Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

С каким чувством в основном вы ждете сейчас начала нового учебного года?

Результаты

Текущий номер

Сказка про доброго носорога

Именно с этим героем Бориса Заходера сравнивает себя Анна Корзунина

номер 31, от 4 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№32 от 11 августа 2020 года

pО питании детей в школах политики, чиновники, родители и сами ученики говорят каждый год. Периодически интернет взрывается комментариями о том, как и чем кормят наших детей. Но как же решить проблему? Дискуссию инициируют СМИ, ОНФ, детские омбудсмены, а воз и ныне там – в плохо оборудованных столовых, стаканах с остывшим чаем и холодных обедах, накрывать которые помогают дежурные школьники. О проблемах школьного питания – в материале Марии Голубевой.

pС школьной травлей так или иначе сталкивается практически каждый ребенок. Обидные прозвища, бойкоты и даже избиения. И тогда школьная жизнь превращается в ад, дети сбегают с уроков, обманывают родителей и даже уходят из дома. Об этом написано много книг, сняты берущие за душу фильмы. Однако травля непобедима. Почему? В чем ее коренные причины и кто виноват? Об этом наш новый выпуск рубрики "Эпицентр".

pРоссийское учительство замерло в ожидании 20 августа, когда будет объявлен формат нового учебного года. Замерло в ожидании и тревоге. Как минимум потому, что за 10 дней предстоит сделать в зависимости от формата очень многое, возможно, опять "перестроиться в марше", переписать рабочие программы и расписания уроков, перенастроить родителей, перекроить привычный график неурочной жизни. О тревогах и надеждах рассуждает Екатерина Тенютина, заместитель директора Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.

pВ самом начале своей музыкальной творческой карьеры Валерий Сюткин играл в школьных ансамблях, иногда исполняя композиции The Beatles и Deep Purple – музыку, которая не очень-то приветствовалась в СССР. Как это отразилось на его дальнейшей профессиональной судьбе? Об этом, а также своей семье, любимых мелодиях юности и работе в проекте Первого канала "Голос" известный артист рассказал в эксклюзивном интервью "Учительской газете".

25 июня 2016 года в 14:00

Школьники и их родители назвали главные недостатки в организации и содержании уроков физкультуры

Мария Дмитриева
Минобрнауки РФ впервые провело масштабное социологическое исследование вовлеченности детей и молодежи в занятия физкультурой и спортом. Оно охватило более 12 тысяч школ, около 1,5 тысячи ссузов и свыше ста вузов во всех регионах страны. Школьники, родители и студенты назвали главные недостатки в организации и содержании занятий по физкультуре.

Результаты исследования представил на Международном конгрессе учителей физкультуры в Петрозаводске начальник отдела развития физкультуры, спорта и здорового образа жизни Департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Минаев.

Социологическое исследование вовлеченности учащихся и студентов в занятия по физкультуре проходило в феврале-марте этого года. Оно было направлено на выявление системных проблем по организации занятий в условиях перехода на новые ФГОС. 

Всего в масштабном анкетном опросе приняли участие около 14 тысяч образовательных организаций во всех субъектах РФ: 12 460 школ (более 800 тысяч школьников и около 500 тысяч родителей), 1463 учреждения СПО и более ста вузов. 

"Такое масштабное исследование было проведено впервые, и оно необходимо, чтобы знать, какая ситуация у нас в целом по этому предмету в системе образования, для того чтобы сформировать единое образовательное пространство в области физкультуры и спорта, - пояснил Александр Минаев. - Чтобы физкультура стала частью жизни, а не просто обязательным предметом, надо, чтобы школьники посещали уроки не для оценки, а для саморазвития". 

Согласно результатам анкетирования, 84% школьников признают, что физкультура и спорт необходимы человеку для полноценной жизни. Самые популярные мотивы для посещения уроков физкультуры оказались связаны с саморазвитием: развитие физических качеств (58%), укрепление здоровья (54%), оптимизация двигательного режима (49%), приобретение прикладных умений и жизненных навыков (43%).

Однако, как отметил представитель министерства, в пятерку наиболее распространенных мотивов все же входит получение оценки или зачета, но не попадает приобретение знаний.

66% учащихся удовлетворены уроками, но многие отмечают недостатки занятий в школе. Самым распространенным признано однообразие видов деятельности - так ответило около половины юных респондентов. 41 проценту школьников кажется неинтересным содержание программы. 30% не устаривает невозможность выбора видов деятельности, 28% - отсутствие современных спортивных сооружений, 26% - неудобное положение урока в расписании, 18% - отсутствие удобных раздевалок и душевых, 12% - недостаток инвентаря и оборудования.

Как рассказал Александр Минаев, наиболее интересны учащимся виды деятельности, связанные с двигательной активностью: подвижные спортивные игры, физические упражнения. Все большую популярность приобретает Комплекс ГТО. 

Меньший интерес вызывает выполнение заданий с использованием учебных пособий - более увлекательно для ребят объяснение материала с помощью информационных и электронных технологий. "Но непопулярные виды деятельности дают теоретические основы, поэтому встает вопрос о современном учебнике по данному предмету", - констатировал чиновник. Он предположил, что таким пособием мог бы стать электронный интерактивный учебник с возможностью персонифицированного освоения содержания с учетом особенностей здоровья и интересов ребенка.

Один из наиболее значимых выявленных недостатков - это неучет особенностей состояния здоровья школьников. Детей попросили написать, как организованы уроки, занимаются ли они с ограничениями, и как направлены занятия на улучшения состояния здоровья. В итоге анализ показал, что учащиеся основной медицинской группы крайне редко испытывают трудности при выполнении двигательно-активных заданий (67% справляются пракически всегда). Но в подготовительной группе уже значительно меньше тех, кто способен выполнить все задания без проблем (36%). А в специальной медгруппе гораздо больше тех, кто практически не справляется с заданиями (каждый десятый). 

"Это указывает на то, что для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья не выбирается оптимальная физическая нагрузка", - отметил Александр Минаев.

При этом 2% учащихся имеют медицинское противопоказание к физическим нагрузкам и не допущены к практическим видам физкультурной деятельности. Из них 45% выполняют теоретические задания, 14% помогают учителю, а большинство - 48% - просто присутствуют в спортзале и занимаются своими делами. 

Родители также дали свою оценку организации уроков физкультуры, 44% заявили о недостатках. Так, 29% отметили неучет потребностей детей с ОВЗ, 15% - недостаток инвентаря и оборудования, 13% - неудовлетворительное состояние спортивной инфраструктуры, 12% - ориентацию уроков на физподготовку и 8% - отсутствие индивидуального подхода. "То есть не достигается весь комплекс результатов обучения, обозначенный Федеральным государственным образовательным стандартом", - прокомментировал Александр Минаев.

По результатам опросов студентов ссузов, выяснилось, что присутствуют те же проблемы, что и на уровне общего образования: студенты значительно больше заинтересованы в физической подготовке, чем в приобретении знаний. До 50% студентов видят недостатки в содержании знаний и организации спортивной инфрстуктуры. 

При этом есть существенные различия между уровнями образования в степени удовлетворенности учащихся. Так, полностью удовлетворены занятиями физкультурой 66% школьников, 60% учащихся СПО и 53% студентов вузов. Готовы посещать занятия 62% школьников, 45% студентов СПО и 29% - вузов.

Как пояснил начальник отдела департамента Минобрнауки РФ, результаты этого исследования дают предпосылки для модернизации образовательных программ по физкультуре, совершенствования организации занятий и повышения качества преподавания. Необходима разработка и внедрение современных учебных методических материалов. Также важно развивать интеллектуальное освоение предмета учащимися всех уровней.

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.