Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

На что бы вы потратили годовую премию, если бы получили ее?

Результаты

Текущий номер

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:

В течение ближайших десяти лет мы увидим ренессанс профессии учителя

номер 42, от 15 октября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№42 от 15 октября 2019 года

pСколько бы ни говорилось о том, что у школы и родителей одна цель – развить и воспитать образованного, нравственного, активного гражданина, но согласие и понимание не всегда сопровождают эту задачу. В газету нередко обращаются как родители, обвиняющие учителя в предвзятом отношении к ребенку, так и педагоги с просьбой защитить от неправомерных требований родителей. Об этом Надежда Тумова размышляла во время дебатов и практикумов на II Общенациональном родительском форуме и об этом написала в своей статье.

pВ подмосковный образовательный центр "Созвездие" приходят с бедой и в то же время с надеждой. Ведь здесь бок о бок трудятся медики и педагоги, а у ребенка с ОВЗ появляется шанс вместе со специалистами добиться равных возможностей в учебе и реализации своего права на достойное будущее. О том, как мечты о настоящей инклюзии все-таки становятся реальностью, – в репортаже Лоры Зуевой и Михаила Кузминского.

p"В течение ближайших 10 лет мы увидим ренессанс профессии учителя. Из массовых профессий она станет одной из самых престижных. Это будет делом для креативных и амбициозных людей, огромным шансом для тех, кто приходит в школу сейчас. А еще это шанс на то, что туда придут люди, способные увлечь за собой", – уверен Ярослав Кузьминов. Читайте интервью ректора НИУ "Высшая школа экономики" в рубрике "От первого лица". Беседовал Арслан Хасавов.

5 марта 2014 года в 13:36

Федеральный перечень учебников сократится почти в 2,5 раза в результате действия новых требований

Учительская газета
Научно-методический совет по учебникам при Минобрнауки России в ходе заседания рассмотрел поступившие от различных издательств учебники согласно новому порядку включения в перечень. Всего на рассмотрение было принято 1505 учебников от 26 организаций. Однако по результатам обсуждения Совет принял решение не рекомендовать к включению в перечень 136 учебников.

Таким образом, по сравнению с действующим сейчас перечнем общее количество учебников в перечне сократится почти в два с половиной раза.

В частности, причинами отказа в рекомендации послужили такие нарушения как представление неполного комплекта материалов к учебнику, поступление материалов после контрольного срока – 15 февраля, нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника. Теперь, учитывая рекомендации Совета, Минобрнауки России подготовит Приказ об утверждении федерального перечня учебников.

Порядок формирования федеральных перечней учебников был изменен  в сентябре 2013 года. В первую очередь это связано с новым законом "Об образовании в РФ", который вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Законом закреплено, что общеобразовательные учреждения имеют право использовать  в образовательном процессе  только те учебники, которые входят  в федеральный перечень учебников. Раньше он формировался по результатам двух экспертиз — научной и педагогической. При этом, существовала только функция включения в перечень, и не было предусмотрено возможности исключения. В результате  существовавший перечень насчитывал порядка трех тысяч учебников. Учителям, родителям и ученикам трудно было сделать правильный и осознанный выбор, кроме того,  в перечень попадали и  морально устаревшие учебники и те, к которым есть вопросы по качеству.

Согласно новому порядку в федеральный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Минобрнауки РФ, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, а также по ряду учебников - этнокультурной и региональной экспертиз.  Совет состоит из представителей общественных и образовательных организаций, которые оценивают все поступившие материалы на соответствие установленной процедуре. Исходя из анализа материалов, Совет рекомендует или не рекомендует министерству включать учебник в перечень.

В федеральный перечень учебников включаются учебники, отвечающие следующим требованиям:

- Учебники должны соответствовать нормам Конституции РФ и требованиям законодательства страны, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, иметь положительные экспертные заключения по итогам проведения всех экспертиз.

- В  федеральный перечень включаются учебники, представляющие завершенную предметную линию учебников.

Это означает, что материал в учебниках по конкретному предмету, например, с 5 по 9 класс, должен быть изложен на единой методологической основе, в единой последовательности и обеспечивать преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования. Примерно 60% школ уже делают выбор в пользу именно завершенных предметных линий учебников, в том числе и лучшие школы России.

- Третье требование — каждый учебник должен сопровождаться специальной методической литературой для учителя, т.е. учебным  изданием, содержащим  материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания. Это позволит педагогу делать более осознанный выбор учебника и качественно готовиться к проведению уроков.

- Следующее требование — учебники, входящие в федеральный перечень, в обязательном порядке должны иметь электронные приложения, т.е издание дополняющее учебник и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником.

Что касается экспертиз, то  педагогическую и научную экспертизу в этом году осуществили  Российская академия наук и Российская академия образования.

В проведении этнокультурной и региональной экспертизы  учебников приняли участие 3 организации, уполномоченные государственными органами власти субъектов Российской Федерации: Республиканская общественная организация "Центр гуманной педагогики Республики Хакасия "Школа жизни" Шалвы Амонашвили", Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)", Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Общественную  экспертизу  провели  некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на  поддержание и развитие российского образования, в уставе которых  предусмотрено проведение  экспертизы учебных и учебно-методических материалов: Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия "Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории", Некоммерческое партнерство "Российский книжный союз", Некоммерческое партнерство "Лига образования", Русская школьная библиотечная ассоциация, Региональная общественная организация "Единая  независимая  ассоциация педагогов".

Важно отметить, что  Минобрнауки России не определяло перечень таких экспертных организаций. Заявитель сам выбирал экспертные организации.

Федеральный перечень учебников будет формироваться раз в три года. Ежегодный пересмотр  перечня, как это было раньше,  видится неэффективным.   

Еще одно новшество - процедура исключения учебника из перечня. Причины для этого могут быть следующие: нарушение прохождения процедуры экспертизы учебника; содержание в учебниках информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей; отзыв экспертной организацией представленного ранее экспертного заключения на учебник; выявление конфликта интересов между экспертами и авторами учебника, если это повлияло на качество проведения экспертизы и так далее.

Новый порядок формирования перечня существенно повышает информационную открытость проведения экспертизы и формирования перечня:  сняты все ограничения по анонимности экспертов. Вся информация по учебникам, включая  экспертные заключения будет размещена на специальном интернет ресурсе научно-методического совета по учебникам. Учителя, родители с могут информировать Совет о выявленных в учебниках ошибках, что может являться основанием для начала процедуры исключения учебника из перечней.

Федеральный перечень учебников будет утвержден к 1 апреля 2014 года. Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку, поступят в общеобразовательные учреждения к 2014/2015 учебном году.

Учебники, которые были приобретены образовательными учреждениями в этом году или раньше, также будут использоваться, пока не истечет срок износа, в среднем он составляет пять лет.

По информации пресс-службы Минобрнауки РФ
Фото сайта vkpress.ru


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.