Задачи:

Образовательные:

- знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;

- умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

- выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

- повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

 

Развивающие: развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей.

 

Воспитательные: формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,  формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

 

Оборудование: компьютер, проектор,  карточки с заданиями.

 

Учебник: С.В.Иванов: Русский язык, 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013г. – 160 с.: ил.

 

 

Ход урока

1.      Организационный момент и мотивация.

Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята, и вас, дорогие гости, на уроке русского языка. И мне бы хотелось, чтобы он прошел под девизом: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Подарите улыбку всем присутствующим.

2. Актуализация знаний

Слайд 1

Лен(?), руж(?)ё, кон(?), ноч(?)ю, пят(?)десят, пят(?), п(?)ёт

 

Учитель: Что общего во всех этих словах? (Пропущен Ь)

Распределите слова по группам.

Сколько групп получилось? По какому признаку делили?

Ответы учеников.

Слайд 2

Доч(?), стереч(?), туч(?), читаеш(?), настеж(?), кирпич(?), могуч(?), реж(?)

 

Учитель: Перед вами следующая группа слов. Что можете сказать обо всех этих словах? Какой звук в конце? Какая буква пропущена? Во всех словах?

Ответы учеников.

Учитель: Когда же пишется Ь в словах с шипящим на конце? Предлагаю вспомнить и заполнить таблицу. Если согласны с высказыванием, поставьте «+» или «-».

Работа в парах.

Работа в малой группе у доски – КЛАСТЕР (3 человека). После работы ученики защищают свои кластеры, остальные дети проверяют свою работу

Учитель: Итак, назовите слова, в которых не надо было писать ь.

3. Определение темы и целей урока.

Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?

Как, по-вашему, к какому блоку относится наш урок? Найдите в книге урок 108. Верно ли мы предположили?

Ответы учеников.

Учитель: Определите цель. (Учиться грамотно писать).

Каковы задачи на этот урок? (Повторить случаи написания Ь в словах и закрепить умение писать ь в словах).

4. Обобщение во вешней речи.

Стр.104 учебника, упр.1.

Учитель: Прочитайте самостоятельно задание, подчеркните действия, которые надо совершить, чтобы выполнить упражнение.

Пока класс работает самостоятельно, задание в паре отдельно - упр.3. Проверка по слайду.

Учитель: Коля выполнил это задание следующим образом. Согласны ли вы с ним? Почему?

Работа с интерактивной доской. Слайд 3.

Учитель: Проверьте, все ли выполнили это задание так, как на экране?

Оцените на полях соответствующим цветом.

Стр. 105 учебника, упр.2.

Учитель: Выпишите из текста слова, в которых ь является показателем мягкости согласного. Но эти слова не должны быть глаголами.

Два человека работают с обратной стороны доски, затем работа проверяется и разбирается.

Выписанные слова: ухватить, есть, рассталась, знать, наклонять, на малюсенькой, соскочить, выскользнуть, из пальцев, представить, жизнь.

Вывод

Учитель: Какую функцию ь мы вспомнили, выполняя задание?

Карточка на доску – «Ь – показатель мягкости».

Учитель: Оцените свою работу на полях соответствующим цветом.

5. Физминутка.

Учитель: Если называю слово, в котором пишется ь – показатель мягкости, присядьте, если  выполняет другую функцию, подпрыгните, а если в слове не пишется ь, поднимите руки вверх.

Ночь, пень, морж, семь, деревья, вскачь, ружьё, день, кирпич.

6. Работа по теме. Самостоятельная работа с проверкой

Учитель: Задание: выписать из веселого стихотворения слова с разделительным ь.

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед «Е».

Заметил, летит вороньё,

И ловко влетел перед «Ё».

Оттуда залез к муравью

Усевшись как раз перед «Ю».

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед «Я».

И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный, знайте, друзья.

Меня вы найдёте в словах перед «Я»!

Слайд 4. Взаимооценка с проверкой по слайду и выставление отметок.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, верно ли выполнено задание. Не допущены ли ошибки в правописании? Выставите отметки.

На слайде критерии.

Учитель: На какое правило были выписанные слова?

Когда в словах пишется разделительный Ь?

Ответы учеников.

Учитель: Оцените выполнение данного задания на полях соответствующим цветом.

Карточка на доску «Ь – разделительный».

7. Включение в систему знаний.

Дифференцированная работа

Учитель: На этом наши задания сегодня не закончились и впереди самое интересное. Перед вами карточки разных цветов, соответствующих разным уровням сложности. Ознакомьтесь с содержанием каждой карточки и выберите ту, с которой справитесь.

Дети работают самостоятельно.

Слайд 5 с заданиями.

Учитель: Кто работал с карточками розового цвета? Кто с карточками голубого цвета? Красного? Вот что у вас должно было получиться.

Слайд 6.

Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На рассвете воздух пахуч  и свеж. Все окна в доме распахнуты настежь. На ясном небе не увидишьтуч. Вся трава сплошь покрыта каплями росы.

Учитель: С какой орфограммой столкнулись, выполняя это задание? (Ь после шипящих на конце слов).

Вывешиваю карточку «Ь после шипящих на конце слов».

Учитель: Оцените себя.

8. Рефлексия.

Учитель: Вспомните тему нашего урока.

Вернемся к задаче, которую перед собой поставили. Вспомните. (Повторить и закрепить умение писать Ь в словах).

Как, по-вашему, выполнили мы задачу? Достигли цели?

Ответы учеников.

Учитель: Просмотрите этапы работы на уроке, вспомните, как выполняли задания и оцените весь процесс работы. Напишите на полях Ь соответствующего цвета (согласно принятым цветам в классе для оценки).

Слайд 7.

Учитель: Предлагаю продолжить фразы.

Я хорошо усвоил…

Мне надо повторить…

Я затрудняюсь…

Оценка работы учителем.

Домашнее задание: стр.105, упр.3

Нэля Хлыпина, учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

В прикрепленных файлах – материалы к уроку и презентация к занятию.