Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 17 декабря 2019 года

pОдна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

pТема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

pВот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

pНовый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

1 декабря 2015 года в 18:46

На обсуждении в Общественной палате раскритиковали Единую концепцию преподавания русского языка и литературы

Мария Дмитриева
В Общественной палате РФ прошло обсуждение проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ. Эксперты-филологи подвергли документ резкой критике. Мнения разработчиков услышать не удалось.

Так, Ольга Зайцева, Заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы школы №2097, рассказала, что не впервые участвует в обсуждении концепции. По её словам, документ внушает "профессиональный ужас"

- Данная концепция абсолютно нелогична, полна противоречий, последовательно не может рассматриваться как целостный документ, как система взглядов. 

Ольга Николаевна обратила внимание на то, что в концепции неоднократно делается упор на коммуникативную роль русского языка (в том числе и её значение для достижения успехов в профессии).

- Я не понимаю, как можно решать задачи воспитания личности, приобщения к культуре, к традиции, если русский язык рассматривается при обучении только как средство общения, если важны только коммуникационные и стилистические средства общения? Российские дети не могут изучать русский язык, как иностранный, довольствуясь уровнем бытового и профессионального общения. В концепции русский язык рассматривается откровенно утилитарно.

Педагог отметила, что в пункте 2.2. проекта сказано, что выпускники недостаточно владеют навыками устной и письменной речи. "Причем выводы сделаны на результате ЕГЭ. У нас очень приличный уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку - на каком основании они делают такие выводы? "Нормы русского языка не знают, особенности речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать мысли". И как же решить эту проблему предлагает нам концепция? Очень просто. Пусть все, кроме будущих филологов, сдают базовый экзамен. А на базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью... Логика просто поражает: недостаточно владеют - пусть сдают только базу на уровне утилитарной коммуникации", - возмутилась Ольга Зайцева.

Учитель русского языка и литературы Алексей Федоров затронул этот же момент: для большей наглядности он сравнил ученическую аудиторию с футбольной сборной. К примеру, команде не хватает определенных спортивных качеств, но игрокам, вместо того, чтобы работать над ними, предлагают вовсе вырезать их развитие из тренировочной программы.

Ольга Александрова, заведующая Центром филологического образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования", представила подробный анализ проекта концепции с указанием недостатков. В итоге, специалист пришла к выводу: "Если этот текст базовый, то над ним надо работать не просто редакционно, но и содержательно".

Александр Гулин, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, был более кардинален, заявив, что в представленном документе и вовсе нечего редактировать - нет, в принципе, основы для редактирования. Александр Гулин также выразил опасения, что указанную концепцию могут "спустить сверху" и заставить использовать. Кроме того, ученый резко заявил, что представленная концепция завершает развал филологического образования.

Елизавета Хамраева, доктор педагогических наук, дала оценку части, касающейся преподавания русского языка как неродного и иностранного. Эксперт заявила, что один из её пунктов нарушает Конституцию РФ и несет в себе конфликтогенность. Ученый рассказала, что при чтении проекта она предположила, что "данный документ - провокация".

Таким образом, прозвучало немало критики в адрес проекта и его разработчиков. Говорили даже, что нужно потребовать от них вернуть деньги, потраченные на эту работу. Как бы то ни было, мнение создателей документа услышать не удалось - их на обсуждении просто не было.

Напомним, общественные консультации по Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ продолжаются на сайте edu.crowdexpert.ru. Все желающие могут ознакомиться с её текстом и оставить свои предложения и замечания в комментариях.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.