Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Поставьте оценку своему летнему отдыху:

Результаты

Текущий номер

Школа была бы просто зданием, если бы не было в ней учителей

В «Рассвете» прошел третий форум молодых педагогов Кубани «ПрофСтарт», организованный краевым комитетом Профсоюза образования при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики края и Института развития образования

номер 42, от 16 октября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№43 от 23 октября 2018 года

p"Часто говорят: учебник больше не нужен, всю необходимую информацию можно найти в Интернете, а значит, надо просто научить детей тому, как им пользоваться. На самом же деле учебник нужен, он должен являться тем мерилом, по которому уже можно будет сверять все остальное, - считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Мнения других участников дискуссии в Общественной палате РФ по теме учебников – в нашем спецрепортаже.

p"Репетиторство ставит под сомнение многие достижения российского образования, которые сегодня приписывают успешным реформам, удачно проведенной модернизации, введению ЕГЭ, ФГОС и так далее. Получается, что в значительной степени подготовку в вуз, победы на олимпиадах, высокий балл на выпускном госэкзамене и международных тестированиях обеспечивает не школа сама по себе, а люди "со стороны", - из эксклюзивного интервью доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Собкина.

pШкола №2 села Приволжье Самарской области - бронзовый призер конкурса «Успешная школа» 2017 года. Это многоплановое учреждение: здесь и сама школа, где обучаются 450 человек, и ее филиал, и детский сад, и спортшкола, и Дом детского творчества… Казалось бы, от такого количества задач у директора голова должна идти кругом, но Лилия Сергачева говорит, что у нее есть главное – сплоченная команда. О том, как ее удалось создать, – в материале Натальи Яковлевой.

27 сентября 2015 года в 10:00

Час с министром. О чем спросили Дмитрия Ливанова финалисты "Учителя года России"

Ольга Максимович, редактор сайта "Учительской газеты"
Урок, мастер-класс, образовательный проект, педсовет – эти испытания только часть расписания всероссийского финала "Учителя года России". Конкурсная жизнь всегда шире рамок профессионального состязания. Она открывает столько возможностей, сколько каждый готов взять. Здесь и общение с талантливыми коллегами, и погружение в традиции и культуру региона, где проходит конкурс. И даже личные встречи с главой государства и министром образования и науки.

​Встреча с Президентом России Владимиром Путиным для 15-ти финалистов конкурса еще впереди, а вот тет-а-тет с министром образования и науки Дмитрием Ливановым в Казани уже состоялся. Задать свой вопрос министру мог каждый из 77 участников. Дело было только во времени – встреча длилась час. И в желании проявить инициативу.

- Кто задаст первый вопрос? – главному редактору "Учительской газеты" и модератору встречи Петру Положевцу пришлось накидывать лонг-лист из тех, кто поднимал руку.

ОГЭ и аттестаты

В число первых тем, поднятых в разговоре с министром учителем истории Максимов Ряписовым из Камчатского края, попала проблема итоговой аттестации 9-классников: "Может не стоит спешить с введением еще двух обязательных экзаменов на ОГЭ раз большинство участников с итоговой аттестацией не справляются?".

- Я считаю, честнее для всех – выдавать аттестаты с теми отметками, которые ребенок заслужил. Пусть там будут двойки, но это честно. А дальше – наша задача социализировать этих ребят, сделать их полноценными членами общества. Тут должны работать программы профессиональной подготовки и возможность получить профессию, чтобы найти свое место на рынке труда, - ответил Дмитрий Ливанов.

Сколько можно проверять?

Учитель физики из Челябинской области Евгения Жинкина задала вопрос, который бы адресовали министру очень многие педагоги и директора школ: "Наша школа – одна из лучших в области – в прошлом учебном году прошла 13 проверок. Может стоить ограничить количество проверок и отчетности в школах?"

- Это проблема административного управления для всей страны, не только для школы, - сказал министр. - Я проверял: с федерального уровня инициируется 20 процентов запросов в школы, еще столько же – с регионального уровня. Но остальные 60 – поступают от внешних организаций. В таком случае отчетная работа школ безусловно зашкаливает. Я считаю, что школу надо комплексно проверять перед началом учебного года, а во время учебы надо дать возможность учителям спокойно работать с детьми.

Сентябрь на октябрь?

Валерий Конышев, учитель географии из Омской области спросил министра про перспективы переноса начала учебного года. Такими предложениями депутаты и чиновники недавно удивили и учителей, и родителей. Одни предлагали начинать с 15 сентября, другие и вовсе в октябре. "Так когда начнем учиться в следующем году?"

- Система образования сильна своими традициями. Минобрнауки не будет поддерживать никаких изменений по этому поводу. Но важно, чтобы и ваш голос был услышан. Не согласны? Заявляйте свою позицию! Мы собираемся провести соцопрос среди родителей и учителей. Я уверен, большинству никаких сдвигов в дате начале учебного года не нужно.

ЕГЭ в фас и профиль

Сразу несколько вопросов, заданных министру, касались ЕГЭ.

В обозримом будущем ЕГЭ по иностранному языку войдет в число обязательных. "Предусмотрена ли в связи с этим возможность повышения квалификации педагогов?", - спросил министра Сергей Коновалов, учитель английского языка из Оренбургской области.

- Действительно с 2020 года для всех окончивших 9-й класс и с 2022-го для всех выпускников - ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным. И чтобы подготовиться к этим изменениям, со следующего учебного года начнутся программы повышения квалификации учителей иностранного языка.

Не вопрос, а скорее предложение высказала учитель английского из Московской области Мария Ахапкина. "Введение устного компонента в ЕГЭ по иностранному языку – большой шаг вперед. Но экзамену не хватает живого диалога, а он очень нужен".

Дмитрий Ливанов с доводом согласился и отметил, что эксперты обязательно проанализируют, как прошел ЕГЭ по этому предмету минувшим летом, чтобы принять решение, какие именно коррективы нужно вносить в будущем.

Историк из Самары Сергей Кочережко (кстати, представитель самой многочисленной предметной группы на конкурсе 2015 года) спросил, когда открытый банк заданий по ЕГЭ будет действительно соответствовать своему названию? И какова вероятность, что уже в ближайшем будущем ЕГЭ по истории войдет в число обязательных наравне с математикой и русским?

- По мере накопления численности заданий банк по разным предметам будет открываться. В базе должно быть несколько тысяч заданий, чтобы она стала открытой, - уточнил министр. – Что же касается обязательного ЕГЭ по истории, то никаких кардинальных перемен в ближайшие три года не планируется. Но вопрос возможного введения такого обязательного экзамена с 2018 года сейчас действительно обсуждается. Если решение будет принято, скорее всего, ЕГЭ по истории выпускники будут сдавать на базовом и профильном уровнях.

Быстрее, выше, сильнее…

Поинтересовались участники и перспективами массовой сдачи ГТО. Однако тут, по мнению министра, никакой массовости быть не должно. Исключительная добровольность.

- Комплекс ГТО – не погоня за рекордами. И сдача нормативов – не цель для абсолютно каждого ребенка. Кто хочет, тот сдаст. В этом году система центров для сдачи ГТО еще не работала в масштабах всей страны. И как только условия для сдачи нормативов появится в каждом регионе, вузы получат рекомендации министерства учета таких достижений выпускников.

К теме поступления в вузы относился и вопрос про систему начисления дополнительных баллов за волонтерскую деятельность абитуриентов. Вузы ее учитывали и в этом году, но прозрачности в правилах начисления баллов не было. Рекомендации с подробным описанием, что значит волонтерская деятельность школьников и как долго ребенок ей должен заниматься, чтобы увеличить количество баллов на этапе поступления, отсутствуют. Министр этот пробел пообещал восполнить. В новых правилах приема в вузы будет четко сформулировано, какие именно социальные практики и как должны учитываться.

…За 60 минут встречи с министром его успели спросить о многом. Как изменить ситуацию с финансированием малокомплектных школ, как поднять престиж классного руководителя и расширить практический блок при подготовке учителей в педвузах. Вопросов бы задали еще больше, если бы не самолет из Казани в Москву, на который должен был успеть Дмитрий Ливанов. Однако у пятерки победителей конкурса будет еще одна возможность дискуссионной встречи с министром. Состоится она в заключительный день конкурса, утром 5 октября, в Государственной Думе РФ. "Круглый стол образовательных политиков" станет финальным конкурсным испытанием, где жюри окончательно определится с выбором абсолютного победителя "Учителя года России-2015".

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.