Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Некоторые считают, что настоящего мужчину может воспитать только учитель-мужчина. Вы согласны?

Результаты

Текущий номер

Английский марафон

То, что кажется случайностью, на самом деле закономерно

номер 49, от 3 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№50 от 10 декабря 2019 года

pНовые версии ФГОС стали настоящем полем битвы. Один из недавних ее эпизодов - отрицательное заключение РАО, зафиксировавшее более 500 недостатков в проекте документа. Впрочем, публично данное заключение называется "единственным отрицательным"... Говорит ли это на самом деле о высоком качестве проекта ФГОС или об административном безразличии к содержанию образования? Свою точку зрения по этому поводу высказал член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

pСмерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

p11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них - пожалуй, наивысший по накалу - внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.

10 июня 2016 года в 13:00

Выпуск уникальных пособий для неговорящих детей начался в Петрозаводске

Мария Голубева
В столице Карелии стартовал проект по организации производства коммуникативных пособий. Он является некоммерческим и реализуется за счет "народного финансирования" – сбора средств через краудфандинговую платформу. Комплекты бесплатно передадут коррекционным школам и садикам республики, чтобы специалисты и родители познакомились с этой методикой и начали активно ее использовать.

​В Карелии примерно 68 процентов детей имеют нарушения речевого развития, а 200 тысяч российских детей испытывают трудности именно в речевом общении. Это совершенно не означает, что всем им необходимы именно такие пособия. Однако специалисты уверены - если есть хоть малейшая возможность научить ребенка говорить, ее надо использовать.  И работа с карточками PECS - это шанс, иногда единственный, установить контакт с особым ребенком, не использовать который в повседневной жизни просто нельзя. Первоисточник методики - книга Лори А. Фроста и Энди Бонди "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)".

Об этом и многом другом не понаслышке знает Наталья Никулина, мама Степы, который всему городу доказал, что аутизм - это состояние, которое помогает взрослым не останавливаться, а вдохновляет на создание новых проектов. Еще одно новшество сейчас реализуется в Детско-юношеском центре Петрозаводска: помимо взрослых в воплощении идеи участвуют воспитанники центра, которые получили возможность получать небольшой доход за свой труд.

Наталья Никулина встретилась со мной в перерыве между возведением забора и посадкой деревьев в саду творческой студии особых детей. Цель встречи для меня - расспросить о новом проекте человека, который уже несколько лет делает все возможное и невозможное, чтобы дети с особенностями развития получили шанс на социализацию и принятие. Сама Наташа воспитывает троих детей, младший из которых - Степан.

Стараниями мамы и специалистов мальчик не заперт в четырех стенах, в этом году посещал детский сад, рисует, играет, общается в меру сил и потребностей. В общем, растет и развивается. Как это удается Наталье - история особая. Она об этом говорит мало и неохотно. А вот с родителями собственными наработками делится охотно. Ее сил хватает еще и на идеи. Одна из них - это создание коммуникативных карточек и пособий для альтернативной коммуникации.

Кому могут быть полезны карточки? Детям, которые не говорят в силу разных особенностей, в том числе и расстройства аутистического спектра (РАС).

- На самом деле, обучая ребенка общаться с карточкой, мы объясняем ему таким образом, что речь - это обмен. Прежде чем получить ответ, ребенок должен сказать о своем желании - буквально дать карточку взрослому.

Когда этот механизм ребенком усвоен, можно переходить к более сложным заданиям - составлять предложения, планировать свой день с помощью динамического расписания, работать с системой поощрения, изучать иностранный язык, учиться выбирать одежду по погоде.

- Это универсальная система, которая дает шанс неговорящему ребенку быть понятым своими близкими. Но карточки PECS могут быть полезны не только детям. Например, взрослым, которые перенесли инсульт и не говорят, они тоже помогут. Мы сделали такие для пациентов одного из карельских интернатов. Теперь неговорящие взрослые всегда могут показать своим помощникам, в чем они нуждается именно сейчас, - рассказывает Наталья. - Идея таких карточек меня вдохновляла давно, а в этом году я начала более детально знакомиться с этой технологией. Несколько лет назад я увидела работы дизайнера Дарьи Березиной для своего ребенка. Так и родился наш проект.

Проект по организации производства коммуникативных пособий является некоммерческим и реализуется за счет "народного финансирования" – сбора средств через краудфандинговую платформу. Собранные средства позволят закупить необходимое оборудование и расходные материалы, чтобы поставить производство на поток. 50 комплектов пособий бесплатно передадут коррекционным школам и садикам Карелии, чтобы специалисты и родители познакомились с этой методикой и начали активно ее использовать.

- Началось все с того, что Наташа увидела у меня иллюстрированное текстильное расписание для полуторагодовалого сына, с помощью которого я пыталась заменить слова "пора, пора, надо, надо..." на картинки, которые были выстроены в ряд по очередности выполнения и которые отрывались от панели в случае, когда дело было сделано, - рассказывает Дарья Березина. - Это помогло сориентировать веселого и шустрого ребенка во времени и повседневных делах. Наташа со своим сыном увидела это расписание у меня на стене как раз в тот момент, когда начала читать про прикладной анализ поведения и альтернативную коммуникацию для детей-аутистов. Она сказала, что это как раз то, что описывается в литературе и называется "визуальное расписание".

Летом 2015 года Наташа Никулина проводила лагерь для особых детей и Дарья Березина проиллюстрировала для его воспитанников несколько карточек. Они понравились родителям и ребятам.

- Тогда мы стали думать о том, как мог бы выглядеть наш проект, и именно в это момент кто-то подсказал нам, что идет набор заявок социальных проектов на конкурс от фонда "Навстречу переменам", - продолжает свой рассказ Дарья. - Мы не были готовы, только обозначили идею, и я нарисовала около 50 картинок. Но в процесс заполнения заявок, а потом по мере успешного продвижения от одного этапа конкурса к другому, мы все более четко стали понимать как все должно быть устроено. Очень помогли обучающие семинары. Но особенно вдохновило то, что мы вышли в финал - то есть стали одними из 12 лучших проектов по России. После этого чувствуем, что обязаны держать планку.

Очевидно, что создание пособий отнимает немало  времени и сил и в настоящий момент не приносит прибыли. Что же мотивирует Дарью Березину?

- По образованию я художник, текстильный дизайнер, в основном моя деятельность связана с дизайном и пошивом сценических образов, одежды, предметов домашнего декора. Мне нравится технологическая составляющая этого процесса: оптимальные решения, скорость, экономичность. В некотором роде творческий азарт, который как нельзя лучше находит применение на производстве коммуникативных книг, пособий и карточек, - поясняет моя собеседница. - Мне нравится общаться с клиентами, нравится, когда нам удается сделать именно то, что помогает ребенку. А еще я верю в успех нашего проекта. Мы чувствуем себя частью команды, совместно с крупными Российскими фондами мы распространяем информацию о средствах альтернативной коммуникации с помощью картчек PECS, о методике, которая помогает детям, испытывающим трудности в речевом общении быть понятыми и чувствовать себя более комфортно в семье, в обществе. У нас прекрасная команда школьниц, которая работает на производстве в цеху при ДЮЦ. Мы познакомились с удивительными специалистами, которые работают с особыми детьми. 

По словам Дарьи, особенно приятный момент – это подарки, точнее, заказы, которые выполняются в подарок кому-то. "То есть человек хотел подарить малознакомому особому ребенку наши пособия. И это навело нас на мысль о том, как можно сделать это более доступным для всех желающих и с оптимальной пользой для получателя. Теперь каждый может положить любую сумму в наш виртуальный банк. А мы сможем воспользоваться ей, чтобы оплатить заказ (или часть заказа), поступившего к нам от клиента. И на пособии, которое будет оплачено спонсором, появится наклейка с его именем и добрыми пожеланиями. Одним словом, мы не останавливаемся, у нашего "Планика" большие планы!", - верят разработчики пособий.

Сбор средств открыт на краудфандинговой платформе "Бумстартер" и продлится до конца июня. Уже за первые несколько часов на реализацию проекта поступило 150 тысяч рублей, что составляет 80% от минимально необходимого объема средств. Поддержать проект можно на любую сумму, начиная от 200 рублей. Также у проекта есть своя группа в соцсети, где все желающие могут подробнее о большом начинании.

Фото автора и Дарьи Березиной

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.