Несколько лет преподавания геометрографии в 7-8-х классах
общеобразовательной школы показали, что изучать азбуку графического языка надо
значительно раньше. Поэтому в октябре 2014 года была набрана первая группа
детей дошкольного и младшего школьного возраста от 5,5 до 10 лет в московском Центре
досуга «Ровесник» и было создано объединение «Геометрография».
Каждая встреча с малышами на занятиях для меня, имеющей опыт
работы не только в школе, но и в вузе – я работала старшим преподавателем
черчения и начертательной геометрии в МГТУ им. Баумана и РУДН, - настоящее
испытание и в то же время большой праздник. Готовясь к занятию, я иногда часами
осваиваю какую-нибудь новую операцию или задачу по 3D-моделированию в программе КОМПАС 3D. В начале урока я показываю ребятам
алгоритм построения. Повторять что-то второй раз, как правило, моим ученикам не
нужно. А как только они начинают самостоятельно работать, то мне остается
только восхищаться и искренне удивляться тому, что и как у них получается. В
конце урока мои ученики, как правило, учат меня и друг друга, как им удалось
создать нечто невероятное и фантастическое в инженерной программе 3D-моделирования. И что еще очень
важно, настоящие технари от Бога, даже если они еще ходят в детский сад, ярко проявляют
себя в геометрическом 3D-моделировании практически сразу и становятся костяком
группы, а гуманитарии, походив несколько занятий, постепенно «рассасываются».
Когда азбука графического языка была изучена и сложилась группа
способных детей, готовых к дальнейшему совершенствованию в инженерном
направлении, то передо мной встал вопрос: что делать дальше? Из таких ребят можно
и нужно растить настоящих российских инженеров ХХI века. Но как? Серьезная проблема в
том, что сегодня ни школа, ни система дополнительного образования не могут
предоставить будущему инженеру, который учится еще в начальной школе,
возможность длительного и непрерывного «профессионального» роста в кружках
технического творчества и моделирования. Что делать с юными звездочками, чей
талант и интерес к технике не вызывает сомнения? Очень велика опасность того,
что без грамотно организованной системы кружков научно–технического творчества
за время учебы в школе эти дети не выдержат нажима со стороны взрослых, забудут
о своей детской мечте стать инженером и пополнят армию юристов и экономистов.
Другая
проблема, с которой я вплотную столкнулась в процессе работы над курсом
«Геометрография – азбука графического языка», - ярое неприятие курса со стороны
некоторых чиновников и преподавателей технических вузов, которые, ратуя за
возвращение старого курса черчения в школы, не допускают принципиально нового,
современного подхода к геометро-графическому образованию. Это и понятно, ведь
тогда в технические вузы из школы придет молодежь, которая будет на две головы
лучше подготовлена, чем сегодняшние студенты. И что тогда будут делать вузы?
Наше объединение «Геометрография» стало первой
экспериментальной, научно-технической инновационной площадкой в области
развития геометро-графического образования
В награду за хорошие успехи и для того, чтобы наглядно
показать тем, кто скептически относится к новому курсу «Геометрография», его
эффективность, младшие школьники и даже дошкольники из «Ровесника» наряду со
старшеклассниками и студентами принимали участие в Шестом международном
графическом турнире, который прошел 4 апреля 2015 года в РУДН.
Кроме того, специально для маленьких чертежников 9 апреля в
Московском музее образования «Ровесник» провел первый турнир по геометрографии
для детей младшего возраста. Очень
отрадно, что в турнире в Музее образования кроме ребят из «Ровесника» приняли
участие ученики начальных школ №887 и №1148 им. Достоевского. Турнир был
посвящен Дню авиации и космонавтики, поэтому каждый ребенок должен был в любой
технике, которой он лучше владеет, изобразить ракету, космический корабль,
орбитальную станцию или выполнить специальное "космическое" задание.
Например, второклассник Слава в программе КОМПАС 3D легко выполнил 3D-модель
волшебного кристалла – икосаэдра (правильный двадцатигранник). Ярослав, ученик
3 класса школы №1148, который увидел, как работают его ровесники в КОМПАСЕ
только 4 апреля на Международном турнире, а к 9- апреля самостоятельно освоил 3D-моделирование в КОМПАСЕ, выполнил 3D-модель орбитальной станции
собственной конструкции. Интересный и неожиданный для организаторов опыт провел
дошкольник Ванечка, который не только сам легко построил 3D-модель ракеты, но и по собственной
инициативе обучил этому двоих своих друзей из детского сада, которые принимали
участие в турнире в качестве артистов и должны были только лишь читать стихи. Все
дети работали с большим интересом – рисовали, лепили, клеили, чертили, тем
самым наглядно показали всем собравшимся, как легко они осваивают
геометрическое моделирование в разных техниках. В результате, все, кто
сомневался в необходимости раннего графического образования и курса «Геометрография»,
вместо традиционных дискуссий увидели результаты своими глазами и услышали, что
думают на этот счет дети. Это самые сильные аргументы в пользу нового геометро-графического образования.
Галина
Анисимова, автор курса «Геометрография-азбука графического языка» и организатор
Первого турнира по геометрографии для малышей
В прикрепленном файле – Положение о
турнире.
Фото из архива организаторов.