слышу утверждение о безнадежной архаике урока, место которого должна занять проектная деятельность учащихся, то напоминаю безоглядным модернистам образования о том, что колесо древнее урока, но ни одна современная машина без него не обходится. Разумеется, урок сегодня должен быть дополнен проектной деятельностью, индивидуальной работой в чатах и другими формами трансляции знаний", – убежден он.

pНа днях стало известно о госпитализации классика детской литературы Владислава Крапивина, он перенес операцию. "Учительская газета" (а с нами, мы уверены, и все читатели) от всей души желает Владиславу Петровичу скорейшего и благополучного восстановления! В ближайшем номере выйдет большое интервью с писателем, за плечами которого – 30 томов собрания сочинений, 200 изданий книг на разных языках мира и почти 60 лет творческой деятельности. Он рассказал о своих новых работах, восприятии современности и литературных планах.

pШкола – это место, в котором происходит вторжение в частную жизнь и детей, и родителей, и педагогов. Иногда это необходимо для защиты интересов детей. Иногда это необоснованное, незаконное и грубое нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Как не превысить свои полномочия, пытаясь сделать "как лучше"? Как вести себя, если стало известно об угрозе благополучию ребенка в семье? Рассказывает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

pС депрессией сталкиваются большинство мам детей с ограниченными возможностями здоровья. Как преодолеть ее и поверить в себя и окружающих? Как не опустить руки и действовать несмотря ни на что? Своим опытом делится Наталья Никулина, мама ребенка с расстройством аутистического спектра, руководитель творческой студии для особых детей и родителей "Творим вместе" (г. Петрозаводск).

28 января 2017 года в 15:06

Ученый Высшей школы экономики выяснила, какой детский сад лучше готовит к школе

Учительская газета
Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, выяснила, какой детский сад лучше готовит к школе.
В исследовании ученого приняли участие дошкольники и первоклассники трех территориальных образовательных комплексов Москвы - двух гимназий и одной школы с углубленным изучением английского языка. Было обследовано 12 первых классов и 6 подготовительных групп детсада и, соответственно, опрошены педагоги этих классов и групп. Выборка первоклассников составила 314 человек, сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ. Результаты работы Анастасии Нисской представлены в статье "Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе".

Исследователь изучила, в какой среде лучше всего формируются важные для первоклассника навыки — умение общаться, самостоятельность, организованность и пр. Важно было понять, какие условия помогают ребенку стать независимым.

Учителей первоклассников просили оценить, насколько дети самостоятельны, уверены в себе, сосредоточены во время занятий, как ведут себя с ровесниками. Дошкольная среда изучалась с точки зрения бытовых условий, занятий и стиля общения в коллективе*. Затем исследователь смотрела, как связаны между собой навыки школьников и их образ жизни в детском саду.

Лучше всего к школе были готовы те дети, педагоги которых уделяли много внимания правильному общению, рассказала Анастасия Нисская. Такие воспитатели поощряли контакты между ребятами, чутко и уважительно относились к их чувствам, не допускали унижений и помогали детям самостоятельно решать конфликты.

В хороших детсадах педагоги, с одной стороны, прислушивались к ребенку, были готовы ответить на любой его вопрос, направить мысли и действия малыша в нужную сторону (поощряли положительное поведение). С другой стороны, они терпеливо учили детей размышлять и принимать самостоятельные решения. Показательно, например, что такие воспитатели давали дошколятам достаточно времени на обдумывание ответов. Таким образом, складывалось партнерское общение. Ребенок и взрослый говорили на равных. Кроме того, дети получали опыт доброго и конструктивного общения друг с другом.

- Если ребенок растет в доброжелательной среде и включен в равноправные отношения с другими детьми и взрослыми, то он в большей степени становится автором своих поступков, — комментирует результаты работы Анастасия Нисская. — Он знаком с гибкостью правил, разнообразием "правильных ответов", понимает свое право на ошибку, хочет и не боится пробовать.

Среда, поддерживающая общение, через педагога дает ребенку понять, что его суждения значимы и весомы, продолжает исследователь. Его действия происходят не в "лабораторных" условиях урока, а в реальной повседневной жизни. Они тоже имеют значение, затрагивают других людей. Погруженность в такую среду дает долгий эффект, который распространяется и на адаптацию к школе, резюмирует ученый.

Расписание в детском саду тоже влияло на самостоятельность ребят. Ее поддерживала такая среда, в которой есть баланс между жесткостью и гибкостью режима дня, переход между разными видами деятельности — плавный и понятный, значительная часть дня посвящена играм.

Важно, чтобы расписание подстраивалось под потребности ребят и под их индивидуальный темп — например, выполнения заданий. Так дети чувствуют себя комфортнее и спокойнее. Кроме того, это проявление уважения к ним.

Таким образом, к школе быстрее привыкают те дети, которые находились в детском саду в гибкой и доброжелательной среде, где ребята и взрослые общались уважительно, на равных.

Фото Марии Голубевой

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.