Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 17 декабря 2019 года

pОдна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

pТема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

pВот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

pНовый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

15 декабря 2016 года в 06:00

Двадцать команд поборются за победу в финале Всероссийского конкурса "Успешная школа"

Учительская газета
"Успешная школа" - новый конкурсный проект "Учительской газеты" всероссийского уровня. Он проводится при участии Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, а также Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального собрания РФ. Цели и задачи конкурса - совместно с авторитетными экспертами, образовательными организациями, родителями и заинтересованной общественностью выявить объективные критерии успешности российских школ, сформировать эффективную модель успешной школы и обеспечить трансляцию лучших технологий организации образовательного процесса.

3060 школ Российской Федерации прислали материалы для участия в конкурсе. 180 образовательных организаций были отобраны для участия в заочном туре. 20 лауреатов Всероссийского конкурса "Успешная школа" примут участие в финальном очном туре, который состоится в Москве 15-16 декабря 2016 года на базе гимназии №1520 имени Капцовых.

Пять школ - победителей конкурса получат гранты в размере ста тысяч рублей и специальные призы. Лауреатам вручат дипломы и ценные подарки.

Прямую трансляцию финального испытания конкурса можно будет увидеть на сайте "Учительской газеты" www.ug.ru. Зрители трансляции смогут принять участие в онлайн-голосовании, по итогам которого одна из школ-лауреатов получит специальный приз в номинации "Народное признание".

В жюри конкурса "Успешная школа" вошли представители Минобрнауки России, Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; руководители образовательных организаций различных регионов РФ; победители профессиональных конкурсов всероссийского уровня; руководители институтов повышения квалификации и развития образования.

Слово экспертам

Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования:

- Успешная школа - многомерное явление. Это школа, в которой ученики чувствуют себя востребованными и понятыми, а учителя ощущают себя Мастерами в булгаковском смысле этого слова. Это школа, в которой педагогу психологически не грозит феномен профессионального выгорания. Успешная школа - это место, куда учителю хочется прийти и откуда не хочется уходить, потому что это не просто отсидка, не только работа, это сама жизнь.

В успешной школе директор выступает как режиссер и стратег школьной жизни, и главный закон, которым он руководствуется, - определение зоны ближайшего развития и роста учителя и ученика. В успешной школе между учителем и директором возникает психологический симбиоз. В такой школе действует не авторитет власти, а власть авторитета, и к директору, который обладает такой властью, хочется прийти за советом, потому что знаешь: ты будешь услышан и понят.

Успешная школа всегда в ситуации неопределенности, в ней не бегут от сложных вопросов, а используют эту неопределенность как ресурс творческого и личностного развития. Такая школа решает ключевую задачу - как стать успешным в эпоху перемен.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2003, член жюри очного тура Всероссийского конкурса "Успешная школа":

- Сегодня особенно важно осознавать роль школы в воспитании личности, в формировании полноценного, гармоничного и добродетельного человека. И успешной, на мой взгляд, является та школа, которая может, несмотря на текущие сложности и вызовы, справляться с этой важной задачей.

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, член жюри очного тура Всероссийского конкурса "Успешная школа":

- Какая школа сегодня может считаться успешной? Та, что способна сделать каждый этап личностного и профессионального самоопределения школьника качественным и полноценным. Школа вообще должна быть открытой очень разным ребятам, независимо от того, какая у них подготовка, каких правил поведения и культурных норм они придерживаются, какое у них здоровье. Школа должна помочь включиться в общую школьную жизнь всем, кто пришел в нее. Поэтому вариативность, гибкость, ориентация на интересы самого ребенка - это, вне всякого сомнения, критерии успешной школы.

Можно ли измерить успешность? Конечно, особенно в той школе, где у каждого ученика свой индивидуальный план обучения, где для каждого выстроен свой образовательный маршрут, задан персональный тренд на достижение результатов.
В успешной школе во главе угла всегда должны быть интересы конкретного ребенка - не абстрактно высокие баллы ЕГЭ, а те индивидуальные результаты, образовательные устремления и жизненные планы, которые для себя определили как приоритетные ребенок и его семья.

Дмитрий ФИШБЕЙН, директор лицея НИУ "Высшая школа экономики":

- Я возглавляю лицей, в котором обучаются только 10-11-классники. Рискну высказаться банально, но успешной можно считать школу, которая востребована. Например, для нас один из основных показателей - величина конкурса в лицей. Чем больше учеников желают провести два важных года именно в нашем лицее, тем более правильной дорогой мы идем.

Что особенно важно для старшеклассников? Мы сформулировали основные принципы, реализация которых делает школу успешной именно в современном контексте.

1. Принцип базового доверия.
Каждый участник образовательного процесса может рассчитывать на доверительное отношение к его словам и действиям.
2. Принцип взаимного уважения вне зависимости от статуса.
Все участники образовательного процесса уважительно относятся друг к другу.
3. Принцип академической свободы и ответственного выбора.
Лицеистам предоставляются права на индивидуализацию своего образования, заключенные в рамки ряда ограничений, приводящих к необходимости отказаться от чего-либо для совершения выбора.
4. Принцип учебной самостоятельности.
Лицеист умеет учиться: ставить себе учебные задачи, организовать свое время и рабочее место, искать информацию и работать с источниками, распределять учебную нагрузку, коммуницировать для достижения результата.
5. Принцип рефлексивности образовательного действия.
Преподаватель строит программу образовательного действия (урок, экскурсия, индивидуальная консультация, сопровождение проекта и т. п.) на основе анализа результатов предыдущей пробы.
6. Принцип единого образовательного пространства.
Сопротивление автономизации групп учащихся или преподавателей. Создание среды, обеспечивающей широкие горизонтальные связи среди учащихся и преподавателей.
7. Принцип совместного проектирования и развития лицея.
Преподаватели и учащиеся лицея не только разделяют его основные установки, но и имеют возможность принимать непосредственное участие в проектировании следующих шагов развития.

Сайт конкурса: успешнаяшкола.рф

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.