Начиная с первых классов, мы привычно считаем, сколько слов в минуту читает ученик, сколько успевает выполнить заданий, написать предложений, проводим тесты, срезы знаний и совершенно забываем о воспитывающей силе обучения. Нормативы в обучении бесспорно важны, но еще важнее, на мой взгляд, умение организовать общение с детьми, выстроить с ними отношения таким образом, чтобы способствовать их духовному развитию, их умению принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством.

Каково же на сегодняшний день состояние нравственно-этического воспитания в наших образовательных учреждениях? Этическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях еще в 70-е годы. Основной метод – беседа на этические темы. Беседу оживляют художественные тексты, пословицы, жизненные ситуации, декламация нравственных истин, и прерывается она лишь для постановки вопроса детям. Часто учитель сам «указует» нравственную истину и на этом ставит точку. В итоге все сводится к морализаторству, поучениям, чтению нотаций, что приводит к дискредитации воспитания как такового.

Мне бы хотелось остановиться на психолого-педагогической технологии этического диалога, созданной Аллой Ивановной Шемшуриной, доктором педагогических наук. Данная технология с помощью опосредованных методов включает школьника в живой диалог о волнующих его проблемах собственной жизни и путях самоопределения, позволяет ему задуматься об их нравственной основе. Педагог при этом остается как бы «за кадром», предоставляя простор мысли ученикам. Ценность диалога в том, что он базируется на следующем принципе: «Истина должна быть пережита, а не преподана».

Структура этического диалога – это особая педагогическая технология, в ее основе принципы возрастного подхода к воспитанию и его субъектного основания. Составляющие диалога:

- завязка, выявляющая проблему;

- процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;

- точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций;

- нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;

- открытый финал как последующее индивидуальное размышление.

Остановимся на них подробнее.

Эмоционально-образное сосредоточение учащихся в процессе диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности, начинается с вывода школьников на этическую проблему.

Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма, притчи, цитаты и т. д.

Покажу на примере этического занятия в старших классах «Умеем ли мы говорить «нет»?»

Учитель выводит детей на проблему через ситуацию, предложенную ребятам для анализа.

- В воскресенье, когда вы готовитесь к сложной контрольной по алгебре, звонит ваш лучший друг и говорит, что другой ваш приятель устраивает вечеринку. Вы пытаетесь объяснить что-то про контрольную работу, на что ваш друг говорит: «Да плевать на эту дурацкую контрольную, пошли! Ты что, не помнишь, как в прошлый раз было здорово?».

- Что бы вы ответили своему другу: «да» или «нет»?

- Всегда ли в похожих ситуациях вы говорите «нет»? (Вопрос обращен к тем ребятам, которые на предыдущий вопрос ответили «нет»)

- Что мешает нам с вами в подобных ситуациях сказать «нет»?

         Так ребята незаметно для себя вышли на тему занятия. Создан эмоциональный настрой, нравственное поле для рассуждений, когда ребенок, попав в проблемную ситуацию, начинает размышлять над тем, почему ему не всегда в нужных ситуациях удается сказать «нет» и о том, зачем и как надо уметь говорить «нет».

         Включение в проблему на занятии «Как я могу повлиять на поступки своих сверстников?» было построено по-другому.

В начале ребятам было предложено ответить на вопрос:

- Кто из вас хочет влиять на поступки своих сверстников?

         Как правило, подростки неохотно проявляют желание влиять на поступки своих сверстников. Поэтому следующим вопросом учителя может быть:

- А кто считает, что он  может  влиять на поступки своих сверстников?

         При такой постановке вопроса активность ребят сразу резко возрастает. После чего учитель всем участникам занятия предлагает с помощью теста проверить, действительно ли такие способности у них есть или им надо тщательно их развивать.

Тест:

1. Способны ли вы представить себя в роли актёра или политического деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком о своих сокровенных переживаниях?

4. Быстро ли вы реагируете тогда, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к вам?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться действительно выдающихся результатов?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменным?

9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли вы доказывать, что кто-то весьма авторитетный в чём-то не прав?

По 5 баллов за «+» в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и по 5 баллов за « - » в вопросах 2,8,9

35-65 баллов. Вы обладаете великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других.

35 и менее. Хотя вы часто бываете правы, убедить окружающих вам удаётся далеко не всегда.

         По итогам теста, как показывает опыт, большинство ребят убеждается в том, что они обладают великолепными предпосылками эффективного влияния на других.

         Так приходит осознание подростками своих возможностей оказывать влияние на поступки сверстников. А вот зачем это нужно делать, в каких ситуациях и как, над этим ребята будут размышлять уже в ходе дальнейшего построения логической цепочки развития мысли. Развитию служат вопросы «почему?», «как вы думаете?» и т. д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают ее пошаговую структуру. Процесс напряженного «думания» побуждают вопросы педагога, способствующие развитию сюжета диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают ее эмоциональное насыщение.

         Так, например, на уроке с подростками, посвященном проблеме осмысления такого сложного этического вопроса как «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?», была выстроена следующая цепочка.

         Ученикам предлагалось обсудить предложенную в начале занятия ситуацию:

- Несколько дней назад вы поговорили со своей лучшей подругой и рассказали ей всё, что накопилось на сердце, поделились с ней самым сокровенным. Вам так хотелось выговориться и даже в голову не могло прийти, что ваши тайны на следующий день станут предметом обсуждения чуть ли ни всего класса.

- Простите вы ей или нет? Почему?

         Включение ребят в обсуждение послужило началом активной позитивной работы мысли, вызвало готовность осмысленно участвовать в процессе дальнейшего развития диалога, так как диалог приобрел для них индивидуализированную окрашенность. Далее процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия строится с опорой на следующие вопросы:

 - Какие чувства мы испытываем в подобной, обсуждаемой нами, ситуации к тому, кто нас обидел?

-  А есть ли среди нас те, кто сам никогда никого не обижал?

- Вспомните, какие чувства мы испытываем, когда сами кого-то обидели?

- Кого чаще всего мы обижаем?

- Кто чаще всего обижает нас?

- Как же быть, ведь мы друг другу близкие люди, а у нас на душе гнев, боль, агрессия, чувство вины? И каждый ждёт, что первым шаг навстречу сделает не он.

- Что легче: прощать или самому просить прощение?

- Почему просить прощение тяжелее? Что мешает сделать первый шаг тому, кто обидел?

- Как ему помочь?

- Как нужно прощать?

- Зачем нам нужно уметь прощать?

- А любой ли человеческий поступок можно простить?

Ответ на последний вопрос, как правило, вызывает дискуссию. В результате активного обсуждения у ребят появляется возможность задуматься и поразмышлять над вопросами: «Что значит уметь прощать? Все ли можно простить?».

         Так нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обращение к личности ребенка - непременная смысловая составляющая диалога с детьми по этическим проблемам.

         Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создает условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведет к необходимой в дискуссионных суждениях точке наивысшего напряжения, сопряженной с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

         Такой точкой наивысшего напряжения  в диалоге на тему «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?» может стать рассказ учителя о реальных событиях из жизни людей, столкнувшихся с подобной проблемой:  - Накануне Второй мировой войны в Германии был убит Вальтер Ратенау – политический деятель, выступавший за равноправие еврейского народа. Убийца был пойман, ему не удалось скрыться с места преступления. Примечательна его дальнейшая судьба. Мать Ратенау написала его матери письмо, в котором во имя памяти своего сына выразила готовность простить убийцу при условии, что он «перед земным судом полностью и открыто признает свою вину, и перед Богом покается». Это письмо заставило преступника осознать весь ужас им содеянного и, по его собственному признанию, открыло ему новый мир. Во время войны он спас во Франции 700 еврейских беженцев.

         Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в обсуждаемой ситуации есть личный нравственный выбор в ракурсе проблемы. Обозначение выхода на нравственный выбор есть еще одна смысловая составляющая этического диалога. Рядом с ним резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как «открытый финал», который побуждающий детей задуматься об обсуждаемой проблеме, не ставит точку, а как бы оставляет размышление на потом, для индивидуального раздумья учеников:

- Все ли поступки прощать или нет – ваше право. Надеюсь, что наш классный час поможет вам с этим выбором определиться.

         Этим финалом педагог побуждает растущего человека к процессу рефлексии и самоосмысления, что и ведет к нравственному развитию детей.

         Смысловые составляющие этического диалога, а именно: вывод школьников на этическую проблему; построение логической цепочки развития мысли; обращение к личности ребенка; выявление точки наивысшего напряжения; обозначение выхода на нравственный выбор, резюме диалога, - позволяют добиться главного – проживания школьником поднятой проблемы.

         В заключение хотелось бы поделиться соображениями, выведенными из собственного опыта и опыта коллег, о подготовке и проведении подобного рода занятий с учащимися:

1. Диалог должен быть ориентирован на возрастные особенности детей.

2. Учитель и ученик совместно на равных участвуют в поиске ответа на обсуждаемый вопрос. Количество времени высказываний учителя приблизительно равно общему количеству времени высказываний учеников.

3. Каждый последующий вопрос диалога отталкивается от ответа ученика на предыдущий вопрос. Учитель должен уметь слушать и слышать.

4. Мотивацией в начале урока должна быть личностно-значимая для ребят информация.

5. Педагогу важно уметь увидеть что-либо глазами другого человека, стараться быть деликатным и тактичным с каждым, что дает ребенку возможность почувствовать свою личность.

6. Во время рефлексии учителю и ученикам нельзя оценивать сказанное ребенком или подростком, как бы ни хотелось это сделать.

         Залог успешности и результативности этического воспитания в подготовленности и заинтересованности педагога, его компетентности и любви к детям. Надеюсь, что предложенные ниже этические диалоги с подростками будут способствовать этому.

Выражаю свою признательность за помощь в их подготовке:

А. Ю. Нурулловой, заместителю директора по информационным технологиям  гимназии № 33;

Р. Р. Загидуллину, кандидату педагогических наук, доценту, проректору по послевузовской подготовке и внешним связям, доценту кафедры педагогики и психологии ИПК ПРО Ульяновской области.   

Е. В. Уба, министру образования Ульяновской области;

Е. Л. Петренко, преподавателю кафедры воспитательных проблем образования ИПК ПРО Ульяновской области.

 

Диалог 1. Умеем ли мы говорить «нет»?

         Представьте себе такую ситуацию:

- В воскресенье, когда вы готовитесь к сложной контрольной по алгебре, звонит ваш лучший друг и говорит, что другой ваш приятель устраивает вечеринку. Вы пытаетесь объяснить что-то про контрольную работу, на что ваш друг говорит: «Да плевать на эту дурацкую контрольную, пошли! Ты что, не помнишь, как в прошлый раз было здорово?».

Что бы вы ответили своему другу: «да» или «нет»? (Обсуждение в группах).

Всегда ли в похожих ситуациях вы говорите «нет»? (Вопрос обращен к тем ребятам, которые на предыдущий вопрос ответили «нет»).

Что мешает нам с вами в подобных ситуациях сказать «нет»?

Попробуем определить ещё одну причину с помощью небольшого эксперимента.

Я буду читать утверждения, а вы будете, если согласны, ставить «+», не согласны «-».

·        Лучше уступить, чем терять свои дружеские связи.

·        Друзья «плохого» не посоветуют.

·        Мнение друзей и знакомых очень важно.

·        Прежде, чем делать что-либо, надо посмотреть, что будет после этого с ними, и уже потом делать самому.

·        Никому, в общем-то, я не нужен.

·        Друг – это человек, который за тебя горой.

·        Если окружающие говорят, что ты прав – то так и есть.

·        Человек – существо коллективное.

·        Я очень расстраиваюсь, если слышу что-нибудь негативное со стороны окружающих.

·        Жить надо так, как будто каждый день последний.

·        Для каждого человека существуют свои правила, законы и нормы.

·        Связи решают всё.

     Если вы поставили больше 4 «+», то вы, как и почти все, подвержены влиянию со стороны окружающих.

Ребята, а что вы чувствуете по отношению к себе в те моменты, когда не смогли сказать «нет»?

Зачем же нам надо уметь говорить «нет»?

Не случайно у многих народов есть пословицы, у которых один смысл: «Хочешь, чтобы другие тебя уважали, уважай себя».

Вернёмся к ситуации вначале нашего классного часа. Предложите действенный способ отказа вашему другу. (Работа в группах)

 Бывало ли в вашей жизни так, что вы жалели о том, что сказали «нет»?

Как видим, бывают  ситуации, когда совсем не нужно говорить категоричное «нет».

Когда говорить «нет», а когда «да», решать вам, но помните, что вся жизнь может измениться из-за каких-то трёх букв.

 

Диалог 2. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

- Давайте уточним, как вы понимаете: «Кто это, кто не похож на нас (вас)»?  (Ответы ребят фиксируются учителем на доске).

Выберите из списка тех, с кем вам сложнее начать строить отношения. Почему? (Обсуждение в группах и фиксация результатов на доске).  

Что вы знаете о них? Какие чувства к ним испытываете? Основаны ли ваши представления на истине?

Давайте проверим это, проведем небольшой эксперимент.

Загадайте:

1.     Цвет.

2.     Цветок.

     3. Предмет мебели.

Теперь поднимите руки те из вас, кто загадал цветок розу, цвет красный, предмет мебели - стол. (Как правило, большая часть аудитории выбирает перечисленные наименования, что свидетельствует о наличии стереотипного мышления).

Почему почти все мы выбираем одно и то же? Что это?

Что же мешает нам с вами стоить отношения с теми, кто не похож на нас?

Что может помочь нам с вами избавиться от стереотипного представления о тех, кто не похож на нас? (Работа в группах).

Ещё один способ - понять. А как можно понять другого человека?

В 1959 году белый американский журналист, который не был равнодушен к расовой дискриминации в Америке, прошёл медицинскую процедуру, которая временно сделал его кожу тёмно-коричневой. Он понимал, что единственный способ понять проблемы и суть противоречий между чёрными и белыми американцами – это жить в обоих мирах. О пережитом он написал книгу «Чёрный, как я». Еще один пример – это акция журналистов, севших в инвалидные коляски, чтобы понять, как этим людям живется в нашей стране.

Какие вопросы вы могли бы задать себе, пытаясь понять другого человека?

Поняв не похожего на вас, готовы ли вы принять его  таким, каков он есть?

В заключение давайте задумаемся:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого – всего лишь иностранец?

 

Диалог 3. Родители меня не понимают. Как быть?

- Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда родители вас не понимают?

В чем они вас не понимают?

А понимаете ли вы их в этих ситуациях? Всегда?

Может ли это непонимание привести к конфликту?

Требует ли конфликт разрешения?

Какие могут быть варианты его разрешения?

Как правило, все варианты, предложенные ребятами, сводятся к следующему:

1. Уступают они.

2. Уступают родители.

Вы довольны, постоянно уступая родителям?

Родители будут уступать постоянно?

Как же сделать так, чтобы обе стороны остались довольны?

Из ответа на последний вопрос появляется еще один вариант разрешения конфликта с родителями:

3. Договориться.

Как это сделать лучше? (Обсуждение в группах).

Что лучше для вас: уступить, ждать, чтобы уступили вам или договориться?

Всегда ли можно, даже используя эти способы, договориться?

Значит иногда нужно все-таки уступить родителям?

Выстраивая свои отношения с родителями, помни:

- они живут в этом мире не для того, что бы соответствовать твоим ожиданиям,

- а ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать их ожиданиям,

- ты - это ты, а они - это они.

 

Диалог 4. Как стать успешным?

- Ребята, а кто уже сейчас считает себя успешным?

В чём?

Как вы считаете, по каким признакам можно определить успешность человека? (Все варианты, предложенные ребятами, фиксируются на доске).

Обсудите (работа в группах) и выберите из предложенных признаков 3 наиболее важных, без которых остальные теряют свой смысл.

А теперь можете сказать, что вы успешны?

Что вы делали для того, чтобы добиться успеха? (Вопрос обращен к ребятам, которые положительно ответили на предыдущий вопрос).

Чего вам не хватает для того, чтобы считать себя успешным уже сейчас? (Вопрос обращен к ребятам, пока не считающими себя успешными).

От кого зависит, станете ли вы успешными или нет?

От чего зависит, станете вы успешными или нет?

А каким образом вы будете достигать успеха?

Предлагаю обсудить этот вопрос в группах, оттолкнувшись от следующих цитат:

·        Добиться успеха – это значит сбить с ног других и взобраться на их поверженные тела. (Д. Неру).

·        Успех – это достижение вашей главной цели без нарушения прав других людей. (Н. Хилл).

При обсуждении данных цитат очень важно дать возможность выговориться ребятам, которые не понимают, как можно идти по головам для достижения успеха, поскольку в последнее время все чаще приходится слышать от части подростков, что они готовы поступиться моральными принципами для достижения своего успеха. В ходе обсуждения важными будут такие вопросы, как:

Что позволило тебе сделать этот вывод?

Как ты пришёл к такому выводу?

Понимая каждый по-своему признаки успешности, выбирая для её достижения средства, помните:

Это выдумка — избыток,                                                                                      

запасные ходы — ложь!

Жизнь — не спорт,

                                   и не с попыток —

сразу набело живешь.

Коль химичил, да портачил,

да швырял на пробу дни,

тем и жил и то и значил

и попробуй зачеркни!

Душу поделом помучай

за погибший день пустой

с поцелуями на случай,

с показушной добротой.

И себя в свой воз впряги ты,

не в случайный тарантас…

Не отпущено прикидок.

Набело!

            И только раз.

                              Р. Казакова

 

Диалог 5. Я не такой как все.  Как мне добиться признания?

- Поднимите руки кто, такой как все?

Как правило, большинство ребят считают себя не такими, как все.

А есть ли что-то, что нас объединяет?

Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда вы хотите вступить в новое объединение, но вас не принимают?

Представьте, что вы, не такой как все, пришли в новый класс. Класс вас не принимает, вы не согласны с некоторыми позициями в классе, но хотите, чтобы вас признали.

Какими способами этого можно добиться?

Ответы, предложенные старшеклассниками, фиксируются на доске. Как показывает опыт, называются следующие способы:

1. Остаться собой.

2. Подстроиться под класс.

- Какой из способов дает возможность быстрого признания?

Какой способ выберешь ты? Почему?

Возможен ли вариант, что, оставшись собой, ты по-прежнему не будешь признан?

Давайте попробуем найти еще один способ. Проведем эксперимент.

Приглашаются 6 человек.

- Завяжите глаза, вытяните левую руку вперед. Сейчас я положу в нее предмет, который будет вашим образом. (Предметами могут быть разные коробочки: одна пустая, другая с кнопками, третья с бантиком и т. д.).  Исследуйте его. Перекладывать в другую руку предмет нельзя, но трогать и менять что-либо в нем можно. Главная ваша задача - объединиться по общим признакам. Как только вы нашли похожего, возьмите его за руку.

Опыт проведения данного эксперимента показывает, что объединения по общим признакам у всех участников с первого раза не получается. После чего им разрешается открыть глаза и подумать над вопросом:

- Задачу выполнили? Почему не удалось объединиться?

Попробуем еще раз. Что можно еще сделать, для того, чтобы объединиться?

Ребята понимают, что для объединения нужно было изменить одну какую-то деталь в предмете, который был их образом. Например, разложить кнопки в разные коробочки, чтобы коробочки у всех гремели; бантик, если он был только у одного, убрать, чтобы коробочки у всех были без бантика и т. д.

- Ваш образ изменился? А у тех, кто взаимодействовал с вами?

Ребята приходят к выводу, что сущность осталась та же (коробочка). Изменилась лишь только какая-то деталь в образе.

- Как видим, есть еще один способ:

3. Пойти на компромисс, изменяя что-то в себе, что дает нам возможность изменить других.

Наблюдающие ребята фиксируют последовательность действий участников эксперимента, для того чтобы помочь сделать выводы.

- А теперь давайте обозначим основные этапы ваших действий для признания в рамках нового коллектива.

Этапы, которые вычленяют ребята, бывают следующие:

1. Осмотреться в коллективе, наблюдая за всеми некоторое время.

2. Выбрать близкого себе человека по увлечениям, интересам, для более тесного общения.

3. Что-то изменить в себе, не теряя своей сущности, своих принципов для контакта и признания другими членами коллектива.    

- Я надеюсь, что те шаги, которые мы с вами обозначили, пригодятся вам в новом коллективе, в котором вы окажетесь в ближайшее время.

Желаю вам успеха! И пусть те, кто будут рядом, меняются вместе с вами.

 

Диалог 6. Как я могу повлиять на поступки своих сверстников?

- Ребята, а кто из вас хочет влиять на поступки своих сверстников?

Кто считает, что он может влиять на поступки своих сверстников?

Давайте проверим, действительно ли у вас такая способность есть или вам надо тщательно ее развивать? Проведем небольшое тестирование.

Тест:

1. Способны ли вы представить себя в роли актёра или политического деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком о своих сокровенных переживаниях?

4. Быстро ли вы реагируете тогда, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к вам?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться действительно выдающихся результатов?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменным?

9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли вы доказывать, что кто-то весьма авторитетный в чём-то не прав?

По 5 баллов за «+» в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и по 5 баллов за «-» в вопросах 2,8,9.

35-65 баллов. Вы обладаете великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других.

35 и менее. Хотя вы часто бываете правы, убедить окружающих вам удаётся далеко не всегда.

По итогам теста, как показывает опыт, большинство ребят убеждается в том, что они обладают великолепными предпосылками эффективного влияния на других. После чего им предлагается в группах обсудить следующую ситуацию:

- Представьте себе, что на столе у учителя лежит листок с ответами заданий  контрольной работы, которая будет у вас завтра. Вы знаете, что учитель во время перемены точно не вернется. Один из ваших одноклассников предлагает воспользоваться моментом, берет  лист со стола и переписывает ответы.

Будете ли в этой ситуации мешать ему, останетесь в стороне или воспользуетесь так же, как и он ответами?

Почти во всех аудиториях большинство  ребят заявляют о готовности воспользоваться вместе со своим одноклассником ответами, и лишь небольшая часть заявляет о том, что они останутся в стороне. Причем объясняют они это тем, что надо самому приобретать знания. Очень редко находятся ребята, которые не возьмут листок потому, что он лежит на столе учителя и взять его - значит взять чужое.

После прояснения позиций, не комментируя ответы ребят, учитель немного меняет предложенную ситуацию:

- Представьте себе, что листок лежит в ящике стола под замком, но замок очень легко открывается. Изменится ли ваша позиция в данной ситуации или она останется прежней?

Позиция у большинства подростков, как правило, меняется. Они уже не готовы воспользоваться вместе с одноклассником ответами, предпочитают остаться в стороне, но мешать ему не будут. Объясняют отказ  тем, что за данные действия последует наказание, т. к. ящик на замке. Следующая задача учителя вывести ребят на осознание того, что главным барьером в наших действиях должен быть внутренний самоконтроль, который опирается на нормы морали, а не внешний в виде замка в данной ситуации:

- Что изменилось во второй ситуации? (Появился замок).

Ваш одноклассник и в той, и в другой ситуации взял чужой листок?

Он обманул учителя и в той, и в другой ситуации?

Он поступил безнравственно и в той, и в другой ситуации?

Подумайте, какой барьер сработал в ваших действиях во второй ситуации?

Этого внешнего барьера не было в первой ситуации. Подумайте, как называется внутренний барьер,  который должен был сработать у вас в первой ситуации?

Вы могли помешать?

Надо ли препятствовать совершению поступка, который является безнравственным?

Ваше право влиять или не влиять на поступки своих сверстников, но я надеюсь, что правильный выбор вам поможет сделать притча, которую я вам хочу рассказать:

Один монах сказал старцу:

- Не всегда легко узнать, в чём состоит твой долг.

- Наоборот, очень легко, - отвечал старец. – Это то, что тебе меньше всего хочется делать.

 

Диалог 7. Первая любовь бывает настоящей?

Классный час по данной теме демонстрировался на Всероссийском конкурсе «Учитель года 2009» и вошел в 20-ку лучших классных часов.

 

- Давайте подумаем вместе, что мы ставим под сомнение в этой теме?

Попробуем в этом разобраться?

Я вас попрошу поставить математические знаки отношений между словами  первая и настоящая, объяснив, почему вы выбрали именно их. (Работа в группах).

Результаты обсуждения ребята заносят на доску, где зафиксированы эти понятия.

- А теперь давайте добавим  к этим словам еще одну грань любви – счастливая. Теперь попробуем поставить математические знаки отношений между словами первая и счастливая, настоящая и счастливая.

Результаты так же фиксируются самими ребятами на доске.

- У каждой любви своя история, но не каждый может  о ней рассказать. Одна из моих учениц попросила за нее это сделать меня.

Далее история этой любви демонстрируется ребятам в виде небольшого клипа. Клип о любви первой, несчастливой, но настоящей. В нем выражены чувства и эмоции девушки, испытавшей первую любовь, которая, к сожалению закончилась. После его просмотра учитель задает вопросы:   

- Это любовь первая?

Счастливая?

Настоящая?

Значит, первая любовь может быть несчастливой, но настоящей?

Лена (так зовут мою ученицу) не знает, как завершить этот клип. Она просит вас сделать это, добавив последний слайд.

Важно, чтобы клип был незавершенной историей. Последний слайд готовится ребятами в группах на листе формата А3 и прикрепляется затем на доску.

Как показывает опыт проведения данного классного часа, в последнем слайде подростки выражают мысли о том, что в жизни Лены будет новая любовь.

- Так значит, она еще когда-нибудь полюбит?

Почему?

Значит, главное  уметь любить? И тогда не важно, будет любовь первой или второй, главное настоящей!

Не бывает любви несчастливой.

Не бывает... Не бойтесь попасть

В эпицентр сверхмощного взрыва,

Что зовут «безнадёжная страсть».

Если в душу врывается пламя,

Очищаются души в огне.

И за это сухими губами

«Благодарствуй!» шепните Весне.

                                       Ю. Друнина

- Любите и будьте любимы!

 

Используемая литература:

1.     Майсак Н. Прощать – значит любить… // Классное руководство и воспитание школьников.  2008.  № 14. 

2.     Шемшурина  А. И., Шемшурин  А. А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников // Этическое воспитание. 2007. № 5.

3.     www.ethos.narod.ru

 

Людмила Капустина, учитель истории и обществознания гимназия № 33 Ульяновска, победитель ПНПО 2009, победитель  муниципального конкурса «Учитель года 2009»

Фото Алексея Ветчинкина