Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Помог ли вынужденный дистант вам в плане развития профессиональных компетенций?

Результаты

Текущий номер

На краю земли

Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда

номер 22, от 2 июня 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№23 от 9 июня 2020 года

pНередко учителя считают внеклассное чтение необязательным довеском к основной программе и не придают ему должного значения. Стоит ли удивляться, что при таком отношении ученики не читают ничего сверх программы, да и с программными произведениями знакомятся в кратком изложении? Чтобы внеклассное чтение прочно вошло в систему работы, учитель сам должен быть в этом очень заинтересован, считает Альбина Иващенко и делится своим опытом того, как развить читательские способности и опыт проживания текста.

pВ профсоюзе "Учитель" убеждены: мнение о том, что педагоги оказались не готовы к переходу на дистант из-за неумения работать с гаджетами и программами, – это миф. За время удаленки стали очевидными основные проблемы, касающиеся трудовых прав учителей: рост объема работы без дополнительной оплаты; отсутствие надлежащего технического обеспечения у педагогов и учеников и мелочный административный контроль с одновременной недостаточностью управленческой помощи в новых условиях.

pОдна из основных проблем развития образования – его тотальная формализация, убежден кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн. По его мнению, рано или поздно это приведет к разрушению высшего профессионального образования. Эксперт разбирает сущность и причины негативного явления, чтобы помочь предсказать его последствия и предложить меры по нейтрализации.

pТамара Крюкова – детская писательница, чьи сказки давно полюбились российскому читателю. Однако творчество ее разнопланово – это и поэтические произведения, и реалистические повести, и рассказы. В любом жанре Крюковой удается передать главное – ту самую неповторимую сказку детства, которую человек носит в сердце всю жизнь. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" писательница рассказала о своей работе, источниках вдохновения, влиянии самоизоляции на творчество, а также об отношении к ЕГЭ и ситуации на книжном рынке.

21 мая 2015 года в 16:13

Общественный совет при Минобрнауки считает невозможным принятие закона о единых учебниках

Учительская газета
Общественный совет при Минобрнауки РФ выступил с резкой критикой законопроекта, внесенного недавно на рассмотрение в Госдуму Ириной Яровой. Документ предполагает кардинальные изменения ФГОС и введение "общих линеек базовых учебников".

Напомним, на прошлой неделе глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла на рассмотрение депутатов указанный законопроект. Сегодня на сайте Минобрнауки появилось заявление Общественного совета при министерстве, эксперты которого выражают несогласие с инициативами авторов проекта и аргументируют свою позицию. Приводим текст заявления без изменений.

"Общественный совет Министерства образования и науки РФ крайне обеспокоен в связи с внесением в Государственную Думу РФ законопроекта № 789680-6, касающегося вопросов кардинального изменения федеральных государственных образовательных стандартов и введения "общих линеек базовых учебников".

Указанный законопроект в самом деле касается весьма сложных и наболевших проблем. Однако предлагаемые вносившими законопроект уважаемыми депутатами решения могут привести к катастрофическим для системы образования последствиям:

-  Введение так называемого "базового содержания" в структуру стандартов, как механизм контроля и надзора, приведёт к ещё более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей. К тому же Президент РФ В.В. Путин уже давал поручение об определении в имеющихся школьных образовательных стандартах базового содержания без изменения их структуры. А базовое содержание в стандартах профессионального образования, прямым образом зависящего от результатов последних научных исследований и обновления технологий, вообще лишено всякого смысла.

-  Ограничение числа учебников до 1 по "Математике", "Русскому языку", "Литературе" и "Истории России" и обязательность их использования сделают невозможным обучение детей с разными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, одарённых ребят и т.п.) и, главное, использование различных методических подходов учителей. Это также входит в конфликт с 44-й статьёй Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу преподавания. Нарушается и иное законодательство о методических свободах учителей. Возможно, следовало бы ограничить число учебников по каждому учебному предмету, но гарантированная законом разумная вариативность должна оставаться в любом случае. Введение лишь одного безальтернативного учебника демотивирует учителя, превращая его в толмача прописных истин, делая ненужным педагогический поиск.

-  Ряд мер, предлагаемых законопроектом, требует широкого общественного обсуждения и тщательного анализа их последствий. Введение федерального перечня не только учебников, но и всех учебных пособий в школе потребует значительных затрат на их экспертизу. Отказ от ЕГЭ по "Русскому языку" и "Литературе", синхронное изучение "Истории России" и "Литературы", обязательная устная часть экзамена по "Истории России" - всё это нуждается, по крайней мере, в дополнительной аргументации и серьёзных исследованиях. Приводимых общих идеологических рассуждений в пояснительной записке к законопроекту явно недостаточно.

Следует также учитывать, что на введение с 2008 года уже существующих новых образовательных стандартов были затрачены миллиарды рублей; в обсуждении и апробации примерных школьных образовательных программ, ликвидируемых законопроектом, приняли активное участие сотни тысяч учителей; есть заметные улучшения в начальной школе, уже работающей по новым стандартам. От этого предлагается отказаться, на альтернативной основе уже третий раз за последние 15 лет разработав очередные новые образовательные стандарты.

Законопроект противоречит не только различным стратегическим документам о развитии образования, но и складывающейся общемировой практике регламентации выбора учебной литературы, стандартизации образования. Не поддерживаем и считаем невозможным его принятие в действующей редакции.

Члены ОС при Минобрнауки РФ: А.Л. Асеев, В.А. Болотов, А.А. Венедиктов, С.В. Волков, М.С. Гельфанд, М.Г. Иванов, А.М. Карачинский, А.В. Леонтович, В.Г. Лошак, М.Б. Пильдес, С.К. Смирнов, Е.А. Ямбург".

Напомним, Общественный совет не впервые публично критикует законопроект в сфере образования, предлагаемый Ириной Яровой и рядом депутатов Госдумы. Осенью прошлого года эксперты также выступили с открытым обращением.

 Фото сайта Минобрануки РФ


21 мая 2015, 22:22
Добрый день!

Об определении во ФГОС общего образования базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам, до 15.07.2015 г. Д. В. Ливанову дано поручение Президентом России В. В. Путиным 14.12.2014 г. по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны».

Хорошо бы, если примерные общеобразовательные программы, которые, кстати, разработаны и утверждены ещё 10 лет назад (например, по математике см. - http://window.edu.ru/resource/182/37182), а их мало кто соблюдает, были бы включены в текст документа ФГОС приложениями.
А также, в текст документа ФГОС (Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ) необходимо включить разработанные требования к оснащению учебных предметов Средствами обучения (например, по технологии - см. от http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478 и http://school.edu.ru/attach/8/669.xls до http://docs.pravo.ru/document/view/22171523/21547524/)

И чтобы, те денежные средства по гос.заданию для школ на оснащение Учебно-материальной базы Школы (УМБШ) реально шли на Средства обучения, а не только на компьютеры (т.к. он лишь один из инструментов; к тому же, они - дорогущие, быстро устаревают, требуют эл.энергии, ПО, обслуживания, должны соответствовать требованиям безопасности и СанПин и ГОСТ и др.) или нецелевые расходы (посмотрите план ФХД любой школы и Вы сами увидите, что на поддержку и развитие УМБШ школ по всем строкам - нули).

А по поводу учебников ситуация как при рукодельной катастрофе:
в 2014 году Минобрнауки РФ необоснованно и противозаконно выбросили (читай - "сожгли") из Федерального перечня несколько сотен прекрасных учебников некоторых издательств, а между тем, в крупнейшем издательстве РФ до сих пор нет линейки учебников и УМК для 5-9-х и 10-11-х классов по предмету "Технология", да и эту образовательную область многие считают лишней и не нужной для российских детей, будующих профессионалов, инженеров и патриотов России.

Иначе всё напрасно: хорошая цель без средств - утопия!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
По выгодной цене купить пирсинг интернет магазин с доставкой.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.