Оценка проектной деятельности обучающихся входит в систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в которой, помимо программ учебных дисциплин, необходима реализация и междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Метод проектов в ФГОС основного общего образования рассматривается и как механизм подготовки к государственной итоговой аттестации (выполнение и защита индивидуального проекта на выходе из основной школы), и как способ организации образовательной деятельности обучающихся по достижению метапредметных результатов.

Для того, чтобы обеспечить достижение учениками указанных планируемых результатов, учитель сам должен обладать определённым набором знаний, умений и способов организации деятельности в рамках разработки и реализации проекта, иными словами – проектной компетентностью.  

Необходимость овладения данной компетентностью и её развития как профессионального качества педагога обусловлена в том числе и включением проектирования в обобщённые трудовые функции, входящие в Профессиональный стандарт педагога, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н.

Какие умения, навыки, действия учителя должны отражать владение им проектной компетентностью? У меня получился следующий список, который можно, наверное, и расширить:

- умение планировать деятельность;

- умение проводить рефлексию;

- умение ориентироваться в создавшейся ситуации;

- умение прогнозировать ситуацию, развитие выполняемого проекта и т.д.;

- способность к целеполаганию;

- способность к оцениванию своей деятельности;

- способность принимать решения;

- умение осуществлять самоконтроль;

- умение проводить коррекцию своих действий.

Если мы спроецируем указанные требования на реализацию ФГОС, то увидим, что по сути дела учитель так же, как и ученик, должен обладать регулятивными универсальными умениями и действиями.  

 

Предлагаю один из способов развития проектной компетентности педагогов, апробированный в собственной практике с педагогами средней школы села Вторые Тербуны и школ Тербунского района, - деловую игру для педагогов по педагогическому проектированию.  

В основе игры - педагогические этюды московского педагога С.В. Плахотникова «Африканские хроники», написанные им после нескольких лет работы в одной из африканских школ. Проведение игры включает:

- работу в фокус-группах;

- разбор педагогической ситуации;

- определение педагогических позиций;

- поиск решений по технологии проектирования;

- заполнение бланка педпроекта;

- взаимную экспертизу педагогических проектов по технологии «Шесть шляп мышления»;

- рефлексию участников;

- проектирование следующих шагов по развитию проектных способностей  педагогов.  

 

Актуальность предлагаемой игры несомненна: качество ученического проектирования и успешность экспериментальной работы школы напрямую зависит от уровня развития проектных способностей педагогов. Проведение проблемного анализа собственной  педагогической  деятельности требует  освоения  способов  организации рефлексивной  работы в  педагогическом  сообществе.

 

Проблемы, решению которых будет способствовать внедрение игры по педпроектированию: низкий уровень развития критического мышления педагогов, недостаточно  развит навык  проблемного  анализа  собственной  педагогической  деятельности.  

 

Цели игры:

- апробация смоделированной формы профессионального тренинга, нацеленного на развитие проектного мышления педагогов школы,

- освоение  способов  организации рефлексивной  работы  в  педагогическом  сообществе,

- реализация идей сотрудничества и сотворчества в нашем педагогическом коллективе.

 

Механизм реализации

1. Подготовительный этап:

- осмысление идеи, моделирование ситуации, порядка подготовительной работы;

- выбор рассказов из книги С.В. Плахотникова «Африканские хроники» соответствующих замыслу деловой игры;

- распечатка, оформление материалов игры;

 

2. Проведение деловой игры в педагогическом коллективе школы:

- педагоги делятся на группы по несколько человек;

- ведущий игры раздает главы, бланки педагогического проекта;

- оглашаются правила (ход) игры;

- ведущий предоставляет право представителям других групп провести своеобразную экспертизу проекта, который был озвучен (по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»); так повторяется с каждой группой.

 

3. Рефлексия:

- удалось ли группам верно выделить педагогическую проблему?

- справились ли участники деловой игры с экспертизой, рефлексией своих педагогических проектов?

- организуется обмен мнениями о ходе игры, ее целесообразности, возникших трудностях, успешности мероприятия в целом.

 

Деловая игра по педагогическому проектированию способствует развитию рефлексивных процессов учителя:

- самопознание и понимание другого;

- самооценка и оценка другого;

- самоинтерпретация и интерпретация другого.

 

Варианты развития игры: с целью разработать  и  апробировать   формы  организации проблемно-позиционного рефлексивного анализа  собственной  деятельности можно проводить подобные деловые игры на данном материале с разными задачами для участников (отработка различных этапов проектирования).

 

Возможности распространения в других образовательных учреждениях:

- идея и литературный источник могут быть заимствованы другими ОУ;

- можно провести подобный тренинг на другом литературном материале или с другой управленческой целью (соответствующим подбором задач, поставленных перед участниками игры).

 

Данный проект разработан заместителем директора по УВР московской средней школы № 626 им. Н.И.Сац Мариной Николаевной Володиной. В практику работы нашей школы деловая игра внедрена с 2011 года. Уровень новизны представленного мною опыта можно определить как адаптацию ранее известного и его усовершенствование, так как данный проект реализуется не только с педагогами, но и с обучающимися школы. Для организации игры с учащимися 5-6 классов используются также и другие литературные источники.

В реальном режиме для проведения данной игры требуется не менее 1 часа времени.

 

Рефлексия деятельности по технологии «Шесть шляп мышления».

           

Метод «Шесть шляп мышления» создан Эдвардом де Боно, крупнейшим специалистом в области творческого и концептуального мышления, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.

 

Каждой из шести шляп соответствует свой цвет, наделяющий ее характерными чертами и качествами. В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Вот краткое описание каждого из режимов

 

Красная шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

 

Желтая шляпа. Преимущества. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

 

Черная шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Черный цвет мрачный, недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? Правда ли это?

 

Зеленая шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

 

Белая шляпа. Информация. Вопросы. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация? Какой мы обладаем информацией?

 

Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

           

Ольга Гулевская, учитель русского языка и литературы средней школы села Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области


В прикрепленном файле - презентация.