Падение интереса к чтению - факт на сегодняшний день. Статус чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни идёт к снижению. Всё больше охватывает нас функциональная неграмотность (получтение), и прежде всего это касается детей. Дети пользуются книгой, работают с ней, но не читают. Конечно же, легче  придя домой,  включить телевизор и отдохнуть, чем взять в руки умную книгу и задуматься.

 

Рано или поздно мы сталкиваемся с  вопросом: «Зачем надо читать книги?». Прежде всего, это обогащение словарного запаса, а словарный запас помогает побеждать в спорах. Книга учит красиво говорить. Книга – отличная языковая практика. Чтение поможет тем,  у кого есть проблема с грамотностью. А грамотная речь и умение писать выгодно отличают любого человека: и маленького роста и высокого, и худого и не очень, того, кто любит солёное и того, кто любит сладкое.

Перед мастер-классом я угощала коллег конфетами, приглашаю этих людей принять участие в моём мастер-классе.

 

Участники садятся за столы, на которых стоят таблички: «Экологи», «Математики», «Ораторы».

 

Умение читать необходимо человеку повсюду: не только книга, но и вывеска, ценник, объявление, программа в театре ориентированы на чтение. Но чтение тогда становится привычкой, когда удовлетворяет потребность выражать действием собственное отношение к окружающему миру.

Прошу участников начать действовать, то есть  приступить к выполнению заданий.

         

Группа работает 5 минут.

 

Работа с залом: Механическое чтение вряд ли можно считать полноценным, и лишь выразительное чтение позволяет проникать в смысл произведения. Сегодня я хочу вас научить некоторым упражнениям для формирования навыков выразительного чтения.

 

Упражнения на дыхание:

1. «Цветочный магазин»

И.п. стоя.

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете любимый цветок. При этом грудь выдвигается вперёд, рёбра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Повторять 3 – 4 раза.

2. «Свеча»

Нужно взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна выходить без резких колебаний, полоска бумаги контролирует ровность дыхания.  Повторить 3 – 4 раза.

 

Упражнения для развития голоса:

1. «Звуки»

Сесть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки: [МММ,  ЛЛЛ,  ННН…]. Произносить три раза: тихо, погромче, громко. Можно в обратном порядке.

2. «Кап – кап – кап»

Показываем ребёнку картинку и говорим:

- Дождик пошёл. Сначала тихо закапал: «Кап – кап – кап».

Ребёнок тихо повторяет: «Кап – кап – кап».

- Потом застучал сильнее: «Кап – кап – кап».

Ребёнок повторяет громче: «Кап – кап – кап».

- Опять тихо капает дождик и перестал!

 

Упражнения для развития дикции:

1. Работа со скороговоркой будет более эффективна, если на каждое слово выполнять какие - либо движения руками.

1) Внимательно прочитать про себя.

2) Произносим медленно шёпотом, тихо, громко и быстро. (На каждое слово солим соль)

 

Слышен шорох в камышах –

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шёпотом страшат.

 

Упражнения для развития умения чувствовать интонацию:

1. Прочитай предложение так, чтобы стало понятно:

- Кто увидел ёжика? Девочка увидела ёжика.

- Что сделала девочка? Девочка увидела ёжика.

- Кого увидела девочка? Девочка увидела ёжика.

 

Наши группы готовы, давайте послушаем их.

 

Прослушиваем группы:

- ораторы,

- математики,

- экологи.

Таким образом, мы убедились, что прививать вкус к чтению можно в любой учебной или жизненной  ситуации, даже кушая конфеты.

Уважаемые коллеги, кто из вас ел конфеты на этой неделе?

Многие любят конфеты, но не все правильно поступают с фантиками.

 

У нас, у многих  сладкоежек,

Есть беда такая:   

Мы конфеты обожаем,

И помногу их съедаем.

Фантики потом бросаем,

И  планету загрязняем. 

Проблемой загрязнения окружающей среды обеспокоены не только поэты и любители конфет, но и государство.

Разработана государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020годы. Каждый из нас может внести посильный вклад в реализацию этой программы.

Наш мастер–класс подходит к концу, на столах лежат листы: на них я попрошу участников написать ключевые слова, отражающие содержание мастер-класса.

 

Существуют специальные программы, создающие облака тегов или ключевых слов по заданному тексту. Данное облако можно использовать на разных этапах урока: при целеполагании, работе с текстом, подведении итогов урока.

Сейчас мы сравним ключевые слова, написанные нашими участниками, и облаком, созданным нами на экране. Совпадение слов показывает эффективность мастер-класса.

 

«Чтение это только начало.

Творчество – вот цель».

 Н.А.Рубакин  

 

Ирина Черепанова, учитель начальных классов Брылинской средней школы Курганской области

 

В прикрепленных файлах – презентация, задания группам, выдержки из словаря, картинки, лист для оформления, скороговорка, стихи с названиями конфет