Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 17 декабря 2019 года

pОдна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

pТема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

pВот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

pНовый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

17 декабря 2016 года в 11:20

Со второй попытки карельский парламент принял правительственную поправку по малокомплектной школе в закон об образовании

Наталья Мешкова
Оба голосования прошли в течение часа. Вначале изменения отклонили, но председатель профильного комитета Лариса Подсадник настояла на повторном голосовании и добилась успеха. Вопрос вызвал на сессии Законодательного собрания РК дискуссию, что само по себе беспрецедентно для нынешнего корпуса депутатов, обычно расправляющихся с повесткой без раздумий, со скоростью пулеметной очереди.
Специалисты и общественность, которых упорно не хотели выслушивать в комитете и не дали слова на сессии парламента,  опасаются, что изменения  в законе приведут к тому, что один учитель будет одновременно обучать детей более чем двух классов: например, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го. Похоже, замахиваются не только на начальную школу, но и на основную — с 5 по 9 класс. Ссылка министра образования Карелии Александра Морозова на то, что так учили еще в советской школе, удивляет: на дворе XXI век, в школе применяются информационные технологии, которых не было тогда, да и программы сейчас усложненные. О каком качестве образования, о котором публично печется министерство, можно будет говорить?

Поправка в закон, которую представляла председатель комитета, ректор Карельского института развития образования Лариса Подсадник, проходила этапы в стенах парламента кулуарно, без привлечения специалистов из авторитетной Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, без обсуждения  с общественностью и родителями. 

На сессии парламента несколько депутатов попытались прояснить уязвимые места закона, задали неудобные вопросы, почему и не получилось принять закон молниеносно, в одну калитку.

Ирина Петеляева поинтересовалась у министра, сколько в Карелии школ, к которым дети добираются свыше 30 минут — максимальное время согласно закону. Александр Морозов уверил, что таких школ нет, что все школьные автобусы соответствуют нормам безопасности и оборудованы системой ГЛОНАСС. На самом же деле в Великогубскую школу Медвежьегорского района дети, в том числе первоклассники, добираются более часа — по пути автобус заезжает за ними в несколько деревень. Есть и другие подобные примеры в разных районах. Но у министерства нет желания обсуждать эту проблему, проще закрыть на нее глаза.

— Если сохранить стратегию сохранения малокомплектных школ, начнут загибаться полнокомплектные школы: не будет контингента, у учителей будет низкая зарплата, молодые педагоги на 05, — 0,8 ставки не поедут работать, — убеждал парламентариев министр.

Депутаты спрашивали о стратегии министерства по школам, где сейчас обучаются один-два ребенка: детей будут подвозить в другие школы или отправят в интернаты? Интересовались списком из 53 предполагаемых малокомплектных основных школ. Александр Морозов, которому явно не понравилось упоминание о списке, ответил, что рабочая группа будет разбираться по каждой школе.

Тот факт, что еще не принятый закон уже учтен в бюджете на 2017 год, подтвердила министр финансов Ирина Ахокас, когда ее вызвали на трибуну перед вторичным голосованием: при первом голосовании законопроект не прошел. Депутат Олег Доценко поведал министру финансов, что средства, выделенные малокомплектным школам через субвенцию,  до них не доходят: муниципальные власти перераспределяют их по своему усмотрению. Он назвал конкретные школы — в поселке Сосновка Медвежьегорского района и в поселке Пудожгорский Пудожского района. 

Гарантий, что подобного больше не будет, министр не дала. Тем не менее после вторичного голосования закон был принят. Министр образования Александр Морозов до конца года должен утвердить перечень малокомплектных школ республики. Опять это произойдет в кабинетной тиши некоей рабочей группой или все-таки будет обсуждение судьбы каждой школы с экспертами и теми, кого эти изменения касаются напрямую?

Комментарии к решению парламента Карелии.

Валентина Сукотова, руководитель общественной организации "Заонежье": 

—  Принятые поправки к закону "Об образовании" губительны для сельских школ. Они не обсуждались ни с родительской общественностью, ни с сельскими педагогами. Каждая школа – явление индивидуальное. Любую сельскую школу надо беречь. Нет школы – нет и деревни, а нет деревни – нет и России.  Да, это затратно, но, наверное, министр образования и депутаты Законодательного Собрания прежде всего, работая с правительством, должны изыскивать возможность для сохранения таких школ. Надо серьезно проработать этот вопрос, взвешивая каждый плюс и каждый минус, но с людьми компетентными, которые понимают, что такое школа, не принимать решение впопыхах, по свистку.
 
Нина Предтеченская, кандидат биологических наук, в прошлом проректор Карельской педакадемии: 

— Имея более пятидесяти лет педагогического стажа, могу утверждать, что никогда никакой учитель, даже если он семи пядей во лбу, не может качественно обучать в одном классе одновременно даже учеников двух разных классов, не говоря уже о большем их числе. Ведь у каждой возрастной группы своя образовательная программа! Надо ли торопиться принимать столь скоропалительные решения?

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ:  

- В произошедшем есть свой плюс: процессы обнародованы, открылись для людей. По-тихому провести оптимизацию теперь не получится. Многое зависит от самих маленьких школ, жителей и родителей наших деревень и посёлков. Промолчат, значит, согласны с такой участью.

Фото Валерия Поташова

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.