Другие задачи урока:

- развивающие – развивать умения работы с текстом, совершенствовать грамотную речь, логическое мышление, внимание, память;

- воспитательные – прививать любовь к родному языку, к его изучению, создать условия для понимания необходимости самосовершенствования, саморазвития, борьбы с недостатками через работу с текстом притчи.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др., компьютер с устройством вывода звука, интерактивная доска, ноутбуки для работы в парах.

Ход урока

I.                   Оргмомент

Приветствие.

 

II.                Работа по теме урока

Учитель: В начале нашего занятия я предлагаю вам прослушать индийскую притчу.

Словарная работа.

 

Учитель: Всем понятно лексическое значение слова притча? (Притча – это жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме).

Подберем синонимы к этому слову и запишем их. (Сказание, рассказ, сказка, предание, поучение).

Запишем несколько словосочетаний с этим словом. (Религиозная притча, интересная притча, известная притча, древняя притча).

А теперь познакомимся с притчей «Небезупречный горшок». Ее тексты есть у вас на столах. После прослушивания мы поработаем с ними.

 

НЕБЕЗУПРЕЧНЫЙ ГОРШОК

(Индийская притча)

(1) У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. (2) В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома Учителя. (3) Треснувший же горшок доносил только половину. (4) В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носивший воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего Учителя. (5) Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями, а бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.

(6) После того как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:

(7) – Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

(8) – Почему? (9) Чего ты стыдишься?

(10) – В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего Учителя. (11) Ты делал эту работу, и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, – удрученно сказал горшок.

(12) Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи сострадательным, он сказал:

(13) – Поскольку мы возвращаемся к дому Учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.

(14) Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это успокоило его немного. (15) Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, так как через него просочилась половина его воды, поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности. (16) Тут водонос сказал горшку, словно пролил бальзам на его душу:

(17) – Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? (18) Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке и обратил его во благо: я посадил семена цветов на твоей стороне. (19) И каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. (20) В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего Учителя. (21) Если бы не было тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме.

 

Беседа по тексту.

Учитель: Вы прослушали текст. Ответьте на мои вопросы. Для чего были предназначены горшки, о которых идет речь в тексте? Оба ли они полностью справлялись со своим предназначением? (Горшки предназначены для переноса воды. Один из них был с трещиной, поэтому он не мог выполнить то, что было ему предназначено полностью).

Каким образом недостаток горшка с трещиной был обращен в пользу? (Водонос посадил цветы, а вода, сочившаяся из трещины, питала их влагой).

Так ли однозначно предназначение горшка с трещиной? Действительно ли он был создан только для того, чтобы в нем носили воду? (Его предназначение заключалось еще и в другом: с помощью качества, которое он сам считал недостатком, он делал мир прекраснее).

Какой урок этот текст несет для нас с вами? Какова основная мысль этого текста? В каком предложении текста она заключена? (Нужно любить и принимать себя такими, какие мы есть. Даже наши недостатки можно превратить в достоинства. Иногда идеальные люди приносят меньше пользы, чем люди с недостатками. Никогда нельзя отчаиваться из-за того, что у нас что-то идет не так, возможно, это просто не то, чем мы действительно должны заниматься. Основная мысль текста заключена в последнем предложении).

Итак, мы говорим о том, что нужно постоянно совершенствоваться и развиваться. Сегодня на уроке мы с вами будем совершенствовать свои знания в области пунктуации. Обратите внимание на выделенные предложения в тексте, я их вывела также на экран. Прочитайте их:

1. Безупречный горшок гордился своими достижениями, а бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства.

2. Когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути.

3. Так как через него просочилась половина его воды, поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности.

4. Водонос сказал горшку, словно пролил бальзам на его душу.

5. Если бы не было тебя, не было бы этой красоты в его доме.

 

Охарактеризуйте эти предложения.

1. ССП с противительным союзом а, имеет значение противопоставления.

2. СПП с придаточным времени.

3. СПП с придаточным причины, которое стоит пред главным.

4. СПП с придаточным сравнения.

5. СПП с придаточным условия.

 

Обратите внимание: во всех случаях в СПП придаточное находится перед главным. Это немаловажно.

Уберем из предложений союзы. Какие предложения у нас получились? (Бессоюзные.)

Смысловое значение как-то изменилось? (Оно стало не таким явным, как при наличии союза).

Вы уже изучили условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП. Расскажите, когда они ставятся. (Запятая и точка с запятой ставятся при перечислении, двоеточие – если вторая часть имеет значение причины, дополнения или пояснения).

Можем ли мы в данные предложения поставить какой-либо из этих знаков препинания? (Нет, так как смысловые отношения между частями не соответствуют данным знакам препинания).

А какой еще знак препинания, помимо названных, употребляется в БСП? (Тире).

Следовательно, в данных предложениях мы будем ставить… (Тире).

Итак, сегодня на уроке ты тренируемся в постановке тире в БСП. Запишите тему в тетради.

Кто уже может сформулировать условия постановки тире в БСП? Остальные, пожалуйста, слушайте, сверяйтесь с тем, как объясняется этот материал в учебнике.

 

III.             Закрепление

Учитель: А теперь давайте с вами потренируемся. По очереди выходим к интерактивной доске, на месте пропуска указываем условие постановки тире. Имейте в виду, что некоторые предложения могут иметь двойственный смысловые значения: например, времени и условия, но тест допускает только один вариант. Если первый оказался неправильным, попробуйте подставить второе значение (по три предложения).

 

Коллективное закрепление.

 

Учитель: А теперь обратимся к нашим учебникам. Откройте страницу 135, упражнение 200. Выполните самостоятельно данное упражнение, выпишите из него только БСП с тире.

На слайде вы видите номера предложений, которые вы должны были выписать. Сверьтесь, если есть вопросы, задайте их.

1 (условие), 6 (условие), 7 (условие), 10 (условие), 11 (условие), 12 (условие), 14 (условие), 15 (условие), 16 (условие), 18 (условие).

 

IV. Подготовка к ГИА.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием, а теперь вернемся к тексту, с которым мы работали в начале, и немного времени посвятим части В ГИА, в которой много заданий по теме «Синтаксис. Пунктуация». Откройте ноутбуки. У вас есть небольшой тест, который называется ГИА. Выполните этот тест в парах.

 

IV. Домашнее задание.

Учитель: В конце теста, на странице, где формируется отчет, вы увидели свою оценку и ссылку на Отрытый банк заданий ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/). Запишите эту ссылку к себе в тетради или в дневники, потренируйтесь дома в решении тестов по теме «Пунктуация».

 

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

 

Учитель: Для того чтобы оценить наше сегодняшнее занятие, давайте составим синквейн (на столах лежат шаблоны для написания синквейна).

 

Синквейн учитель пишет на интерактивной доске.

Отметки за урок.

 

VI. Дополнительное задание.

Если остается время – упр. 201 на стр. 135 учебника.


Ольга Никулина, учитель русского языка и литературы Сатинской средней школы Тамбовской области, учитель года Тамбовской области-2014

 

Фото из архива автора.