Обучающиеся смогут рассмотреть внутриполитическую ситуацию в России летом 1917 года, расширить представления о расстановке политических сил, характеризовать исторические личности в контексте их политических и личных поступков.

Умения: участвовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения с опорой на аргументы.

Задачи: устанавливать коммуникацию, обсуждать в группе, сформировать собственное мнение, задуматься над проблемой моральной и исторической ответственности политических деятелей.

 

Планируемые результаты

Личностные: формирование мотивации  к изучению истории, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку, ориентация на выполнение нравственных норм. УУД: основы социально-критического мышления (когнитивные), ориентация в системе моральных норм и ценностей (когнитивные). Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Предметные: предметные действия с учебным материалом. УУД познавательные, уметь  устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение. Ученик научиться делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Метапредметные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. УУД регулятивные, уметь самостоятельно контролировать свое время, целеполагание.

Навыки сотрудничества. УУД коммуникативные, уметь аргументировать свою точку зрения, организовать учебное сотрудничество.

Работа с информацией; работа с учебными моделями; сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий. УУД познавательные, уметь устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение. Ученик научиться основам саморегуляции своей учебной деятельности, сотрудничеству, учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Понятийный аппарат: военный мятеж, военная диктатура, революция, контрреволюция.

 

1.      Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель зачитывает отрывок из воззвания Лавра Георгиевича Корнилова. Вопрос классу: чем генерал Корнилов обосновал необходимость своего выступления? Убедительным ли вам кажется это обращение? Корнилов в итоге проиграл… Корниловский мятеж и сегодня трактуется неоднозначно, мнения в оценках тех событий весьма неоднозначны. Вы поняли, что речь пойдет о мятеже Корнилова, как бы вы сформулировали тему урока?

Учащиеся формулируют тему урока.

Учитель: Исходя из темы урока, мы можем определить цель нашего урока, в чем она будет заключаться? (Привлекая различные источники и точки зрения, попытаться дать объективную оценку).

Учащиеся определяют задачи.

1.      Прочитать текст учебника, проанализировать документы, представляющие различные точки зрения.

Способ достижения намеченной цели.

Учитель советует учащимся прочитать текст и ответить на вопросы:

1. Кто и почему стал требовать наведение порядка в стране? Что понималось под этим порядком?

2. Кто поддержал мятеж?

3. Кто подавил мятеж?

После работы с текстом и вопросами учитель предлагает классу разбиться на группы для выполнения задания.

Задание. Составьте рассказ о Корниловском мятеже от лица: генерала, солдата, петроградского рабочего, крупного предпринимателя. Оцените представленную точку зрения с позиции советского историка 30-40 годов, историка–эмигранта, историка начала 21 века. Какая оценка вам ближе, почему?

Самоконтроль учащихся во время работы в группах.

Коррекция. После работы в группах и выполнения задания учитель задает вопрос.

Учитель: Можно ли считать дело Корнилова закрытым? Аргументируйте свою точку зрения.

Как вы думаете, насколько актуальной для современной России может быть данная ситуация, какой исторический, нравственный урок можно извлечь из Корниловского мятежа?

Рефлексия. Оценивание занятия и своего личного участия

Критерии

Оценка

Доступность. Оценка своего личного участия в занятии и его полезность для

изучения нового материала

Низкая – 1 балл

Средняя – 3 балла

Высокая – 5 баллов

Объем нового материала

Не достаточный – 1 балл

Достаточный – 3 балла

Можно увеличить – 5 баллов

Полученные знания…

Останутся невостребованными – 1 балл

Смогу применить на занятиях – 3 балла

Смогу применить на практике – 5 баллов

Свое личное участие в работе группы оцениваю, как…

Не достаточное – 1 балл

Достаточное – 3 балла

Активное – 5 баллов

Работа в группе

Мешала – 1 балл

Не имела значение – 3 балла

Помогала – 5 баллов

От 5 до 9 баллов – невысокий уровень участия и полезности.

От 10 до 19 баллов – средний уровень.

От 20 и выше баллов – высокий уровень.

 

Оценивание деятельности учащихся в группах учителем.

Умения

Критерии

Работа с ключевыми понятиями

Выделяются важные, четко

и полностью определяются – 4 балла

определяются четко, но не всегда полно – 2 балла

отбирается незначительное количество – 0 баллов

Логика изложения

Использования правильной структуры ответа – 4 балла

Частично нарушается – 2 балла

Нарушена последовательность изложения – 0 баллов

Манера подачи материала

Грамотность речи, последовательность, умение говорить – 4 балла

Небольшая логическая неточность, повторы слов – 2 балла

Недостаточно разработана – 0 баллов

Ценности

Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике – 4 балла

Знает, но не использует другие точки зрения – 2 балла

Отказ от своей точки зрения – 0 баллов

16 баллов – оценивается на «отлично»

от 8 до 16 баллов – «хорошо»

от 2 баллов до 7  - «удовлетворительно»

Задание на дом. Представьте модель развития России в случае победы Корнилова. Что изменится, а что останется прежним в экономической, политической, социальной, духовной сферах общества, к каким последствиям приведут такие изменения в дальнейшем?

Дайте характеристику Л.Корнилову, как историческому деятелю.

Прочтите параграф и составьте сложный план.

Андрей Рытченко, учитель истории, директор Краснобаррикадной средней школы Астраханской области