Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Хотели бы вы принять участие в федеральной программе "Земский учитель"?

Результаты

Текущий номер

Центр тяжести

О подготовленности учителей и образовании

номер 14, от 7 апреля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№14 от 7 апреля 2020 года

pВ условиях дистанционного образования сильнее всего страдают сельские школы и учителя. Как организовать удаленное обучение там, где не всегда есть Интернет или его скорости недостаточно? В создавшейся ситуации станут явными проблемы с инфраструктурой в глубинке.

pДистанционное образование не является ноу-хау, убежден академик РАО Виктор Болотов. По его словам, в былые времена оно было хорошо известно под именем заочного образования. Относительно его качества можно говорить много, но главная задача, которая до сих пор не решена, – это мотивация учащихся.

pВ ситуация, когда школьники и учителя ушли на вынужденные каникулы, насущным стал вопрос о ценностях семьи, способах длительного совместного времяпровождения детей с родителями, внуков – с бабушками и дедушками. В историческом плане эти размышления связаны с личностью Алексея Острогорского, видного педагогического мыслителя, замечательного теоретика и практика семейного воспитания, чей 180‑летний юбилей отмечается в этом году.

pКакие выгоды дают космические исследования для жизни на Земле? В чем заключается важность и взаимная польза международного сотрудничества на космическом поле? Как изменились требования к этой профессии? В преддверии Дня космонавтики мы пообщались с Сергеем Рязанским, летчиком-космонавтом, Героем России, совершившим два длительных полета на МКС.

15 февраля 2016 года в 14:55

Эксперты обсудили, какой должна быть система подготовки и переподготовки современного педагога

Вадим Мелешко
В рамках XIII конференции “Тенденции развития образования” в МИА "Россия сегодня" прошёл мультимедийный круглый стол на тему “Кто и чему учит учителя?” Новой школе нужен новый педагог, однако где их взять, каким учреждениям доверить подготовку и переподготовку кадров для системы образования?

По словам декана факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елены Ленской, если педагогические вузы сейчас активно меняются, ищут новые, более эффективные подходы к подготовке будущих учителей, то к системе ИПК до сих пор остаётся очень много вопросов и претензий. Пока что этим учреждениям не удаётся угнаться за возросшими потребностями педагогов, предложить им что-то новое, интересное, оригинальное. Такое положение во многом объясняется тем, что далеко не всегда здесь работают профессионалы высшей пробы, которые привыкли работать по старинке, да и зарплаты там не больно велики. Порой вопрос даже ставится весьма радикально – способны ли такие учреждения вообще выжить в нынешних условиях, да и нужны ли они в том виде, в котором существуют.

- Тема эффективности работы ИПК наиболее активно обсуждается сегодня по целому ряду причин, - сказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. – Раньше, как мы помним, повышать квалификацию учителя должны были раз в 5 лет. Затем – раз в 3 года. Но все мы и так прекрасно понимаем: делать это нужно постоянно, иначе не угнаться за быстро меняющимся миром. У нас активно внедряется инклюзивное образование, однако мало кто из педагогов обладает необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками. Усиление воспитательного аспекта также заставляет искать новые подходы в работе с детьми. И делать это приходится в режиме нон-стоп, с учётом современных реалий, обусловленных возросшим влиянием СМИ, социальных сетей и т.д. По новым ФГОС, несмотря на бравые отчёты и победоносные доклады с мест, люди до сих пор не умеют работать, и чтобы восполнить этот пробел, никакими “раз в 3 года” не спастись. Скажу больше – сейчас ни один ИПК в стране не в состоянии дать учителю то, что ему нужно для работы по новым стандартам. Сделать это можно, только если в корне перестроить всю систему, наполнить её новым содержанием. И, конечно же, нельзя не упомянуть новый профессиональный стандарт учителя. Каким бы они ни был, все мы должны стремиться к нему, а значит – постоянно повышать свою квалификацию, компетенцию. 

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко отметил, что модульная система подготовки будущих учителей способна решить многие задачи и удовлетворить современные требования, предъявляемые к педагогу. Так, если раньше главный упор был сделан на академические знания, а практике отводилась довольно мало времени, то сейчас теория и практика почти неразделимы. Студент, получая тот или иной объём знаний, идёт в школу и на месте может удостовериться, работают ли изложенные преподавателем принципы, и если нет, то что этому мешает.
 
- Мы очень чётко отслеживаем обратную связь, чтобы не допустить работы впустую, - рассказал ректор МГПУ. – Если у студента или выпускника возникают какие-либо проблемы, мы тщательно изучаем причины и, если необходимо, меняем учебный план, чтобы ликвидировать тот или иной пробел. Но хочу напомнить, что в педагогике нет универсальных решений и рецептов. Каждый подход, по сути, штучный, индивидуальный. У одного преподавателя он работает блестяще, у другого – нет, также очень многое зависит и от возраста и контингента учащихся. Поэтому ситуации можно разбирать до бесконечности, но каждому в итоге всё-таки приходится действовать самостоятельно, опираясь на теорию, с учётом своих и чужих ошибок. 

Как отметили выступающие, сегодня повысить квалификацию можно отнюдь не только в учреждениях ИПК. Теперь появилась целая сеть самых разных организаций и учреждений, которые предлагают свои услуги и активно конкурируют друг с другом за “клиента”. Подушевое финансирование позволяет каждой школе самостоятельно решать, кто и где из учителей будет проходить курсы повышения квалификации, в результате те структуры, которые относятся к делу добросовестно, пользуются популярностью. 

Нельзя игнорировать абсолютно очевидный факт: социальные сети как средство трансляции той или иной информации позволяют организовать виртуальные курсы для практически неограниченного количества пользователей. К примеру, по словам Игоря Реморенко, многие блогеры, в том числе, те, кто ведёт образовательные занятия в сети, имеют аудиторию, исчисляемую сотнями тысяч человек. Вряд ли какой-нибудь ИПК способен предоставить людям такую возможность. Нужно учиться реализовывать тот потенциал Интернета, который доступен каждому. 

В заключении спикеры ещё раз пригласили всех присутствующих поучаствовать в конференции “Тенденции развития образования”, которая пройдёт в Москве 18-19 февраля.

Фото автора

16 февраля 2016, 09:18
Зачем делать? У нас так не принято. У нас принято обсуждать, проводить конференции, круглые столы, дискуссии. Делать некому, все очень заняты говорильней.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.