Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какие характеристики являются определяющим для вашей образовательной организации при закупке материалов для детского творчества?

Результаты

Текущий номер

Тридцать лет спустя

Как рождалась и воплощалась идея конкурса «Учитель года»

номер 38, от 17 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№38 от 17 сентября 2019 года

pЕще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, - в статье первого заместителя главного редактора "Учительской газеты" Ирины Димовой.

pКонкурс - это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь... У "Учителя года России" множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике "Конкурс в моей судьбе".

12 мая 2015 года в 12:51

Ирина Яровая внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект о единых учебниках

Учительская газета
Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла на рассмотрение депутатов законопроект о единой линейке учебников. Напомним, инициатива единороссов вызвала серьезную критику со стороны педагогического сообщества.

​О том, что законопроект все-таки внесен на рассмотрение в Госдуму, сообщает сегодня ИА Regnum, ссылаясь на информацию, поступившую из аппарата Госдумы. Предлагаемый проект закона вводит понятие федеральных государственных образовательных стандартов для школ, которые представляют собой не только требования к структуре образовательных программ, но и базовое содержание программ учебных предметов.

Законопроект предлагает разработку федеральных государственных образовательных стандартов отнести к компетенции Российской академии образования. Таким образом, школы будут разрабатывать образовательные программы не на основе примерных программ, а на основе базового содержания программ ФГОС для школ. По мнению Ирины Яровой, это обеспечит конституционное право ребенка на общее образование.

Федеральный перечень базовых учебников, согласно проекту закона, должен состоять из общих линеек по учебным предметам "Математика", "История России", "Русский язык" и "Литература", которые представляет собой завершенную предметную линию учебников. Для получения образования в школах с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения указанные учебники базового уровня могут быть дополнены учебными пособиями, а также материалами и иными средствами обучения.

Формирование общих линеек базовых учебников должно осуществляться по результатам открытого конкурсного отбора комиссией, состоящей из представителей Минобрнауки РФ, Минкульта РФ, уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ, российских ученых, специалистов и экспертов. В процессе проведения открытого конкурсного отбора в качестве авторов получат право принимать участие российские ученые и специалисты, которые представляют материал в соответствии с базовым содержанием учебных предметов "Математика", "История России", "Русский язык" и "Литература" федеральных государственных образовательных стандартов.

Кроме того, законопроект устанавливает обязательность ГИА по учебным предметам "История России", "Русский язык", "Литература" и "Математика". При этом предполагается, что ЕГЭ русскому языку и литературы будет проводиться письменно в форме сочинения, что позволит оценить полученные навыки письма и речи, а по истории — в письменной и устной формах, по итогам которых оценка будет складываться и выставляться средний балл.

Напомним, законопроект о единых учебниках еще в прошлом году вызвал возмущение экспертов в сфере образования. Так, представители Общественного совета при Минобрнауки РФ оценили законопроект как вредный для школ и школьников. Коллег поддержали и такие эксперты как Александр Асмолов, академик РАО, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, Виктор Болотов, академик РАО, доктор наук, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ, Игорь Реморенко, кандидат педагогических наук, ректор Московского городского педагогического университета, Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ, заслуженный учитель РФ и др.

По информации ИА Regnum
Фото из архива "УГ
"


12 мая 2015, 23:12
Идея ввести единые учебники опять овладела законодателями. Я совсем не против "восстановления единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования". Только хотелось бы понять, от чего это единство реально страдает. Не хочу обсуждать эту тему, но точно уверен, что единство образовательного пространства если и страдает от разнообразия учебников, то, возможно, в самую последнюю очередь. Есть куда более сильные факторы разрушения этого единства!

Напомню нашим уважаемым законодателям, что научно не доказано, что наличие нескольких учебников по предмету, отвечающих некоторым базовым требованиям, мешает образованию быть единым. Более того, на практике доказано обратное: во времена СССР после серьезной критики бывших тогда едиными учебников математики ввели "параллельные" учебники, а после конкурса учебников в 1988 году ввели еще и третий учебник. Не уверен, что именно тогда начало рушиться единое образовательное пространство. Наоборот, если бы тогда ввели единый учебник математики Нурка и Тельгмаа, победивший на конкурсе учебников, то это обернулось бы катастрофой, так как через несколько лет выяснилось, что учебник был откровенно слабой копией учебника Виленкина. Его исключили из федерального комплекта учебников. А наличие трёх учебников, в том числе и скандально отвергнутого конкурсом, спасло положение.

Разве Ирина Яровая уверена, что наше министерство образования и науки научилось выбирать учебники? Лично я не уверен. Министерству наплевать на единое образовательное пространство, так как его одолели рыночные идеи. Вместо того, чтобы самому оплачивать экспертизу учебников, что было в дорыночную эпоху, оно пустилось во все тяжкие: стало зарабатывать на экспертизе учебников, обдирая издательства и задирая тем самым цены на учебники. Спросите себя: когда министерство заработает больше: на едином учебнике, или когда каждое издательство будет издавать мизерными тиражами свои учебники и при этом будет оплачивать их экспертизу? Разве не ясно, что в этом вопросе рынок победил здравый смысл и разумную государственную политику в образовании? И таких примеров масса: расплодившиеся вузы-пустышки, школы-монстры - да мало ли чего натворили в образовании упёртые экономисты-реформаторы с внедрением своих рыночных идей!

Про реализацию единой государственной политики в области образования стыдно даже говорить. ГОСУДАРСТВЕННОЙ политики (в интересах государства) нет уже давно, есть политика вредительства от имени государства (я об этом спорил ещё с реформатором математического образования Г.В.Дорофеевым почти 13 лет назад: http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=227). До сих пор эта политика заключалась в откровенном зарабатывании денег, званий и пр. за писание всяких законов, стандартов, дорожных карт, государственных федеральных программ, которые и привели к уничтожению совсем даже неплохого российского образования. Реформы образования привели к исчезновению того, что якобы реформировали, так как они проводились не в государственных интересах!

Судя по всему цель реформирования образования уже достигнута, заказчик оказался доволен, и главные исполнители переходят на другие заработки. Так скандально известный реформатор образования ректор ВШЭ Кузьминов успешно избрался в московские депутаты, а сегодня сообщили, что он пробился в руководство московского отделения Общероссийского народного фронта - стал сопредседателем регионального штаба ОНФ московского народного фронта. Ирине Яровой надо побеспокоиться, чтобы с Общероссийским народным фронтом не произошло то же самое, что с народным образованием - исполнитель-то опытный.

Одного только не понимаю, при чем здесь единые учебники?
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
13 мая 2015, 09:50
Добрый день!

Об определении во ФГОС общего образования базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам, до 15.07.2015 г. Д. В. Ливанову дано поручение Президентом России В. В. Путиным 14.12.2014 г. по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны».

Хорошо бы, если примерные общеобразовательные программы, которые, кстати, разработаны и утверждены ещё 10 лет назад (например, по математике см. - http://window.edu.ru/resource/182/37182), а их мало кто соблюдает, были бы включены в текст документа ФГОС приложениями.
А также, в текст документа ФГОС (Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ) необходимо включить разработанные требования к оснащению учебных предметов Средствами обучения (например, по технологии - см. от http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478 и http://school.edu.ru/attach/8/669.xls до http://docs.pravo.ru/document/view/22171523/21547524/)

И чтобы, те денежные средства по гос.заданию для школ на оснащение Учебно-материальной базы Школы (УМБШ) реально шли на Средства обучения, а не на компьютеры (т.к. он лишь один из инструментов; к тому же, они - дорогущие, быстро устаревают, требуют эл.энергии, ПО, обслуживания, должны соответствовать требованиям безопасности и СанПин и ГОСТ и др.) или нецелевые расходы (посмотрите план ФХД любой школы и Вы сами увидите, что на поддержку и развитие УМБШ школ по всем строкам - нули).

А по поводу учебников ситуация как при рукодельной катастрофе:
в 2014 году Минобрнауки РФ необоснованно и противозаконно выбросили (читай - "сожгли") из Федерального перечня несколько сотен прекрасных учебников некоторых издательств, а между тем, в крупнейшем издательстве РФ до сих пор нет линейки учебников и УМК для 5-9-х и 10-11-х классов по предмету "Технология", да и эту образовательную область многие считают лишней и не нужной для российских детей, будующих профессионалов, инженеров и патриотов России.

Иначе всё напрасно: хорошая цель без средств - утопия!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.