Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Что мешает вам преподавать так, как хотелось бы?

Результаты

Текущий номер

Нет проблем!

Плывя по течению, вполне можно управлять им

номер 21, от 21 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№22 от 28 мая 2019 года

p"Поступая в университет, каждый абитуриент надеется, что высшее образование поможет ему найти свое место в жизни и реализоваться в профессии. Но так ли легко найти хорошую работу сразу после окончания университета? Помогают ли вузы с трудоустройством или молодежи приходится самостоятельно искать свое место под солнцем? Об этом в рубрике "Студсовет" рассуждают недавние выпускники вузов и студенты выпускных курсов.

pВ педагогике последних лет все громче звучит критика централизма системы образования и воспитания, педагогу все чаще отводится миссия наставника, а учащегося прогрессивно возводят в ранг саморазвивающейся личности… Параллельно с этим расширяется разнообразная запретительная практика, блокировка инакомыслия, идет навязывание стандартных образцов мышления. Все это чем-то напоминает попытки строительства плотины поперек безбрежного океана… Как адекватно и рационально реформировать образование с учетом накопленного опыта и современных трендов? Ответы – в статье доктора философских наук, члена-корреспондента РАО Игоря Смирнова.

p"Меня беспокоит то, что я бы назвала антипросветительским трендом современной государственной политики. На словах нас, разумеется, призывают читать книги, совершенствовать наши профессиональные навыки, но на деле обществу все больше перекрывают свободный доступ к образованию и культуре. И это происходит в ситуации, когда конкурентоспособность страны определяется в первую очередь количеством высокообразованных граждан", - из эксклюзивного интервью филолога, просветителя, главного редактора журнала "Новое литературное обозрение" Ирины Прохоровой.

26 марта 2014 года в 09:30

Актуальные вопросы образования обсудили в рамках научно-практической конференции в Петербурге

Наталья Алексютина
В рамках V Петербургского образовательного форума состоялась научно-практическая конференция "Школа 2021: законное право на образование". В этом году участники затронули такие темы, как сочинение, включенное в формат ЕГЭ, объединение родителей в межшкольные сообщества, индивидуальный учебный план и эффективный контракт. Ключевым при обсуждении данных тем был следующий вопрос: что изменится в образовательной организации с присутствием в ней всего вышеперечисленного?

Мероприятие прошло в восьмой раз, и организаторами его выступили Комитет по образованию, Санкт-Петербургский государственный университет, НИУ Высшая школа экономики и частное образовательное учреждение гимназия "Альма Матер". Как сообщили организаторы, в этом году на конференцию приехали более 170 человек из 19 регионов России. Среди участников – директора школ, руководители региональных комитетов образования, педагоги, экономисты, юристы и т.д.

К слову, конференция ежегодно собирает большое количество заинтересованных людей. Возможно, потому, что работа на ней строится по принципу неформального общения. После основных докладов участники усаживаются в прямом смысле слова за круглые столы и с помощью коллективного разума пытаются разобраться с той или иной проблемой. В этом году на проблемном поле оказались такие темы, как сочинение, включенное в формат ЕГЭ, объединение родителей в межшкольные сообщества, индивидуальный учебный план и эффективный контракт. Ключевым вопросом при обсуждении данных тем был следующий вопрос: что изменится в образовательной организации с присутствием в ней всего вышеперечисленного?

Как отметили модераторы "круглых столов", напряженная работа коллективной мысли всегда даёт очень любопытный эффект. Высказывая свою точку зрения, люди зачастую делятся очень интересными наблюдениями, и, что немаловажно, задают новые вопросы, обнаруживая неожиданные ракурсы того или иного явления или процесса в системе образования.

Например, участники "круглого стола", посвященного эффективному контракту, высказали убеждение, что система показателей и критериев в части стимулирования учительского труда должна быть достаточно широкой, потому что все школы разные и люди, в них работающие, тоже очень разные. Нельзя подходить с одним и тем же измерителем к педагогу статусной школы и к педагогу сельской школы.

По теме обязательного итогового сочинения прозвучали мысли о том, что введение сочинения опять поднимет волну репетиторства, увеличится количество списанных сочинений, а главное, кто будет к нему готовить, если в школах наблюдается дефицит хороших словесников.

К межшкольному родительскому сообществу педагоги тоже относятся с некоторой долей недоверия. Если оно призвано разрешать только негативные ситуации, то тогда дублирует работу уполномоченного по правам ребенка. Подобное сообщество, конечно, важно иметь не в противниках, а в союзниках, но как это сделать - вопрос.

С правом ребенка на индивидуальный учебный план также не все просто. Прежде всего, потому что это дополнительная нагрузка на педагога, которая, скорее всего, не будет оплачиваться. Для того, чтобы это право было реализовано, нужна четко прописанная нормативно-правовая база.

Никто не сомневается, что изменения в системе образования необходимы, и они уже идут, однако, как заметил член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Олег Лебедев, любые изменения в сфере образования могут давать результаты, только не всегда это те результаты, которые ожидались. Поэтому это нужно учитывать при проектировании и разработке всего того нового, что собираются предложить системе образования.

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.