Занятие на тему «Учимся общаться»

Сценарий опубликован в №47 «Учительской газеты» за 2014 год.

 

Занятие на тему «Секреты общения»

Цели

I. Образовательные:

- Расширить кругозор детей;

- Пополнить словарь детей словами: комплимент, слова просьбы;

- Пополнить знания о красоте речи, о правилах общения.

II. Коррекционные:

- Продолжать развивать умение вести диалог.

- Совершенствовать умение точно подбирать слова для выражения мыслей.

- Развивать связную речь.

- Развивать слуховое внимание и память.

- Развивать зрительное внимание и память.

- Развивать выразительность речи.

III. Вспомогательные:

- Воспитывать желание совершенствовать речь.

- Воспитывать культуру речи.

Оборудование: аншлаги, карточки с описанием ситуаций, словарь С.И.Ожегова, комплимент, слова комплиментов на доске, слова просьбы, слова в которых нужно поставить ударение, незаконченные рифмы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Давайте сядем удобнее, так как нам предстоит много общаться.

II. Речевая разминка.

Учитель: Аристотель говорил: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка».

Ведь голос – это физический инструмент, который, подобно музыкальному, требует настоящей заботы и внимания. Для того, чтобы ваша речь была приятной, нужно научиться правильно дышать, это обеспечивает опору вашему голосу. От речевого дыхания зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи.

Поэтому необходимо научиться управлять речевым дыханием. А в этом нам помогут специальные упражнения.

Сесть ровно, плечи развернуть, голову держать прямо. Вдох через нос – выдох через рот (2-3 раза). Глубокий вдох и…

- медленный выдох,

- выдох двумя толчками.

Глубокий вдох и на выдохе произносится звук то увеличивающийся, то ослабляющийся.

Произнести на одном дыхании скороговорку «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, не вылавировали»

III. Сообщение темы и цели.

Учитель: Часто говорят, что люди разучились общаться. Иногда даже за вечерним чаем не получается задушевного разговора: то нужно что-то сделать, то телевизор посмотреть. Но все-таки  единственной роскошью, как сказал Экзюпери, является роскошь человеческого общения.

Для чего нужно учиться общаться? Какое место занимает общение в жизни человека?

Ответы учеников.

Учитель: Общение надо ценить, общаться надо уметь, учиться слушать друг друга, относится к собеседнику с уважением, проявлять доброжелательность в конфликтах, спорах, учиться быть собой и быть вежливыми. Тема нашего занятия - «Секреты общения».

Как вы думаете, какую проблему мы будем обсуждать? Какие задачи вы поставите для себя?

Ответы учеников.

IV. Основная часть.

Учитель: Веками вопросы общения считались актуальными.

Тысячелетиями все происходило примерно так: человек просыпался, вставал, говорил с детьми, женой и шел на работу, с ним здоровались, разговаривали. В наше время все чаще собеседником человека становится радио, телевизор, компьютер и т.д., т.е. человек  все чаще берет на себя роль слушателя, зрителя, читателя. И сейчас на занятии я предлагаю побывать в этих ролях. Для этого вам потребуется знание культуры речи, знание русского языка и определенный словарный запас.

А в конце занятия мне бы хотелось чтобы вы сказали, на какие мысли вас наталкивает это занятие.

1) Развитие слухового внимания и памяти.

Итак: 1. Секрет общения.

Это вежливость, культура речи и умение говорить комплименты.

Комплимент (по словарю Ожегова) – любезные, приятные слова (аншлаг на доску).

Прочитаем хором это слово. А теперь прочитаем каждый про себя.

Каждый из нас знает, что от комплимента улучшается настроение, повышается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах.

Но комплимент должен быть уместен и не должен выглядеть как лесть. Поэтому нужно уметь выбрать время и слова, чтобы не обидеть человека своими комплиментами.

Я сейчас зачитаю несколько вариантов комплиментов, а вы выберите то, что более подходит вашему соседу (соседке) по парте:

Вы сегодня хорошо выглядите.

Вы замечательно отвечали на прошлом уроке.

Вы такой начитанный человек.

Вы покоряете меня своим жизнелюбием и оптимизмом.

Я горжусь тем, что мне представилась возможность помочь такому человеку, как ты.

А теперь скажите друг другу эти приятные слова.

В старину говорили: «Верно сказанное слово – половина дела». Эту пословицу можно отнести не только к комплиментам, но и к словам, которые называют вежливыми. Сейчас я вам предлагаю вспомнить, какие вежливые слова вы знаете. К категории вежливых слов можно отнести слова-приветствия (доброе утро, здравствуйте, привет, рад вас видеть), слова-прощания (до свидания, всего доброго, будьте счастливы и т.д.), слова-извинения (прошу прощения, приношу свои извинения, извините) и слова-просьбы, о которых сейчас пойдет речь. Какие слова-просьбы вы знаете?

Ответы учеников.

2) Развитие зрительного внимания и памяти.

У меня на доске написаны слова-просьбы, я думаю, что вы многие из них знаете. Поэтому нетрудно будет их повторить, после того как прочитаем 2 раза.

Чтение слов 2 раза. Закрываются слова. Далее ребята повторяют то, что запомнили.

Слова просьбы.

Пожалуйста…

Будьте добры…

Если вам не трудно…

Я прошу вас…

Не могли бы вы…

Сделайте одолжение…

3) Развитие диалогической речи и связной речи.

А теперь мы попробуем эти формулы применить на практике.

На парту вам дается ситуация общения, нужно, используя известные вам слова-просьбы, разыграть эти диалоги.

- попросить друга принести давно обещанную книгу;

- попросить друга объяснить домашнее задание;

- попросить незнакомого человека уступить в кинотеатре ваше место;

- попросить незнакомого на улице объяснить вам правильную дорогу;

- попросить родителей друга дать согласие на ваш совместный поход в кино.

Итог: Как вы видите, что для выражения вежливости существует в языке много разных словесных конструкций. И наша речь приобретает совсем иную окраску, если мы употребляем вежливые слова и слова-комплименты.

Существует еще один секрет общения – подбирай точно слова и правильно их произноси. (Аншлаг на доску).

Как вы думаете, что нужно человеку для того, чтобы точно подбирать слова? (Словарный запас).

Что такое словарный запас? (Аншлаг на доску).

Как и откуда мы можем пополнить словарный запас?

Ответы учеников.

По объему словарного запаса можно судить об образовательном и культурном уровне человека.

Мы сейчас просмотрим видеосюжет, герой которого – человек с бедным словарным запасом. Просматривая сюжет, выделите и запомните ошибки в речи героя. А после просмотра мы их постараемся исправить.

Видеосюжет «Стихотворение о мальчике Пете».

Исправим ошибки Пети. Расставим ударения в словах.

Я предлагаю вам еще несколько слов, в которых часто допускают ошибки, ставя ударение не на тот слог.

То´рты, звони´т, краси´вее, но´жницами, па´льцами.

Куда можно обратиться за помощью, если затрудняешься поставить ударение в слове? (К словарям).

Я надеюсь, если у вас возникнут сомнения, как произносить слово, вашими надежными помощниками будут словари.

Нужно быть очень осторожным в подборе слов. Ведь слово – это великая сила. Очень точно об этом выразился в стихотворении Вадим Шефнер:

Есть слова словно раны,

Есть слова словно суд,

С ними в плен не сдаются,

С ними в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно предать и продать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Посмотрите, как ярко автор отражает значение слова в этом стихотворении.

Умение точно подбирать слова проявляется в умении рифмовать слова.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк (Аншлаг).

Рифмовать – подбирать слова для получения рифмы.

Рифмуют обычно слова в стихотворной строке.

Например:

Я на ветке вижу почку

Жаба прыгнула на кочку.

А теперь попробуйте вы.

Дочка – …

Тропинка – …

Сейчас строчки:

По лесной тропинке

Шла …

Кто ничего не изучает,

Тот …

Человек, имеющий большой словарный запас, - общительный и образованный человек, умеющий поддержать разговор на любую тему, всегда может расположить окружающих к себе. Поэтому нужно постоянно пополнять свой словарный запас.

 

V. Итог.

Учитель: Итак, какие правила, секреты мы сегодня с вами рассмотрели? На какие мысли вас натолкнуло это занятие? Какие задачи вы поставите для себя?

Ответы учеников.

Учитель: Мне приятно, что вы поставили для себя такие задачи, т.к. человек в своей жизни попадает в разные ситуации и если он владеет искусством общения, ему легче будет найти выход из сложившейся ситуации.

VI. Оценка работы.


Сценарий занятия на тему «Умение слушать»

Цели

I. Образовательные:

- Дать понятие глаголов «слушать», «слышать».

- Дать знания о правилах слушания.

- Показать значение слушания в акте коммуникации.

II. Коррекционные:

- Продолжать развивать умение вести диалог.

- Развивать произвольное внимание и память.

- Развивать слуховую память и внимание.

- Развивать зрительную память и внимание.

- Развивать связную речь.

- Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение).

III.  Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику.

- Воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: фразы для постановки логического ударения, карточки для выразительного чтения, тетради, ручки, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», карточки с ситуациями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте те, кто хорошо пообедал.

Здравствуйте те, кто не обедал и мечтают об ужине.

Здравствуйте те, кто рад наступлению весны.

Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.

 Здравствуйте те, кто готов работать.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Я не случайно сегодня начала занятие с такого длинного приветствия. Скажите, что вам нужно было сделать, когда я вас приветствовала? (Внимательно слушать, чтобы понять, о чем говорит учитель).

Да, мы сегодня поговорим об умении слушать. И занятие так и называется - «Умение слушать».

Зная тему, поставьте вопросы, на которые вы бы хотели найти ответы в ходе разговора по этой теме.

Вопросы:

Почему иногда люди слушают, но не слышат друг друга?

Какую роль играет слушание в процессе общения?

Что нужно развивать, чтобы всегда слышать собеседника?

Существуют ли какие-либо правила слушания? И т.д.

Замечательные вопросы поставлены вами. На эти вопросы мы постараемся ответить, выполняя разные задания.

III. Речевая разминка.

Учитель: Выполняя задания речевой разминки, мы ответим на вопрос «Как важно умение слушать?». Каждый из вас будет в роли слушающего, обратите внимание на значение слушания в общении.

1) Разделитесь на пары. Один человек в паре получает задание. Ему нужно прочитать предложение, логически выделяя подчеркнутое слово. Второй человек, прослушав, объясняет смысл сказанного одноклассником.

Задание.

Прочтите, выделяя ударениями подчеркнутое слово:

Ты ко мне вчера приходил?

Ты ко мне вчера приходил?

Ты ко мне вчера приходил?

Ты ко мне вчера приходил?

2) Один человек в паре выполняет задание, а второй  выслушав его, объясняет, что было сказано.

Задания.

Без слов промычать:

- Ох, какая сегодня погода!

- Ты хочешь кушать?

- Скоро звонок?

- Ты хороший друг.

- Позвони мне сегодня.

3) Проговорить скороговорку каждому 2 раза с разной скоростью. Второй человек в паре должен повторить скороговорку 2 раза с точно такой же скоростью, как и первый.

IV. Основная часть.

Учитель: Итак, давайте сейчас вместе попробуем ответить на вопрос: «Зачем человеку умение слушать?».

Каждый из вас побывал в роли слушающего. Ответьте на вопрос, что дало вам слушание. (Получили информацию, услышали тон высказывания, особенности речи собеседника).

Да, действительно умение слушать необходимо для акта коммуникации. И без него общение между людьми будет не совсем полноценным.

Древнегреческий философ Зенон сказал: «Два уха и один язык вам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». А наша пословица гласит: «Красно поле пшеницей, а речь слушанием». Эти обе пословицы поддерживают важность учения слушать. Если вы умеете слушать, то вас полюбят окружающие. Большинство людей бывают чрезвычайно счастливы, если находят внимательного собеседника. Активно слушая, мы запоминаем сказанное, не упускаем детали и нюансы мыслей собеседника, можем повлиять на ход его мыслей и задать подходящие вопросы, можем порадовать приятным комплиментом собеседника и т.д.

Почему умение слушать – редкая способность? Действительно, что здесь особенного – уметь слушать? Ведь все люди, обладающие нормальным слухом, слышат друг друга, разговаривают. Однако «слышать» и «слушать» - не совсем одно и то же.

Почему иногда ученик, выйдя с урока, не может сказать, о чем шла речь на уроке? (Потому что он не слушал учителя).

Но он ведь его слышал?

Итак, чем «слушать» и «слышать» отличаются друг от друга?

«Слушать» - физически воспринимать звук.

«Слышать» – воспринимать, понимать сказанное.

1) Развитие слухового внимания и памяти.

 В подтверждение того, что слушать и слышать не одно и то же давайте проведем игру «Снежный ком».

Я начинаю фразу: «Летом можно…». Следующий по кругу добавляет слово, следующий повторяет фразу и добавляет свою. Далее повторяется все ранее сказанное и добавляется что-то новое и т.д. Тот, кто будет невнимательным, выбывает из игры.

Итог игры: итак, скажите: те, кто выбыли из игры, слушали или слышали? (Слушали, но не слышали).

Обращаюсь к выбывшим из игры: в чем причина того, что вы не слышали? (Было много информации и трудно запомнить, часто отвлекался, думал о другом, было не интересно, говорили монотонно).

2) Развитие мыслительных процессов и письменной речи.

Запишите в тетради самостоятельно правила для говорящего и правила для слушающего.

Правила для говорящего

Правила для слушающего

Говори эмоционально.

Информацию излагай частями, понемногу.

Мысли излагай четко.

Слушай внимательно и запоминай то, что говорят.

Переспроси, если ты не понял.

Не отвлекайся.

Не перебивай собеседника.

Уважай собеседника!

 

3) Развитие зрительной памяти и внимания.

Но, кроме того, что мы слышим, информацию можно получить и с помощью несловесных средств общения.

Послушайте отрывок из сказки «Золотой ключик». И постарайтесь ответить на вопрос: «Что помогло Буратино понять настроение хозяина харчевни?» (Поза хозяина, выражение лица, взгляд, угрожающие движения).

Отрывок.

Буратино кинулся к двери, но хозяин стал на дороге, прищурился, руки упер в бока.

- А за ужин кто будет платить?

- Ой, - пискнул Буратино, - сколько?

- Ровно один золотой…

Буратино сейчас же хотел прошмыгнуть мимо его ног, но хозяин схватил.

- Плати, негодяй, или проткну тебя, как жука!

 

4) Развитие диалогической речи.

Теперь, зная правила слушающего и говорящего, зная, как можно еще получить информацию, кроме того, что услышать, можно разыграть одну проблемную ситуацию.

Ситуация.

Диалог между двумя учениками. Один из них обещал принести книгу другу, но не принес и не считает себя виновным.

Та же ситуация, но виновник признает вину и просит прощения

- Итак, какую информацию ты получил из этого диалога? (обращаясь к участникам диалога).

- Через что ты получил информацию? (Слух, зрение).

-  Важно ли слушание в процессе общения? (Да, через него получаешь большую часть информации).

V. Итог.

Учитель: Посмотрим, смогли ли мы ответить на поставленные в начале занятия вопросы.

Зачем человеку уметь слушать?

Почему люди иногда слушают, но не слышат?

Какую роль играет слушание в процессе общения?

Что нужно развивать, чтобы слышать собеседника?

Существуют ли какие-то правила слушания?

Ответы учеников.

 

Учитель: Таким образом, по вашим словам можно сделать вывод, что умение слушать нужно развивать через совершенствование внимания и памяти. И это необходимо для получения большего количества информации от собеседника и для более качественного ведения диалога. Все это поможет быстро и верно выбрать решение в той или иной жизненной ситуации.

Хочется закончить занятие одним из основных принципов хорошего слушания: «Старайся сконцентрироваться на человеке, который говорит с тобой, обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.».

VI. Оценка деятельности детей.

 

Занятие на тему «Спорить или ссориться».

Цели

I. Образовательные:

- Дать понятия «спор» и «ссора», «предмет спора».

- Дать знания об особенностях и правилах культуры спора.

- Научить видеть различия спора и ссоры.

- Научить подбирать аргументы в защиту своей позиции.

II. Коррекционные:

- Совершенствовать умение вести диалог.

- Развивать связную речь.

- Формировать интонационную выразительности речи.

- Продолжать развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение).

- Способствовать развитию психологической базы речи.

III. Вспомогательные:

- Воспитывать стремление к саморазвитию речи.

- Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику.

- Воспитывать культуру речи.

 

Оборудование: сценические диалоги, карточки с вариантами чтения, словари С.И.Ожегова, карточки с ситуациями, правила спора, обороты речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Устраивайтесь поудобнее, настройте свои мысли на разговор, т.к. речь сегодня пойдет о самом интересном, о том, что больше всего волнует детей вашего возраста.

II. Развитие слухового внимания и памяти.

Учитель: А вот о чем пойдет речь на занятии, вы узнаете  из пословиц. Народ говорит:

«Спор – не ссора, бойся ложного задора!»

«В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает».

«Красна беседа слушанием».

«Ссора до добра не доводит».

III. Сообщение темы и цели.

Учитель: Итак, о чем шла речь в этих пословицах? (О споре и о ссоре).

Кто запомнил пословицы о споре?

Кто запомнил пословицы о ссоре?

Правильно вы поняли смысл этих пословиц, а следовательно и вывели тему нашего занятия, которую сформулируем так - «Спорить или ссориться». В этой теме уже заложена большая проблема. А вы, опираясь на тему, поставьте вопросы, которые помогут решить эту проблему.

Возможна ли жизнь без ссор?

Чем отличается спор от ссоры?

Существуют ли правила спора?

Почему многие споры переходят в ссоры?

Как вести спор, чтобы он не перешел в ссору? И т.д.

IV. Речевая разминка.

Учитель: Причиной спора или ссоры могут быть слова, сказанные не четко. Четкость речи мы развиваем с помощью специальных упражнений.

1) Проговорить четко с постепенным ускорением скороговорку: кстати, в этой скороговорке скрыта еще одна причина ссоры.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола навру.

Какая причина ссоры?

2) Вы знаете, что смысл речи зависит от того, каким тоном она сказана. Причинами многих ссор может быть неправильно выбранная интонация.

Выполнение следующих упражнений помогает вам овладеть смысловой интонацией.

Прочитать и разыграть сценические диалоги.

В гостях у королевы (cм. прикрепленный файл).

V. Основная часть.

Учитель: Спор имеет громадное значение в жизни, науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. Наше время в России особенно богато горячими спорами политического и экономического характера. Спор необходим для развития, для выявления истины. Не зря в народе говорят: «В споре рождается истина». Нет человека, который никогда не вступал в споры.

Но что такое спор?

У нас группа ребят работала в течение недели  со словарем. Они составили древо понятия слова «Спор».

(См. прикрепленный файл).

Выводное знание: Спор – столкновение мнений, словесная борьба, при которой каждый из спорящих отстаивает свою точку зрения.

А что такое ссора, нам объяснит другая группа, работавшая над этим словом.

(См. прикрепленный файл "Древо понятия слова "Ссора").

Выводное знание: Ссора – словесная перебранка с употреблением слов, выражающих неприязнь или ненависть.

Зная эти определения, давайте на практике постараемся определить ссору и спор.

Я буду зачитывать отрывки, а вы подумайте, что автор описал, спор или ссору.

1) - Давайте решим, кто будет космонавтом.

- Я буду, у меня есть шлем.

- Нет, я. Я самый маленький и влезу в космический корабль.

- А я знаю, что космонавт должен быть здоровым. Я в этом году ни разу не болел, а вы все болели.

2) – Давайте решим, кто будет космонавтом.

- Я буду, у меня есть шлем.

- Нет, я. Я самый маленький и влезу в космический корабль.

- Еще чего захотели, мелюзга. Не трещите. В ушах зазвенело. Как дам по шее. Придумали – космонавты. Один тупее другого.

- Ну и что ты раскомандовался. Сейчас как дам в ухо – будешь валяться на земле, космонавт.

Где спор, а где ссора? Почему? (Спор в первом отрывке, ссора во втором, т.к. герои употребляют слова, оскорбляющие достоинство другого, и т.д.).

Может ли спор перерасти в ссору? Почему? (Переходят на крик, оскорбления, не приводят в споре доказательства).

Известный философ Сократ – один из основателей школы грамоты - определил основные правила ведения спора:

(Вывесить на доску).

Не спорь по пустякам, т.е. без причины.

Помни всегда, о чем споришь, т.е. о предмете спора.

Имей всегда в споре примеры и доказательства.

Веди спор спокойно, будь вежлив, уважай чужое мнение.

Эти четыре правила ведения спора простые, и о некоторых вы уже сами говорили, а вот о предмете спора можно поговорить поподробнее.

Предмет спора – то, о чем идет речь в споре. Спор будет проигран, если оспариваются очевидные вещи, такие как например, «весной и осенью идет дождь»; «ель и сосна имеют зеленую хвою» и т.д.

Задание:  выберите из предложенных положений для спора такие, где есть основания, причины – предмет спора.

Осенью часто идет дождь.

Телевидение скоро окончательно заменит книги.

В морях вода имеет соленый вкус.

Настоящая дружба – подчинение одного другому.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Правильность ваших суждений можно объяснить, используя обороты: (вывесить на доску).

«Мне кажется …»

«На мой взгляд…»

«По моему мнению…»

«Согласитесь, что…»

«Я постараюсь доказать…»

«Я с вами не согласен…»

Посмотрите и запомните (воспроизведение оборотов по памяти). 

Например: «Мне кажется, что положения 1 и 3 не имеют причин для спора, так как это очевидные вещи, бесспорные истины. Ведь никто не будет спорить, что…».

Развитие диалогической речи.

О споре вы многое уже узнали и теперь готовы, наверное, вступить с спор.

У меня есть наболевшая в нашем классе проблема: «Клички – хорошо или плохо?». Посмотрите внимательно на правила ведения спора и на обороты, которые помогут вам аргументированно выстраивать мнения. Оппонентом буду я.  Я буду отстаивать точку зрения многих учеников в классе, т.е. я – за клички.

Учитель: У нас в классе почти у каждого есть клички. Это облегчает общение. Ведь в классе много Оль, Саш и Сереж. Когда зовешь одного, оборачивается другой. А клички - это очень удобно.

Ученик: Я с вами не согласен. Я сам знаю, как это обидно иметь кличку. Ведь человека уже назвали родители именем. Почему кто-то называет его еще кличками животных, или животным? Это унижает и обижает человеческое достоинство.

Учитель:

Ученик:

И т.д.

Учитель: Хорошо, вы меня убедили. Я согласен с вами.

Да, очень тяжело вести спор по правилам, но тяжелее из него выходить, если чувствуешь, что не прав или в случае перерастания спора в ссору.

Как вы думаете, как можно выйти из спора? (вывесить на доску)

- согласиться с мнением другого,

- признать мнение другого, но остаться при своем,

- перевести спор в шутку,

- отложить спор на некоторое время.

VI. Итог.

Учитель: Таким образом, опираясь на ваш жизненный опыт, мы вывели правила ведения спора, попробовали аргументированно вести спор и рассмотрели варианты выхода из спора. Давайте посмотрим, удалось ли вам найти ответы на поставленные вами вопросы в начале занятия.

VII. Оценка деятельности детей и нацеливание на саморазвитие.

 

Литература.

Аксенова А.К.,  Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках. // Дефектология. 1987. №6, с.32.

Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997.

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1987.

Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М.: Государственный университет печати, 2002.

Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2000.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Просвещение, 1991.

Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. // Дефектология. 2003.№3, с.29-33.

Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи: Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 2002.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых  школьников. М.: Академия, 2002.

Томсон П. Самоучитель общения. СПб., 2002.

Шишкова М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников. // Дефектология. 1996. №6, с.14.

Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под редакцией Т.А.Ладыженской. М.: «С-инфо».1998.

Татьяна Пролубникова, учитель географии Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернета VIII вида Пермского края, победитель XVII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»