Современный урок – это, по большей части, нестандартный урок. А нестандартный урок требует нестандартного начала.

Начало урока—  первый шаг  в развитии дальнейших событий. Задача учителя — начать разговор сразу, как только ученики сели на свои места. Для этого не нужны общие фразы, якобы открывающие урок; вместо предположения о том, что мы сегодня будем делать, следует переходить к делу сразу. В этом случае ставим ученика в положение человека, к которому обращаются с неожиданным и обязательно интересным для него вопросом/заданием.

Эти вопросы или задания позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать,

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций,

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески  работать,

- проявлять свою индивидуальность.

 

Для учащихся такие вопросы или задания должны быть посильными, неожиданными по содержанию, интересными по сути, настраивающими учеников на тему урока.

Размышляя о том, как эффективнее оказывать влияние на аудиторию, основоположник американской теории и практики менеджмента Дейл Карнеги советовал: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?».

 

Приемы работы, определяющие внимание школьников в самом начале урока.

1.      Дискуссионные вопросы

C помощью дискуссионных вопросов поддерживается эмоциональный интерес ученика.

Славы или позора достоин Петр Гринев?

Почему комедия Гоголя названа «Ревизор», если мы не встречаемся с ним ни разу?

Если былина – это песнь героического содержания, то в чем состоит героизм Микулы Селяниновича?

В чем святость Февронии? В чем праведность Петра?

Можно ли победить смерть? (Г.Р. Державин «Памятник»)

«Медный всадник» - петербургская повесть или петербургский роман?

Можно ли уйти от судьбы? Верность – выражение любви или путь к гибели? (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

Что важнее – жизнь или смерть? (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Тарас Бульба – герой? Или Тарас Бульба – герой!

Может ли быть пальто «барометром настроения»? (А.П. Чехов «Хамелеон»)

Смех – это выражение радости или печали? (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Всегда ли «красивые – смелые»? (М. Горький «Старуха Изергиль»)

Сильный ли человек Юшка?

О чем горюет Акимыч?  (Е.И. Носов «Кукла)

Делла и Джим – двое глупых или двое мудрейших? (О.Генри «Дары волхвов»)

Как вы думаете, почему К.Г. Паустовский написал историю об Андерсене вместо “главы о силе воображения и его влиянии на нашу жизнь”?

Вы прочитали две одноимённые автобиографические повести о детстве — «Детство» Л.Толстого и «Детство» М.Горького. В каком из произведений вы можете представить себя, в каком — нет? Почему?

Н.В. Гоголь писал: “Смех — великое дело, он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виноватый — как связанный заяц». Кто в «Повести  о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя оказывается, по словам автора, “связанным зайцем” и почему?

Издали бы вы дневник Печорина, оказавшись на месте рассказчика? Объясните.

Отчего в романе-эпопее Шолохова нет эпилога, как в романе-эпопее Л.Толстого?

Почему Лука исчезает в третьем действии пьесы и целое действие идёт без него? (М.Горький. «На дне»).

 

2.      Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению).

Этот прием заставляет учащихся в самом начале урока мгновенно включиться в работу.

 

М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного.

Учитель: Перед вами обычные весы. Если я положу на одну сторону больше камешков, то эта сторона перевесит. Так же происходит и с человеком. Если на одну чашу весов положить все хорошие человеческие  качества, то они, несомненно, перевесят все его недостатки. Вопрос только в одном - что перевесит: плохое или хорошее?

 

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Учитель: Вы когда-нибудь в карты играли?

А вот эти три карты – тройка, семерка, туз – определили судьбу человека. Впрочем, главная героиня, кажется, эта карта: пиковая дама.

 

А.С. Грибоедов. Биография. На экране изображение огромного бриллианта.

Учитель: Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть великого русского писателя Грибоедова, Вазир-Мухтара.

 

3.      Моделирование

Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование.

 

Учитель: Если бы те жители, кто каждый день обижал Юшку, знали бы, чем все это закончится, изменили бы они свое  поведение? (А.П. Платонов «Юшка»).

Допустим, что девушка (А.Вампилов, сценка «Свидание») не сломала каблук и пришла на свидание, дождалась своего нового знакомого. Каким он предстал бы перед ней?

 

4.      Интеллектуальная разминка

Два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Разминку можно проводить по-разному:

Что лишнее (роман, рассказ, ода, новелла)?

Обобщить – («Толстый и тонкий, «Налим», «Злоумышленник» - юмористические рассказы).

Какое слово скрывается? (Литота, гипербола).

 

5.      Удивляй! Отсроченная отгадка

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное  становится удивительным.

 

Например,

1)      При изучении романа “Обломов”.

Почему главный герой все время лежит, разве он больной, старый? Это нормально, когда мужчина в расцвете лет все время лежит на диване? Вопрос: имя этого явления? Обломовщина.

2)      Старушка волновалась о сестре, дочери. О сестре – сущ. ж.р., окончание -е; дочери - сущ. ж.р., окончание -и. Что вас удивило? Почему у существительных окончания разные? Сегодня мы ответим на этот вопрос. Тема нашего урока…

3)      На уроке “Значение творчества  А.С. Пушкина” легко заставить ребят удивляться.

«Знаете ли вы, что некоторые ученые – исследователи творчества Пушкина считают: многие свои произведения великий русский поэт посвятил полётам в космос? Например, в  «Сказке о царе Салтане» описанием острова Буяна поэт хотел доказать нам существование инопланетных цивилизаций, а путешествие в бочке символизирует первый одиночный космический полёт.

 

Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием.

 

Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например,

1)      При первом знакомстве с творчеством А.И. Солженицына можно привести такой факт.

Учитель: На приеме в кремле Н.С. Хрущев назвал Александра Исаевича Солженицына  Иваном Денисовичем. В чем причина? Отгадку узнаем в конце урока.

2)      Чем отличается молитва от покаяния?

 

6.      Фантастическая добавка

Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету;  изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами древнего грека или глазами инопланетянина.

Например: представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным или Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши  аргументы. Разыграйте беседу в ролях.

 

7.      Лови ошибку!

Этим приемом можно  начать урок  повторения. Учитель допускает намеренную ошибку в тексте, а учащиеся ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Группы могут получать примеры со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, рисунки с ошибками….

Тексты с ошибками могут быть приготовлены учениками старших классов.

Учитель доказывает заведомо ложную гипотезу, ученики находят контраргументы.

Ученик может поработать “учителем” - найти ошибки в соответствующем его развитию тексте (индивидуальный подход).

 

Началом урока могут послужить и факты биографии писателя, и строки из письма автора произведения. Эффективно действует на эмоции учащихся такой прием, как погружение в эпоху. В таком случае материал, представляющий завязку, содержит детали, создающие колорит данной эпохи, представление о быте и мировосприятии людей того времени.

 

Размышления над эпиграфом или темой, в формулировке которых "спрятана" проблема, являются одним из важнейших приемов начала урока.

Урок по роману А.И.Гончарова "Обломов" "Огонь любви, огонь мятежный" (Штольц - Ольга - Обломов - Пшеницына). Эпиграфом послужили строки из стихотворения А. Вознесенского "живите при "сейчас", любите при "всегда". Роль экспозиции сыграл "Вальс при свечах" С. Никитина, сл. А. Вознесенского. Затем в классе обсуждались возникшие в связи с этим вопросы:

- Любовь - это всегда "огонь" или нет, и чем она отличается от страсти?

- Обязательно ли огонь любви бывает "мятежным"? Что значит это слово?

- Как, по-вашему, любовь - постоянное чувство или может прийти и уйти?

- Как вы думаете, сколько раз человек может любить по-настоящему? От чего это зависит?

Все эти вопросы подвели к проблеме урока: Какую роль в судьбе героев романа играет любовь? Данный прием  начала урока "работает" на развитие таких функций мышления, как анализ, сравнение, синтез и др.

 

Выявление "ключевого" слова в теме и анализ его лексического значения и звучания в произведении способствуют развитию умения логически мыслить.

Урок "А ведь так жить холодно..." (Особенности конфликта в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"). Учащимся предлагается найти "ключевое" слово и сформулировать те вопросы, которые в связи с этим могут возникнуть. Учащиеся выделили слово "холодно". И сформулировали следующие вопросы: Как живет Лариса? Отчего ей жить "холодно"? Отчего она погибает? и др. Проблема, которую учащиеся вынесли для обсуждения, была сформулирована так: В чем источник драмы Ларисы Огудаловой?

 

В качестве начала урока можно использовать субъективный опыт ребенка: его мнения, вопросы, впечатления, которые могут быть напрямую связаны с проблемами произведения и вынесены темой урока. Когда один из учеников заявил на уроке по роману "Поднятая целина" (речь шла о Макаре Нагульнове): "Народу нужен кулак", эти слова стали темой следующего урока.

 

Исходными событиями урока может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо и т.д. - одним словом, факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание аудитории, заинтриговать, сосредоточить мысли учеников на предмете будущего спора.

Так, урок по изучению рассказа А.П. Чехова "Студент" можно начать с чтения письма, опубликованного в «Комсомольской правде». Девушка пишет своему кумиру Андрею Губину. Она признается ему в любви и решает покончить жизнь самоубийством, так как "ничего в жизни ее больше не интересует и не радует."   После чтения письма необходимо выдержать паузу, предоставить возможность самим ребятам оценить услышанное ими. Они сами заговорят... А затем учитель должен выслушать каждого, кто хотел бы выразить свое отношение к автору письма. И только потом учитель предлагает рассмотреть, как же поступает герой рассказа Чехова в ситуации, когда "некуда пойти": в доме ворчливая, пьяная мать, а кругом нищета и грязь. Что помогает студенту понять "правду и красоту, направляющие человеческую жизнь", которые "...по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...", ощутить в себе чувство "ожидаемого счастья" от разговора с Лукерьей и Василисой.

Приемы работы, определяющие внимание школьников в самом начале урока, формируют  мотив, потребность действия. Именно такой подход является  эффективным и современным.

 

Использованная литература:

Гин  А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. – Ростов н\Д: «Учитель», 2006.

Санина Н.А. Режиссура школьного урока. Построение урока по законам театральной педагогики: http://lyceum1.perm.ru

 

Анжелика Доржу, учитель русского языка и литературы Сукпакской средней школы им. Б.И. Араптана Кызылского кожууна Республики Тыва