Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Скачиваете ли вы из Интернета пиратские копии фильмов и книг?

Результаты

Текущий номер

Поперек лавки

Дошкольное образование - фундамент всего

номер 21, от 24 мая 2016

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№ 21 от 24 мая 2016 года

pВ Ульяновске состоялся первый чемпионат региональных учительских команд.

pНа Всероссийском съезде учителей права обсудили проект концепции преподавания обществознания.

pПрофессиональное образование. Как в России готовят интеллектуальную рабочую элиту?

24 октября 2014 года в 15:52

Систему педагогического образования в России ожидают реформы

Вадим Мелешко
В Москве завершилась Межрегиональная конференция – общественное обсуждение промежуточных результатов выполнения проектов модернизации педагогического образования. Это направление деятельности Минобрнауки РФ выбрано в качестве приоритетного, поскольку в системе российского образования в последние годы наблюдается явное несоответствие существующих программ подготовки педагогов и требований, предъявляемых к самой системе.

По сути, система общего образования значительно обогнала систему педобразования. А это значит, что высшая школа до сих пор продолжает выпускать учителей, которые не умеют работать по-новому, и всё потому, что учат их по-старому, как и десятилетия назад.

По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, впервые за долгие годы мы перешли от слов к делу, от простых констатаций, что мы-де не так и не тому учим будущих учителей, к созданию новой модели педагогического образования, с учётом лучшего отечественного и зарубежного опыта.

- Участниками проекта стали более 30 ведущих российских вузов, причём вовсе не все они педагогические, среди них немало и классических университетов, - говорит Александр Климов. – Федеральными операторами являются Московский городской психолого-педагогический университет и НИУ “Высшая школа экономики”. На реализацию проекта выделены солидные средства – порядка 240 миллионов рублей.

Для достижения главной цели модернизации педагогического образования предстоит решить целый комплекс задач:

- апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов;

- разработка модульной системы педагогического образования;

- усиление практической подготовки педагогов за счет создания широкой сети школьно-университетских партнерств;

- организация деятельностного подхода в подготовке педагога;

- создание вариативности образовательных траекторий подготовки педагогов (академический бакалавриат);

- подготовка исследователей образования (исследовательская магистратура);

- развитие широкого сетевого взаимодействия вузов и университетов;

- профориентация будущих педагогов и так далее.

Как заявил научный руководитель Института образования НИУ “Высшая школа экономики” Исак Фрумин, за последние годы сделано очень много для того, чтобы учителям работалось более комфортно. Для этого в систему образования вливаются колоссальные средства, часть из которых идёт на повышение зарплат педагогам, часть – на улучшение материальной базы учреждений. Но этого мало, нужны радикальные изменения в самих подходах к педобразованию, чтобы в школу приходили гораздо более подготовленные и мотивированные кадры. В частности, нужно реорганизовать систему педагогических практик, а также сопровождать молодых учителей в их профессиональной деятельности, помогать им, а не бросать на произвол судьбы, надеясь, что выживет сильнейший. По словам Фрумина, в России очень низкий коэффициент вымывания педкадров из профессии, но глубоко ошибочно думать, что этой проблемой должна заниматься одна лишь школа.

В общем, по словам ректора МГППУ Виталия Рубцова, нам предстоит сделать ещё очень и очень много. А главное – постараться изменить ситуацию таким образом, чтобы организовать процесс обучения студентов в контексте повышения их профессиональных компетенций. Чтобы знания, полученные на лекциях и семинарах, они умели применить не “когда-нибудь потом”, а непосредственно в деле, на практике.

Учитель должен стать не только преподавателем, но и исследователем, который обладает достаточным набором знаний и умений, чтобы видеть ту или иную проблему, находить ей причины и устранять их, используя наиболее подходящие для этого инструменты.

Для этого, разумеется, нужно развивать педагогическую и психологическую науку в вузах. Но сделать это достаточно сложно. Ведь, как утверждает руководитель Рабочей группы по модернизации педагогического образования Минобрнауки РФ Виктор Болотов, даже те инициативы, которые его ведомства сейчас пытается реализовать в рамках данного проекта, к сожалению, не имеют достаточно прочного научного обоснования - оно должно появиться уже в процессе.

Фото автора

24 октября 2014, 18:18
"По сути, система общего образования значительно обогнала систему педобразования." Ага, особенно в части написания рабочих программ по учебным областям. Кликнешь в Интернете рабочую программу по какому- нибудь предмету, тебе за полсекунды полмиллиона или даже миллион ссылок покажут. Причём одна программа кучерявее другой. А результаты ЕГЭ по русскому языку и математике вызывают эмоции, которые нельзя выразить без использования нехороших слов. Оказывается, учителя математики не учат 11 классников решать задачи типа:"Сырок стоит 7 руб. Сколько сырков можно купить на 36 руб.?" Их(учителей) в педвузах этому не учили.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
24 октября 2014, 19:14
Значит, не учили, если даже такие простые истины они потом не могут вдолжить своим ученикам.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
24 октября 2014, 20:26
Вадим, а вы учебники математики видели? Так посмотрите внимательно. Там таких задач нет вообще! Детей учат логарифмы вычислять и тригонометрические уравнения решать. Только вроде бы научили, а тут на тебе - про сырки спрашивают. И эта истина только вам кажется простой. А на самом деле всё не так просто. Детей не учат простым житейским задачам - ну нет этого в содержании математического образования! Так были бы там наверху люди поумнее, они бы сначала содержание изменили, а потом ЕГЭ вводили. Идиоты-реформаторы! Ну нет больше других слов!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
25 октября 2014, 14:20
Вадим и Вадим! Вы, очевидно не поняли моего издевательского отношения к рабочим программам, ЕГЭ и задачам про сырки. Сейчас отцы-реформаторы нам твердят, что образование в СССР было очень плохим. Вспомните, когда началась Ельцинская реформа эконономики, в один момент миллионы "ужаемых Россиян" стали предпринимателями, открыли свои ИП и ЧП. У них было образование (их учили учителя, которых в педвузах не учили решать задачи про сырки). А современные выпускники школ вряд ли смогут организовать своё дело. Вы почитайте проект ЕГЭ по математике в 2015 году. Там вообще тихий ужас.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
25 октября 2014, 14:26
Георгий, я с вами согласна
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
26 октября 2014, 11:42
Георгий, тем не менее, сегодня количество желающих стать предпринимателями заметно выше, чем во времена Эльцина.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.