Важнейшей задачей учителя в процессе подготовки выпускников к итоговой аттестации является работа со слабоуспевающими учащимися. Их страх не преодоления «порога успешности» заставляет учителей принимать экстренные меры. Поиск эффективных средств подготовки к итоговой аттестации слабоуспевающих учащихся - приоритетная задача для любого учителя.

Биология, особенно в своей базовой части, кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений. Здесь важна последовательность. В базовой составляющей части биологии не может быть «пробелов». Эти разрывы не позволяет двигаться дальше.

Если ученик не освоил, скажем, строение клеток и тканей, то при изучении систем органов у него будут возникать значительные трудности с физиологией органов. Некоторый процент учащихся, который не осваивает программу основной школы даже на самом низшем (базовом) уровне, тем не менее, перешагивают в старшую школу, где они  совершенно объективно обучаться биологии просто не в состоянии даже при самом горячем желании.

 

Давайте подумаем, что мешает подготовке?

1. Неуверенность; отсутствие желания учиться.

2. Завышенное самомнение или заниженная самооценка.

3. Негативное отношение к экзамену.

4. Большая нагрузка, особенно в 10-11 классах.

5. Слабая сформированность понятий и определений.

6. Наличие «пробелов».

7. Низкий уровень внимательности, рассеяность.

 

Что поможет подготовке?

1. Неоднократная репетиция ситуации ЕГЭ, формирование адекватной оценки, позитивный настрой на экзамен.

2. Тренинг по совершенствованию мыслительных навыков.

3. Организация зачётов по вопросам функциональной грамотности, решения генетических задач, наиболее сложных задача блока В и С в ЕГЭ.

4. Регулярное проведение уроков обобщения и систематизации.

5. Своевременная систематизация материала на этапах повторения.

6. Проведение в течение года диагностических работ, глубокий анализ результатов и работа по коррекции.

7. Проведение дополнительных занятий для слабоуспевающих.

 

Из опыта работы

Как же нужно вести себя при организации работы со слабоуспевающими детьми? Вот несколько советов и способов действий, которые каждый учитель, на мой взгляд, применяет в своей практике.

Обращаюсь к ученику с вопросами, привлекаю его к повторению пройденного материала, разрешаю пользоваться наглядными пособиями.

При изложении нового материала выясняю степень понимания учеником учебного материала, привлекаю к высказыванию предложений, выводам и обобщениям. При проведении уроков практического типа сначала решаю примеры сам с подробным объяснением, потом даю свое задание на то, что было мной подробно разобрано.

Стимулирую самостоятельные действия и ответы хорошей оценкой даже за выполнение нескольких однотипных заданий. Практически на каждом уроке провожу как проверочные, так и обучающие самостоятельные работы, небольшие по объёму. Напоминаю ученику приемы и способы выполнения задания, разрешаю пользоваться справочным материалом.

 

Как оказать помощь слабоуспевающему ученику на уроке?

1. Стимулирование хорошей оценкой, похвалой.

2. Снижение темпа опроса на домашнее задание или закрепление материала.

3. Создание ситуации доброжелательности при опросе.

4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями при ответе на вопрос.

5. Более частое обращение к слабоуспевающему ученику на уроке.

6. Напоминание способа и приема выполнения задания.

7. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

8. Больше времени готовиться к ответу у доски.

9. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

 

Экзамен по биологии не должен стать для выпускников, а особенно для слабоуспевающих, испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки. Очень важно правильно сориентировать одиннадцатиклассника, на каком уровне он будет изучать материал (на какую отметку он претендует). Какие задания и сколько ему надо уметь решать на этом уровне. Также важно правильно настроить учащегося на выполнение экзаменационной работы, предложить ему правильную стратегию.

Наравне с неверными решениями учеников, основанными на незнании или ошибочном использовании фактов, биологических определений, способов решения, «бичом» любого человека является невнимательное выполнение задания. Особенно это относится к слабоуспевающим учащимся с их невниманием и неумением концентрироваться. В этом случае инструментом профилактики ошибок и описок также должно быть развертывание действий учащихся, то есть детальное расписывание решения задачи.

 

Памятка для учителя при работе со слабоуспевающими детьми.

1. Верить в способности «слабоуспевающего» ученика и стараться передать ему эту веру для успешной сдачи экзамена.

2. Не торопить слабоуспевающего ученика с ответом, т.к. он усваивает материал значительно медленней.

3. Не гнаться за обилием новой информации. Выбирать главное, излагать его, многократно повторять и закреплять.

3. Убеждена, что многократное повторение основного материала – один из эффективных приемов работы со слабоуспевающим.

5. К работе со «слабоуспевающими» подхожу ответственно, понимая, что тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, к биологии и живой природе в целом.

7. Общение и мотивация к учению – главные составляющие в моей работе.

 

Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришёл в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, необходимо продолжить работу со слабоуспевающими и сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся именно базовых биологических знаний и умений, необходимых для продолжения их дальнейшего образования по специальности.

 

Евгений Келин, учитель биологии, химии, экологии Новоямской средней школы Ельниковского района Республики Мордовия