Гибкость
мышления… Синтез логического и абстрактного мышления. Умение быстро менять план
действий, если меняются обстоятельства.
Коллеги,
скажите, а какие качества, свойства, особенности человека (свойства психики) способствуют
развитию гибкости мышления?
Ответы коллег.
1)
Воображение.
Есть
ли какая-то польза от воображения?
Ответы коллег.
Вы
правы, все, что нас окружает и сделано руками человека, весь мир культуры - продукты воображения.
Коллеги,
а вы часто фантазируете, мечтаете?
Ответы коллег.
Воображение
подразделяется на активное и пассивное. Надеюсь, у вас творческое и
воссоздающее воображение преобладает над грезами.
А
в чем именно вам помогает воображение?
Как
вы думаете, почему с возрастом у наших учеников меньше срабатывает (проявляется)
творческое воображение?
Ответы коллег.
Действительно,
стандартизация приводит к рамочному мышлению, аналитические и логические
рассуждения заменяют вдохновение и созидание. В современном обучении акцент
делается на изучение точных наук и предметов естествознания, а гуманитарной
составляющей и предметам художественно-эстетического цикла меньше уделяется
внимания. Однако воображение необходимо не только будущим писателям для
создания образов героев или художникам в поисках сюжета картины. Активное
воображение помогает выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений,
предвидеть события. Без воображения учителя не смогли бы готовиться к урокам,
так как невозможно представить их ход, предугадать реакцию учеников внутри
класса или в разных параллелях. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой
говорил: «Если в школе ребенок не научится творчески мыслить, он всю жизнь
будет подрожать и копировать».
2)
Сегодня я хочу вас познакомить с методическими приемами, способствующими
развитию активного воображения.
Наука
биология в переводе с греческого – «учение о жизни». Я прошу уважаемых
участников фокус-группы выбрать цветной маркер и изобразить, нарисовать понятие
«жизнь».
Фокус-группа
работает над заданием.
Интересно,
что предмет один, а ассоциации у всех разные. В данном случае работает
воссоздающее воображение: происходит интерпретация опыта, определенных
представлений. Идет актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и
объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с
прежним опытом, но не оторванные от него.
Уважаемая
фокус-группа, продемонстрируйте ваши уникальные изображения жизни!
Фокус-группа
демонстрирует свои изображения.
Спасибо.
Задача «нарисовать понятие «жизнь» не поддается точному анализу, у каждого
человека свое видение картины. Мышление и воображение тесно связаны между
собой, однако основным содержанием мышления являются понятия, позволяющее
обобщенно воспринимать мир. Воображение работает через создание образов,
предвидение конечного результата.
Для
образного сравнения мышления и воображения можно использовать характеристики Ленского
и Онегина в романе А.С. Пушкина:
Они сошлись, Волна и Камень
Стихи и Проза, Лед и Пламень,
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Сейчас
мы попробуем тесно сплести воображение и мышление. Я попрошу понятие жизнь
превратить в акростих. Для этого понятие пишется по вертикали, и затем,
применив воображение, каждую букву вы превращаете в слово. Получается
произведение, которое раскрывает ваше видение этого понятия.
Сочинение
акростиха.
Человек
в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия
(есть аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы). Воображение, как и другие
психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Иногда его
процесс связывают только с правым полушарием. Это не совсем верно, так как для
возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий головного
мозга: правое отвечает за целостность, гармоничность композиционного единства,
а левое позволяет упорядочить информацию и выразить её в речи или жестах.
Уважаемые
участники фокус-группы, я попрошу вас выйти на сцену, и объединиться в пары.
Мы
сегодня много говорили о понятии «Жизнь». В XIX
веке Фридрих Энгельс сказал очень точно с точки зрения биохимии: «Жизнь есть
способ существования белковых тел». Современное биологическое понятие жизни - «активная
форма существования материи из белков и нуклеиновых кислот, способной
саморегуляции и самовоспроизведению». Предложите свою версию: жизнь это… (варианты ответов участников фокус-группы).
Я
прошу вас пантомимой изобразить самое удачное определение жизнь – это движение,
и чаще всего вперед.
Фокус-группа
обдумывает задание в течение 30 секунд.
Образ
и мысль всегда выступают в неразрывном единстве. Великий испанский художник
Франсиско Гойя утверждал, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ, а
соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес.

И
(ИЛИ)

Давайте
посмотрим вашу импровизацию.
Фокус-группа
изображает пантомиму.
Спасибо,
займите свои места.
Без
воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Без
знания не работает мышление. Без того и другого невозможны понимание и
мудрость. Кажется, что воображение детей младшего школьного возраста ярче и живее,
чем у школьников и взрослых. Это не так, яркость образов ещё не значит
богатства воображения. В процессе активного школьного мышления идет накопление
знаний и представлений. Чтобы наши дети лучше понимали окружающий мир и себя,
им необходимо не только давать знания, но и раскрепостить воображение.
Алла
Головенькина, учитель биологии, заместитель директора средней школы №1 города
Нурлат Республики Татарстан, абсолютный победитель Всероссийского конкурса
«Учитель года России-2014»