Цель:  Ознакомить учащихся с видами и структурой военных учебных заведений. Воспитывать патриотизм и преданность Родине,  развивать интерес к воинским профессиям.

 

Задачи: Формировать положительное отношение к Вооруженным Силам, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству

 

Мероприятие  начинается с музыкального клипа «Я служу России».

I.  Актуализация прежних знаний:

      1.   75% учащихся обеспечиваются тестами, кроссвордами и заданиями на поиск ошибок в тексте.  (Задания дифференцированные).

 

Фронтальный опрос учеников, которые не заняты самостоятельной работой:

1.  В каком возрасте призываются мужчины на военную службу в Российскую армию?

      т 18 до 27 лет).          

2. В какие сроки осуществляется призыв граждан России на действительную военную службу? 1 октября по 31 декабря; с 1 апреля по 15 июля).

3. Кто из граждан России освобождается от призыва на военную службу?

а)   признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

в)   прошедшие военную службу в вооружённых силах другого государства;

г)   имеющие неснятую судимость за совершение тяжкого преступления.

4. Какое наказание ожидает гражданина, уклоняющегося от призыва на военную или альтернативную службу в соответствии со статьёй 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации? виде лишения свободы на срок до двух лет).

5. Каким требованиям должны отвечать граждане, принимаемые по контракту на военную службу?

в)   должны соответствовать медицинским, психологическим, физическим требованиям, службу по конкретным специальностям в соответствующих видах (родах) войск;

г)   должны соответствовать уровню профессиональной и обще образовательной подготовки.

6.  На какой срок заключается контракт для поступающих впервые на службу на должности солдат, сержантов и им равных? а три года).

7. В каком году вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»? 1 января 2004 года).

8. В каких случаях предоставляется право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой?

а)   в случае, если несение военной службы тяжело для гражданина;

б)   в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям гражданина;

в)   в случае, если несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина;

г)   в случае, если гражданин относился к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

9. Что необходимо сделать каждому гражданину Российской Федерации, призванному на военную службу или поступившему на неё в добровольном порядке?

а)   не следует скрываться от службы;

б)   не следует переутомляться;

в)   следует беречь своё здоровье;

г)   следует принять военную присягу.

10.  Когда гражданин приносит военную присягу в современных условиях?

а)   когда предложат командиры;

б)   когда захочет;

в)   после прохождения начальной военной подготовки, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть.

11.  Что не распространяется до принятия военной присяги на военнослужащих, прибывших в своё подразделение (часть) для прохождения службы?

а)   не распространяются никакие команды;

б)   не может назначаться на воинские должности;

в)   не может закрепляться вооружение и военная техника;

г)   не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

12. Как регулируется конкретная служебная деятельность военнослужащих, их быт, учёба и повседневная деятельность?

а)  регулируется командным составом;

б)   регулируются законами Российской Федерации;

в)   регулируются воинскими уставами и  нормативно-правовыми документами.

13.  Что определяет дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации?

а)   проведение досуга военнослужащих;

б)   философскую сущность воинской дисциплины;

в)   сущность воинской дисциплины и обязанности военнослужащих по её соблюдению, а также виды поощрений и дисциплинарных взысканий;

г) права командиров (начальников) по применению дисциплинарного устава, а также порядок подачи и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб.

14. Что определяет устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации?

а)   порядок дежурства;

б)   порядок прохождения медицинского освидетельствования военнослужащих;

в)   определяет общие права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними;

г)   определяет обязанности основных должностных лиц, правила внутреннего порядка и другие вопросы повседневной жизни и быта, подразделений и частей.

15.  Какой устав используется на кораблях Военно-Морского Флота (ВМФ) России?

а)  морской устав;

б)  устав Российского флота Петра I;

в) такой же как и в сухопутных войсках;

г) на кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно  определяются  корабельным  уставом (ВМФ).

16.  Что определяет устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации?

а)  прохождение границы России;

б)  взаимоотношения между воином с оружием и воином без оружия;

в)   права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнообязанных, несущих эти службы, а также порядок проведения мероприятий в гарнизоне с участием подразделений и частей;

г)   организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб.

17.  Какие задачи решает строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации?

а)   задачи формирования характера;

б)   конкретизирует задачи общеобразовательных дисциплин;

в)   определяет приёмы, строй подразделений и частей;

г)   определяет порядок движения и действий подразделений и частей в различных условиях.

18.  Что собой представляет статус военнослужащего в Российской Федерации?

а)   до конца не определён;

б)   даёт возможность носить военную форму;

в)   совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством;

г)   на военнослужащих распространяется общее для всех законодательство, а также специальное военное законодательство.

19.     Какие ограничения вводятся по отношению к военнослужащим в соответствии с законодательством Российской Федерации?

а)   какие-либо ограничения отсутствуют;

б)   запрещение бастовать, пикетировать;

в)   запрещение на участие в политических акциях и занятиях коммерческой деятельностью.

20.       Какую ответственность несут военнослужащие за совершенные правонарушения?

а)   не несут никакой ответственности;

б)   за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и чести, они несут дисциплинарную ответственность, которая установлена в соответствии с Дисциплинарным уставом;

в)   военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности за причинённый ущерб государству при исполнении обязанностей военной службы;

г)   за совершение преступления военнослужащие могут привлекаться к уголовной ответственности.

 

II. Изучение новой темы:

Каждому учащемуся раздается текст «Для того, чтобы стать офицером…» и все вместе работаем с этим текстом.

 

Учитель: Сегодня любой гражданин России, окончивший школу, лицей или техникум, задумывается о будущей профессии. И некоторые из них выбирают ни что иное, как военное образование, и стремятся к получению одной из самых уважаемых должностей – офицерского звания. Но, увы, не каждый из них знает, как стать офицером Российской Армии.

Офицеры в России, как и прежде, пользуются огромным уважением со стороны общества. Ведь в офицерстве воплощаются лучшие человеческие качества:

- преданность Отечеству,

- мужество,

- честность,

- благородство

- ответственность.

Это основные качества, которыми должен обладать человек, желающий стать офицером. Чтобы воспитать их в себе и узнать о своих основных обязанностях, где на первом месте стоит защита Родины, - офицер должен пройти серьезную подготовку. И поэтому одним из важнейших условий приобретения офицерского звания стало получение военно-профессионального образования.

 

Перед Вами лежит текст, который мы вместе с вами прочитаем и попробуем вслух обсудить каждый пункт:

 

Для того, чтобы стать офицером, необходимо знать следующее:

1.     Подготовкой офицеров для рядов Вооруженных Сил РФ занимаются высшие военные учебные заведения, военные институты, военные университеты и военные академии.

(Для справки сообщаю: В настоящее время  для получения данного звания  существует 55 высших военно-учебных заведения. Из них 36 – военные институты, 11 – военные университеты и 8 – военные академии).

2.     Военные институты являются главными военными учебными заведениями, которые обеспечивают подготовку кадров для замещения офицерских должностей с перспективой продвижения на вышестоящие должности. Военные институты готовят дипломированных специалистов-офицеров с высшим военно-специальным образованием по 250 специальностям, необходимым для флота и армии РФ. В любое военное учебное заведение, кроме отдельных военных академий, ведется набор курсантов из числа гражданских лиц.

(Институты помогают не только ответить на вопрос «как стать офицером», но и дают возможность почти любому гражданину РФ получить это звание.)

3.     На обучение по программе подготовки офицеров принимают граждан России в возрасте от 16 до 27  лет - это граждане, которые прошли срочную военную службу (до 24 лет и имеющее среднее или  профессиональное образование); а также военнослужащие, не имеющие офицерского звания.

 

(К обучению по программам подготовки офицеров также допускаются гражданские лица в возрасте 16- 27 лет. Лицам, желающим подробно узнать о том, как стать офицером одного из военно-профессиональных заведений, следует обратиться в военный комиссариат по месту жительства).

 

4.     Для того чтобы поступить в военное учебное заведение и в дальнейшем стать офицером, необходимо подать заявление в военный комиссариат до 20 апреля года желаемого поступления. К заявлению необходимо приложить: характеристику с места учебы или работы, автобиографию, фотографию размером 4,5 на 6 сантиметров - 3 штуки. 

 

(Обязательно возьмите ручку или карандаш и подчеркните главное).

5.     Предварительный отбор абитуриентов в вузы среди гражданских лиц проводится призывными комиссиями комиссариатов до 15 мая. Они включают установление пригодности к обучению в военных заведениях по образованию, по возрасту, а также по психофизиологическим и психологически-социальным качествам. Отбор абитуриентов проходит ежегодно в июле. Успешно прошедшие отбор кандидаты зачисляются курсантами в учебные заведения на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов, которые включают в себя общеобразовательные предметы.

(Итак:

1. До 30 июня документы обрабатываются.

2.Принимается решение о допуске кандидатов к профессиональному отбору, который проводится ежегодно в июле.

3. Лица, прошедшие профотбор, зачисляются курсантами в военно-учебные заведения.

4. И лишь после всего этого  на конкурсной основе сдаются экзамены по общеобразовательным предметам.

5. Зачисление на учебу).

 

6.     Условия конкурса на вступление в военное учебное заведение обеспечивают зачисление на учебу абитуриентов, наиболее подготовленных и способных к освоению программ обучения, отвечающих требованиям специфики военной деятельности.

 

В заключение подведем итог:

Если кто-то из присутствующих заинтересован стать офицером, и  есть желание пройти подготовку для получения данного звания, то стоит  посетить свой военкомат и на месте узнать все подробности поступления.  Помните, что:

офицеры – это не только основа любой армии, но и цвет нации, и образ благородства и чести!

 

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается на бланке самостоятельно написать 10 слов,  с которыми у них ассоциируется слово «ОФИЦЕР». Самостоятельную работу проводят под демонстрацию музыкального военно-патриотического клипа «Офицеры России». Продолжительность работы - 4 минуты.

 

IV. Подведение итогов.

На тех же бланках учащимся предлагается подвести итог урока, дав оценку себе и уроку - отменить нужный смайлик галочкой (См. прикрепленный файл «Рефлексия»).

 

Домашнее задание: в течение месяца подготовить презентацию одного учебного заведения, в котором можно получить военное образование.

 

Пример дифференцированного задания

Основы военной службы 

(впишите или выберите правильный ответ)

1.                  Дайте определение воинской обязанности.

2.                  Граждане РФ проходят военную службу:

а) по контракту и по призыву,

б) только по контракту,

в) только по призыву по достижению определённого возраста.

3.   Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется

            а) с 1.06 – 30.08 в год достижения 16-летнего возраста,

            б) с 1.01. – 31.03 в год достижения 17-летнего возраста,

            в) с 1.09 – 30.11 в год достижения 18-летнего возраста.

4.  Уклонившимся от исполнения воинской обязанности считается гражданин

            а) не явившийся в военкомат по повестке без уважительной причины,

            б) явившийся  в военкомат, но без документов,

            в) не явившийся в военкомат по болезни.

5. Назовите (четыре) составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.

6. Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:

           а) годен с незначительными ограничениями,

           б) временно не годен,

           в) ограниченно годен.

7. Призыв на военную службу в РФ проводят :

           а)  с 1.04 -30.06 и с 1.10 – 31.12,

           б) с 1.04 по 30.06,

           в) с 1.04 по 31.12 по приказу Министерства обороны РФ.

8. Отсрочка для временно не годных к военной службе предоставляется на

          а) 3 или 6 месяцев,

          б) 6 или 12 месяцев,

          в) 12 или 18 месяцев.

9. Началом военной службы считается

         а) день убытия из военкомата,

         б) день прибытия в часть,

         в) день принятия присяги.

10. Военные сборы для граждан, прибывающих с запасе, проводят сроком:

         а) до 2 месяцев не чаще 1 раза в 3 года,

         б) до 1 месяца не чаще 2 раза в 5 лет,

         в) до 3 месяцев не чаще 1 раза в 4 года.

11 Сроки военной службы в РФ

        а) 32 месяца и 12 для тех, кто имеет высшее образование,

        б) 12 месяцев и 6 месяцев для тех, кто имеет высшее образование,

        в) 24 месяца или 12 для тех, кто имеет высшее образование.

   

Павел Владимирович Александров, мастер производственного обучения профессионального лицея №31, Тульская область

 

Музыкальное сопровождение к занятию доступно для скачивания здесь.

 

В прикрепленных файлах:

- кроссворд «Основы воинской службы»,

- рефлексия.

Иллюстрация с сайта http://info-kotlas.ru