Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Меняется ли роль учителя в современном мире?

Результаты

Текущий номер

Счастье внутри тебя

Идеал недостижим. Но надо стремиться к нему

номер 08, от 19 февраля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№9 от 26 февраля 2019 года

p«Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля. У многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести», - эти слова из передовицы первого номера «Учительской газеты», вышедшей 3 октября 1924 года, принадлежат Надежде Константиновне Крупской. Именно она, руководитель Главполитпросвета при Наркомпросе, а затем и заместитель наркома просвещения РСФСР, стояла у истоков «Учительской газеты», помогала создавать ее, формулировать ее главную задачу – вскрывать и решать проблемы учительства. Быстро, грамотно, сообща… В этом году «Учительской газете» исполняется 95 лет. В этом же году мы отмечаем 150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской. Об этих, неразрывно связанных юбилеях, в материалах наших авторов – Надежды Тумовой и профессора Михаила Богуславского.

pПожалуй, самое главное для подростка – пользоваться авторитетом в своей среде. Мнения родителей и учителей, о том, как он учится, выглядит и вообще поступает в разных жизненных ситуациях, отходят в этом возрасте на второй план. Главное – что думают сверстники. Как в такой ситуации не оказаться изгоем? Кто такой лидер в современной подростковой среде? Какими качествами нужно обладать, чтобы им стать? Ответы в новом выпуске газеты в газете «Эпицентр».

p«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» - таково кредо студента в Китае. Сегодня в вузах этой страны учатся в три раза больше человек, чем живут в нашей. Цифра колоссальная! И здесь хорошо уяснили: образование – движущая сила экономики, поэтому учиться нужно всем и всегда. О том, как удается организовать и направить в нужное образовательное русло такое количество человек, узнал из первых уст Сергей Рыков.

14 апреля 2015 года в 10:08

Оптимизация привела не к сокращению расходов, а ухудшению качества образования в России

Учительская Газета
Счетная палата РФ проверила, как в стране проводится оптимизация, в частности, сети образовательных учреждений. Результаты шокируют. Несмотря на то, что "оптимизация" предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, на деле она привела к снижению доступности услуг и ухудшению качества образования.

Так, Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела отчеты по четырем проверкам исполнения соглашений между Минздравом, Минобрнауки, Минкультуры, Минтрудсоцзащитой и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских, образовательных организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания населения.

Мы подробнее остановимся на теме образования, с докладом по которой на Коллегии выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

Всего в 2014 году в рамках оптимизации было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. За 2015-2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 годом сократится на 6%. Таким образом, количество организаций дошкольного образования уменьшится на 5,6%, общеобразовательных организаций – на 6%, организаций дополнительного образования детей – на 3,6%, организаций среднего профессионального образования – на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - на 14,7 %.

Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения.

Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 миллиона мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 года.

Яркий пример нерадивого планирования - Чувашия, где в деревне с численностью чуть больше 500 человек и при наличии школы в неаварийном состоянии на 90 детей с загрузкой 60%, построена школа на 165 учеников.

Кроме того, проверка показала, что в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%.

- Одна из причин - основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта и требует дополнительного анализа имущественного комплекса сети образовательных организаций, - уточнил аудитор.

Оптимизация не улучшила ситуацию с низкой доступностью образовательных услуг для сельских жителей. 9,5 тысяч населенных пунктов с численностью населения от 300 человек до 1,5 тысячи человек не имеют детских садов. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 милометров до ближайшего детского сада. При этом треть этих населенных пунктов не охвачена общественным транспортом.

- В Вологодской области 17% населенных пунктов не имеют детских садов, а в Астраханской – 89%. Несмотря на их относительно близкое расстояние до ближайшего детсада, четверть всех не охвачено общественным транспортом, - привел пример аудитор, добавив, что аналогичная ситуация сложилась и в инфраструктуре среднего образования. Почти 6 тысяч населенных пунктов с численностью населения от 300 человек до 1,5 тысячи человек не имеют организаций общего образования. Из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км. В связи с этим Александр Филипенко считает целесообразным развитие методов "семейного обучения", а также использование дистанционных технологий в ряде населенных пунктов страны.

Отмечено неравенство в доступе к качественным образовательным услугам в различных регионах, а также в городской и сельской местности.Оно не позволило достигнуть целевых значений ряда показателей, предусмотренных государственной программой "Развитие образования" на 2013 - 2020 гг. Например, снижено значение по удельному весу численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием. По плану показатель должен достигнуть 99%, однако, он значительно ниже, особенно в сельской местности. Например, в Ставропольском крае в 2014 г. значение показателя в городской местности составляет – 55,3%, а в сельской – всего 5,16%, в Воронежской области доступность общего и профессионального образования в городской местности составляет 53,5%, а в сельской – 23%.

Одна из целей оптимизации – повышение заработной платы в сфере образования. Тем не менее, значение показателя заработной платы в 2014 году не достигнуты по трем из шести направлений - в организациях дошкольного, общего образования и для детей-сирот.

В ходе оптимизации регионы проводят сокращение численности отдельных категорий педагогических работников. Их среднесписочная численность уменьшилась в 2014 году на 18,8 тысячи человек по сравнению с 2013 годом (см.таблицу в файле, прикрепленном под данным материалом).

Установлены проблемы в дальнейшем трудоустройстве и переподготовке высвободившихся работников. Например, по данным субъектов РФ в системе образования в 2014 году было трудоустроено только 52,8% от числа высвободившихся работников.

При этом в образовании продолжает широко использоваться практика внутреннего и внешнего совместительства. Это говорит о высокой потребности в педагогах. Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей - совместители. Еще более сложная ситуация в Смоленской области, где по совместительству работает каждый третий учитель.

- То есть рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой, когда, например, педагог среднего профобразования вместо положенных 720 часов в год работает 1,5 тысячи часов и более. Так, например, в колледже Астраханской области педагоги работают на 1,5-2 ставки по 12 часов в день, - отметил Александр Филипенко.

Аудитор напомнил, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального профессионального образования установлена приказом Минобрнауки № 2075 от 24 декабря 2010 г. в размере 720 часов в год.

По расчетам Минобрнауки России, в 2014 г. предполагалось высвободить и направить на повышение оплаты труда педагогических работников 20,3 миллиарда рублей. Общий объем средств, предусмотренный соглашениями, составил – 15,5 миллиарда рублей, а фактически достигнутый результат – 10,4 миллиарда рублей, из которых 9,4 миллиарда рублей направлены на повышение оплаты труда.

- На повышение оплаты труда направлено 9,4 миллиарда рублей, что составляет 0,72% от общих расходов на оплату труда работников образовательных организаций. Отмечу, что некоторые регионы - Белгородская, Ярославская области и Республика Мордовия - вовсе не направляли полученные от оптимизации средства на повышение оплаты труда, нарушив тем самым условия соглашений, - уточнил Александр Филипенко.

В 2014 году финансового результата от оптимизации не получили 10 регионов страны.

- Не планируют прирост финансового обеспечения от проведения оптимизационных мероприятий Ивановская, Самарская, Псковская, Калужская, Свердловская области и Республика Чувашия - в 2015-2018 годах, Московская и Вологодская области – в 2016-2018 годах, Республика Татарстан – в 2017-2018 годах, Республика Башкортостан и Тульская область – в 2018 году, - добавил аудитор.

Конечная цель мероприятий - повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Однако по результатам контрольного мероприятия не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций.

"Ни один регион не обеспечил достижение 100% значений показателей, установленных Соглашениями", - резюмировал аудитор.

По информации ach.gov.ru
Фото Наталья Алексютиной из архива "УГ"


14 апреля 2015, 13:09
Точку возврата мы уже прошли. Увы, дальше будет еще хуже.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
14 апреля 2015, 18:49
ОПТИМИЗАЦИЯ:"Выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты. Часто описывается в виде максимизации целевой функции. Критики оптимизации доказывают, что существует неограниченное число различных способов использования данных ресурсов. Индивиды в действительности выбирают между ограниченным числом возможностей, часто используя грубые "методы проб и ошибок", чтобы одновременно отобрать рассматриваемые возможности и выбрать между ними".http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10470
У наших "оптимизаторов" не "метод проб и шибок", а метод "мутной воды". Применительно к "оптимизаторам" сфер медицины и образования определение оптимизации уточняется: Оптимизация - это Выбор из всех возможных вариантов использования тех и таких ресурсов, которые дают наихудшие результаты и тем самым позволяют пройти "точку невозврата" за минимально возможное время".
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
24 апреля 2015, 12:21
"Ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030" - только за один год.С таким успехом скоро наступит безграмотность и придется ее ликвидировать, особенно в сельской местности. Вопрос извечный- почему наше правительство сначала делает, а потом думает???
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
19 июня 2015, 08:03
Елена, наше правительство никогда не думает, ни до, ни после.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.