Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы думаете, в каком возрасте следует начинать профориентацию учеников?

Результаты

Текущий номер

Максима Максима

Когда математика - легкий предмет

номер 32, от 11 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№33 от 18 августа 2020 года

pАкадемик РАО, директор столичной школы №109 Евгений Ямбург со страниц "Учительской газеты" выступил с августовскими тезисами, обобщив предварительные итоги своих наблюдений. "Когда я слышу утверждение о безнадежной архаике урока, место которого должна занять проектная деятельность учащихся, то напоминаю безоглядным модернистам образования о том, что колесо древнее урока, но ни одна современная машина без него не обходится. Разумеется, урок сегодня должен быть дополнен проектной деятельностью, индивидуальной работой в чатах и другими формами трансляции знаний", – убежден он.

pНа днях стало известно о госпитализации классика детской литературы Владислава Крапивина, он перенес операцию. "Учительская газета" (а с нами, мы уверены, и все читатели) от всей души желает Владиславу Петровичу скорейшего и благополучного восстановления! В ближайшем номере выйдет большое интервью с писателем, за плечами которого – 30 томов собрания сочинений, 200 изданий книг на разных языках мира и почти 60 лет творческой деятельности. Он рассказал о своих новых работах, восприятии современности и литературных планах.

pШкола – это место, в котором происходит вторжение в частную жизнь и детей, и родителей, и педагогов. Иногда это необходимо для защиты интересов детей. Иногда это необоснованное, незаконное и грубое нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Как не превысить свои полномочия, пытаясь сделать "как лучше"? Как вести себя, если стало известно об угрозе благополучию ребенка в семье? Рассказывает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

pС депрессией сталкиваются большинство мам детей с ограниченными возможностями здоровья. Как преодолеть ее и поверить в себя и окружающих? Как не опустить руки и действовать несмотря ни на что? Своим опытом делится Наталья Никулина, мама ребенка с расстройством аутистического спектра, руководитель творческой студии для особых детей и родителей "Творим вместе" (г. Петрозаводск).

8 сентября 2016 года в 18:00

Ученые НИУ ВШЭ рассказали о феномене школ с низким индексом социального благополучия, но высокими результатами учеников

Учительская газета
Ученые НИУ ВШЭ провели исследование, объектом которого стали школы, показывающие высокие образовательные результаты даже при условии, что основной контингент учащихся в них составляют дети из неблагополучных семей. Это так называемые резильентные школы (от англ. resilient — "живучий, устойчивый, несгибаемый") . У них нет специального финансирования, они не занимаются отбором учеников и по внешним признакам ничем не отличаются от обычной школы.

Тем не менее дети из неблагополучных семей, обучающиеся в резильентных школах, имеют высокие шансы на поступление в вузы, следует из исследования Марины Пинской, Татьяны Хавенсон и Натальи Козиной. Феномен резильентной школы рассмотрен в их докладе "Билет на ковчег, или В каких школах учатся резильентные ученики".

Резильентные школы входят в 25% школ, которые обучают самых неблагополучных по семейному бэкграунду учеников. Одновременно они числятся среди 25% школ с наилучшими образовательными достижениями. Из 1270 школ, которые фигурируют в выборке исследования, таких оказалось 38, то есть 3%. Всего же ученые выделили четыре группы школ: с низким ИСБ (индекс социального благополучия школы) и низкими образовательными результатами, с низким ИСБ и высокими результатами (это и есть резильентные школы), с высоким ИСБ и низкими результатами и с высоким ИСБ и высокими результатами.

Индекс социального благополучия школы строится на таких параметрах, как доля учеников из семей с высшим образованием, доля детей безработных родителей, доля ребят, состоящих на разных формах учета, доля детей с неродным русским языком.

По достижениям — средним баллам ЕГЭ по русскому языку и математике - резильентные школы лишь немного отстают от школ с высоким ИСБ. При этом выпускники резильентных школ чаще поступают в вузы, чем дети из неблагополучных семей, обучающиеся в школах первой группы.

Исследователи попытались прояснить, в чем секрет успеха резильентной школы, что оказалось не так просто. Высокие результаты могут быть достигнуты с помощью материальной поддержки. Однако резильентные школы, как выяснилось, по этим объемам — отнюдь не лидеры. По размеру зарплат учителей и внешних "инвестиций" в разные направления изучаемая группа отстает не только от самых благополучных школ, но и от школ с высоким ИСБ и слабой успеваемостью.

Тогда можно было бы предположить, что в резильентных школах собрались необычные, предрасположенные к успеху дети. Но и эта гипотеза не оправдалась. Так, о сознательном выборе родителями таких школ говорить не приходится. В них приходят дети, живущие "в шаговой доступности". Сами резильентные школы также не отбирают учеников и переводят в 10-й класс почти всех желающих.

В итоге, исследователи пришли к выводу, что источник резильентности находится внутри самой школы, а не вне ее. Руководители резильентных школ, по результатам опросов, считают главным конкурентным преимуществом своего учреждения высокие баллы ЕГЭ выпускников. Они активнее коллег из других школ выбирают и ответ о достижениях учеников в олимпиадах и конкурсах. Таким образом, директора резильентных школ акцентируют внимание на высоких результатах учеников.

Также резильентные школы активнее других формируют концентрированную образовательную среду. По мнению директоров резильентных школ, для родителей крайне важны разнообразные программы профильного обучения. Опции детей расширяет и дополнительное образование. Иными словами, подчеркнули эксперты, для резильентных школ важнее, чем для "образцовых", создать все условия для успешного обучения.

Исследователи проследили траектории детей из резильентных школ. С переходом в старшую школу изучаемая группа школ все же отстает. Эта пробуксовка еще более заметна на стадии зачисления в вуз: социальный лифт для детей из резильентных школ приостанавливается. В университеты из таких школ, как уже говорилось выше, поступают больше детей, чем из школ первой группы, но меньше, чем из школ для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами.

"Дети из семей со сложным социально-экономическим положением получили шансы, но мы пока не видим, как они их используют, — пояснили ученые. — Через продолжение академической траектории они их используют не всегда". Таким образом, резильентные школы позволяют сгладить неравенство, но лишь частично.

По информации Института образования НИУ ВШЭ

Фото Марии Голубевой из архива "УГ"


8 сентября 2016, 23:27
"Резильентные школы входят в 25% школ, которые обучают самых неблагополучных по семейному бэкграунду учеников". А почему бы не сказать это по-русски?
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.