При постановке цели учитывались следующие факторы:

1.      Возраст (14-15 лет), психологические особенности подростка - появление чувства взрослости.

2.      Специфика темы – содержательная сложность и большой объем, но в тоже время объективный интерес к ней учащихся.

Цель: Познакомить учащихся с понятием правовое государство и его признаками.

 

Задачи  урока:

Образовательная: введение учащихся в круг общих представлений о правовом государстве, его основных признаках, отражении признаков в Конституции РФ.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом.

Воспитательная: формировать правовую культуру учащихся, воспитывать уважительное отношение к основам государственности.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, информационно-рабочая карта для каждого учащегося с текстом Всеобщей декларации прав человека, статей Конституции РФ, цитат философов.

 

Понятия для усвоения: верховенство закона; правовая культура; правовое государство; разделение властей.

 

Ход урока

I.                   Слайд 1 Организационный момент.

Учитель: Группа  дикобразов в один холодный день легла тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплотой. Однако вскоре они почув­ствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

Так и люди, формируя свое обще­ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

 

Слайд 2. Рабочий лист №1.

Учитель: Неизвестная страна. 3 минуты придумываем название.  Используя сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека, выбираем три главных права, которые нам понадобятся для совместного проживания.

 

Слайд 3.

Подводя итоги, важно строго контролировать время выступления групп. Обратить внимание на статью 29 и дать возможность учащимся самим сформулировать тему урока Чаще всего они дают очень точные названия темы.

 

Слайд 4

Сообщение темы урока - “Понятие и признаки правового государства”.

1. Понятие правового государства.

2. Основные признаки правового государства.

3. Пути формирования. Правовое государство: миф или реальность?

В конце урока мы должны с учениками вступить в дискуссию и сделать обоснованный вывод по третьему вопросу.

 

II.                Подготовка учащихся к усвоению знаний.

Рабочий лист №2.

Учитель: Познакомившись с высказываниями философов древнего мира, эпохи просвещения и нового времени, сформулируйте важнейшие идеи о роли закона в обществе и «справедливом» государстве.

Нужно показать на данном этапе, что вопрос о построении «правового государства» очень древний и является мировым (этим объясняется подбор цитат).

 

Учащиеся дают краткие ответы. Демонстрируются слайды: слайд 5, слайд 6.

 

Учитель: Понятие “правовое государство” мы стали употреблять не так давно. Хотя идея правового государства восходит к Древней Греции. Однако особое звучание эта идея обрела в трудах философов Нового времени: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье, И.Кант, Г.Гегель Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества (одно без другого немыслимо) является ликвидация сословных привилегий и превращение людей из подданных в граждан с неотчуждаемыми правами на жизнь, собственность, свободу. Обязательным условием его возникновения является появление у всех граждан желания  обрести экономическую самостоятельность на базе частной собственности. Россия с конца 20 века по настоящее время переживает период демократического переустройства. Идея правового государства – одно из ценнейших достижений человечества.

 

Слайд 7

Демонстрируются главные признаки правового государства.

 

Рабочий лист №3.

В Конституции нашей страны отражены эти принципы?

 

Слайд 8

 

Признаки

Статьи Конституции РФ

Россия - правовое государство

Глава 1, статья 1

1. Верховенство закона.

Глава 1, статья 4, пункт 2

2. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан.

Глава 1, статья 2

Глава 2

3. Разделение властей.

Глава 1, статья 10

4. Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения.

 

 

Задание: самостоятельно сформулировать определение «правового государства», записать его в рабочий лист.

 

III. Закрепление.

Учитель: Мы с вами убедились, что порядок является залогом успешного развития общества.

А в каких науках еще можно это увидеть?

 

Слайд 9

 

Слайд 10

 

Давайте попробуем ответить на вопрос: Россия - правовое государство?

 

Если возникнут затруднения можно предложить ситуацию, например:

Социологи отмечают, что каждый год на россий­ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки.  Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между собой приведенные факты и современное состояние россий­ского государства?

 

Дискуссия в классе. Учащиеся делают вывод.

 

Слайд 11

Закончить урок притчей, построение правового  государства в наших руках.

Однажды ученик великого мудреца решил испытать своего учителя. Он поймал бабочку и подумал: «Вот мой учитель все знает, сейчас подойду к нему и спрошу: «В моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая?» Если скажет, что живая — я сожму кулак, и она умрет, если скажет, что мертвая — я разожму кулак, и она улетит».

- Учитель, в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая?

- Все в твоих руках, — ответил учитель…

Игорь Горобец, учитель истории и обществознания Корниловской средней школы Томской области


В прикрепленном файле – рабочий лист.

 

Презентация к занятию.