Удивительно, но, ещё не начав изучать Маяковского, выпускники часто заявляют, что им не нравятся его стихи. А вот аргументировать своё неприятие они могут не всегда. В чем тут дело? Что их отталкивает? Необычная форма? Знаменитая лесенка? Идеологическая «начинка» стихов? Рифмы – ритмы – неологизмы - метафоры?

Когда спрашиваю старшее поколение о том, что знают, помнят  в связи с Маяковским, неизменно цитируют наизусть о товарище Нетте – человеке и пароходе, стихи о советском паспорте и даже «…начинаю о Ленине рассказ…».

А что унесут сегодняшние школьники с уроков литературы?

Моя учительская задача – познакомить их с большим талантом. Ошеломить, заинтересовать, может быть, даже шокировать.

Предлагаю фрагменты с первого урока по ранней лирике В.В.Маяковского.

«Представьте Россию начала века. Феномен той поры – Серебряный век русской поэзии – явил стране и миру фейерверк имен, бесконечное поэтическое небо, усеянное звездами разной величины. Эта эпоха характеризуется небывалым расцветом талантов, энциклопедичностью знаний, увлечением религией и  философией. Поэзия потеснила прозу, претендуя на первую роль выразительности чувств, умонастроений молодого поколения. Каждый желал заявить о себе, объявить себя гением, новатором.

Особенно преуспели в этом футуристы, которые стали противниками современного буржуазного общества, декларировали свободу от нравственных и культурных традиций. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» - этой фразой начинался их манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912 год). Футуристы демонстративно нарушали нормы поведения, принятые в обществе. В их поэзии было и положительное, ценное: протест против современного мира, против мировой войны, они первыми почувствовали лихорадочный темп нового века. Самым талантливым среди них был Владимир Маяковский.

А теперь представьте себе, как вы, молодой человек, приходите со своей дамой вечером нарядные, благополучные в модный кабачок «Бродячая собака» послушать новые стихи. Вы спокойно сидите за столиком, а один молодой нахал в женской желтой кофте бросает вам прямо в лицо:

НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

11 февраля 1915 года В. Маяковский прочел это знаменитое стихотворение, вызвавшее грандиозный скандал в кабачке, что, возможно, и послужило причиной закрытия кабаре.

Современники вспоминали: «На этом вечере было обилие народа…Маяковский вышел и прочитал… Это имело действие грома, получились даже обмороки». Свист, крики, шок. Маяковский не только заявил о себе, эпатировал публику, он в такой форме высказал свое неприятие миру  «сытых и жирных», преуспевающих и самодовольных.

А.А. Ахматова тоже вспоминала этот эпизод: «…. Маяковский стоял на эстраде совершенно спокойно и не шевелясь курил огромную сигару… Вот таким я и запомнила его, очень красивым, очень молодым,  большеглазым таким среди воющих мещан. … Каждый день или вернее каждую ночь Маяковский в желтой кофте любил там бывать».

Так начинал молодой Маяковский. Смело, дерзко. Лирику его отличают гиперболичность, неологизмы, неожиданные метафоры. Найдите самую яркую в этом стихотворении. («Бабочка поэтиного сердца» - это нечто хрупкое, ранимое, нежное).

Понятно, что на одном эпатаже далеко не уедешь. Нужен талант. И он был. Почему его услышали, в него поверили? Маяковский по-новому писал о том, что всегда волновало людей: о равнодушии буржуазного города к человеку, о власти денег, об одиночестве, и, конечно, о любви. Но он мог быть нежным, трогательным, ранимым. (Чтение стихотворения «Послушайте»).

Вторую часть урока я хочу посвятить одному стихотворению.

Эта незаурядная женщина – Лиля Брик – действительно существовала в жизни В.Маяковского и сыграла в ней свою роковую роль. Давайте прочитаем посвященные ей строки и попытаемся понять чувства лирического героя.

ЛИЛИЧКА!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.

Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

26 мая 1916г. Петроград

1.Уже в названии стихотворения есть вещи, о которых я хочу вас спросить. Помните, свое стихотворение Сергей Есенин назвал «Письмо к женщине», хотя каялся он перед конкретной Зинаидой Райх. Маяковский же не скрывает имя любимой. Почему восклицательный знак? Какое значение имеют название, подзаголовок, точная дата и место создания этого стихотворения?

2. Докажите, что это стихотворение о любви. О какой любви? Подберите точные эпитеты («неразделённая, трудная, мучительная»).

3. Какой выбор для себя делает рассказчик: слава, деньги или все же любовь? Как этот выбор им самим объясняется в тексте?

4. В одном своем стихотворении Маяковский писал:

«Грядущие люди!.. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души», а в стихотворении «Лиличка»  «…душу цветущую любовью для неё выжег». В чем разница?

5. В «Лиличке» есть необычные образы. Найдите их. Почему бык и слон? (Его не спасут ни прохладная вода,  ни жаркое солнце. Если слон «царственно ляжет в опожаренном песке», то лирический герой не царь и не хозяин ситуации, потому что его не любят. Что ему нужно?   Ответное чувство. Без него – нет жизни, ничто не мило: «Кроме любви твоей  мне нету моря… Кроме любви твоей мне нету солнца». Анафора помогает понять безысходность горя).

6. В стихотворении звучит признание в том, что он сам её  «короновал». Что для поэта, для мужчины значит «короновать» женщину?

7. Я прошу вас найти главные строки стихотворения (возможны варианты). Докажите свою правоту. Если выбрали финальные –

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг -

то в них истинное отношение к героине: все – таки нежное, все – таки трогательное, благородное, но и безнадежное одновременно. Он не стремится её удержать, она все равно уйдет, но его любовь неизменна.

8. Отвергнутый герой ни в чем не винит свою «дорогую, хорошую», не молит её о любви. Зачем тогда он пишет это стихотворение с подзаголовком «Вместо письма»?

9. Работаем с художественно-изобразительными средствами этого стихотворения. Подберите самые точные эпитеты («обиженные жалобы», «уходящий шаг»); неологизм («опожаренный песок»); метафоры («сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «любовь моя – тяжкая гиря», «слов твоих сухие листья»). Как они помогают понять идею стихотворения? Попробуйте её сформулировать.

10. Самостоятельная письменная работа на пять минут:

Что нового в личности Маяковского открыло мне это стихотворение? Что вы можете сказать о лирическом герое и его чувствах? Что узнали о любви?

Ответы учеников:

«Поэт переживает и страдает от неразделенной любви, но при этом он отпускает любимую женщину, не упрекнув её ни в чем».

«В последних трех строчках звучит просьба, которая, по сути, не подразумевает никаких действий, но передает душевное состояние лирического героя».

«Лирический герой представляется искренним, любящим человеком. Он зависим от этой женщины и от любви к ней».

«Стихотворение Маяковского «Лиличка!» по своему посылу напомнило мне пушкинское «Я вас любил». Оно такое же благородное в финале».

 

В конце урока звучит композиция «Лиличка» в исполнении группы «Сплин» на слова В.Маяковского.

Удалось ли, по-вашему,  музыкантам передать переживания лирического героя?

 

Уже после смерти Маяковского Анна Ахматова написала такое стихотворение.

Маяковский в 1913 году
Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой рассвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдаленных лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса…
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Все, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу,
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
3-10 марта 1940

А если говорить о современной школьной программе по творчеству В.В. Маяковского, то ребята и сегодня с удовольствием читают наизусть «Стихи о советском паспорте», «Послушайте», «А вы могли бы». А однажды я получила замечательное сочинение на тему: «Что я принимаю и что не могу принять в поэзии В.Маяковского?». Молодой человек серьезно поработал с лирикой, и его работа была глубокой и интересной, доказательной и искренней. Продолжая «любовную» тему, будем читать и анализировать «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Опыт показывает, что творчество В. Маяковского становится интересно и близко выпускникам  по мере знакомства с его лучшими стихотворениями.

Ольга Баранова, учитель русского языка и литературы  гимназии № 1 города Полярные Зори Мурманской области