Принципы построения и использования интерактивных электронных плакатов (ИЭП) по биологии

- Весь материал располагается на одном слайде.

- ИЭП работает в автоматизированном режиме, достаточно один раз кликнуть кнопку «пуск» (триггер).

- Содержание плаката включает: особенности строения, выполненные с помощью автофигур, путём наложения на части стационарного рисунка, физиологию, выполненную с помощью анимационных приёмов, проверочную часть.

- Части органа - фигуры разного цвета - позволяют визуально запоминать и формировать образные представления об объекте.

- Анимация настроена на пятикратное выделение (повторение) каждого изучаемого объекта, заостряет внимание ребёнка и помогает понять изучаемое.

- Параллельно появляется текст к объекту. Его содержание краткое, главное. Приём анимации «эффект-задержка» обеспечивает усвоение информации учащимися с любым темпом чтения.

- Вопросы после изучения строения и функций позволяют качественнее осмыслить содержание темы, проверить свои знания.

- Цифры-триггеры обозначают части глаза (уха), работают в режиме «включить-выключить»: «включил» - появилось название, «выключил» - можно провести самопроверку знаний.

- Нет дискомфорта, т.к. всегда есть надёжный триггер и можно проверить правильность своих ответов.

- Триггеры зациклены: после выполнения всей работы по кнопке «пуск» снова запускается весь процесс. При клике в любом месте слайда сбоя не происходит.

- Учащийся,  работающий с ИЭП должен выполнить одно условие: каждая «включенная» цифра должна быть «выключена» перед кликом кнопки «пуск», т.е. названий на слайде перед запуском пусковой кнопки не должно быть.

- Работу с цифровыми названиями можно провести в самом начале и обязательно в конце изучения вопроса. На самостоятельное изучение отводится примерно 13 минут.

- Для работы необходимы компьютеры, мультимедиа, ИЭП (на рабочем столе компьютера или диске).

 

Значимость:

- ИЭП-самоучители позволяют быстро и эффективно сформировать представление об анатомических особенностях и физиологии органов чувств (глаза, уха) с помощью анимационных приёмов и системы переключателей, подобранной цветовой гаммы, названий терминов.

- Учитель, дети могут комментировать и обсуждать происходящие процессы, особенности строения, т.к. анимационный эффект «Задержка» предоставляет для этого время.

- Групповая работа с ИЭП развивает коммуникативные качества учащихся.

 

Варианты  использования ИЭП как самоучителя:

1.      при подготовке домашнего задания;

2.      на уроках биологии в индивидуальной работе;

3.      при организации групповой формы работы на уроке;

4.      на кружке;

5.      при подготовке к ЕГЭ;

6.      во время болезни ребёнка (задание высылается по электронной почте);

7.      по изучаемым вопросам учащиеся находят дополнительную информацию в Интернете, энциклопедиях, справочниках, учебниках.

 

Методические рекомендации

Общая цель: организовать самостоятельное получение знаний.

Общие задачи

Образовательная: самостоятельно изучить особенности строения органов чувств (глаза, уха); процессы формирования изображения на сетчатке глаза, передачи звуковых волн на слуховые рецепторы.

Развивающая: формировать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, выделять главное, делать выводы, получать знания самостоятельно, осуществлять самоконтроль знаний.

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, науке биологии, медицине.

 

Пример плана изучения материала

Урок №1. Тема: «Анализаторы. Орган зрения». Используется интерактивный электронный плакат «Строение и функции глаза»

Урок №2. Тема: «Анализаторы. Орган слуха». Используется интерактивный электронный плакат «Строение и функции уха»

Урок №3. Урок-обобщение «Анализаторы. Органы чувств». Проверка знаний «Зрительный и слуховой анализатор»

Выбирается выступающий (докладчик), он готовится к выступлению, а внутри группы распределяются обязанности по поиску дополнительных источников информации: ресурсы Интернет, справочные материалы, учебники, энциклопедии, муляжи, таблицы. Другие группы имеют возможность дополнять, исправлять выступающего (докладчика), задавать вопросы. Центральное звено самостоятельного получения знаний для всех членов группы – самоучитель-ИЭП.

 

Пример организации учебной деятельности на уроке: групповая работа.

Задания на уроке №1 (работа с ИЭП).

1 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Части глаза».

2 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Оптическая система глаза».

3 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Оболочки глаза».

4 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Зрительный анализатор».

Приложение 1. Скриншоты ИЭП, раскрывающие последовательность изучения вопроса «Строение и функции органа зрения».

 

Задания на уроке №2 (работа с ИЭП).

1 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Части уха».

2 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Наружное и среднее ухо».

3 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Внутреннее ухо».

4 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Слуховой анализатор».

 

Приложение 2. Скриншоты ИЭП, раскрывающие последовательность изучения вопроса «Строение и функции органа слуха»

 

Распределение времени на уроке:

- организационный момент (мотивация) – 1 минута;

- работа с ИЭП и дополнительными источниками – 13 минут;

- выступление групп – 12 минут;

- закрепление материала (работа с муляжами глаза (уха), заполнение сводной электронной таблицы) – 12 минут;

- проверка – 3 минуты;

- рефлексия – 3 минуты;

- домашнее задание – 1 минута.

 










Задание на уроке №3

После обобщения материала по теме: «Анализаторы. Органы чувств» детям предлагается (в группах или индивидуально, фронтально, используя мультимедиа) проверить знания.

Особенность интерактивного теста-самоучителя «Зрительный и слуховой анализаторы»:

1.      В разработке используется приём «Шторка»: с помощью триггера открывается окно-вопрос. Дети в группах обсуждают ответ, затем отвечают. Другие группы могут дополнить, исправить. Следующий шаг – это открытие шторки «Ответ», за которой находится информация. Содержание выдаётся автоматически, последовательно. Переход на следующий слайд - по стрелке.

2.      На обоих слайдах в ответах с помощью анимации показана работа зрительного и слухового анализаторов.

3.      Значимость теста-самоучителя: дети визуально получают информацию о строении анализаторов и наблюдают их работу с помощью анимационных приёмов (формирование нервных импульсов, их проведение в кору больших полушарий, обработка полученной информации в участках КБП, формирование представлений и ощущений). Совместно обсуждая ответы на вопросы, ученики развивают коммуникативные качества.

4.      Новизна представленной формы текущего контроля знаний заключается в следующем: учащиеся не только проверяют свои знания, но и закрепляют их, просматривая схемы, рисунки и анимационные физиологические процессы.

Приложение 3. Интерактивный тест-самоучитель «Зрительный и слуховой анализаторы» к обобщающему уроку по теме: «Анализаторы. Органы чувств»

 

Вера Чухрий, учитель биологии средней школы №9 городского округа город Буй Костромской области

 

Во вложенных файлах Приложения 1-3, интерактивный плакат «Глаз», интерактивный плакат «Ухо», интерактивный тест-самоучитель.

 

Фото Алексея Ветчинкина