Что роднит европейски образованного поэта и крестьян – художников, высоких профессионалов русской иконописи? И почему мы, едва начав складывать первые слова, с раннего детства восторженно слушаем сказки Пушкина, а при первом знакомстве с искусством мстерской миниатюры также восторженно воспринимаем ее волшебный, поэтический мир? Да потому, что все мы – наследники бесценного культурного достояния, оставленного нашими предками. И начинается освоение этого наследия с русской сказки. Ведь сказка заключает в себе идеи Красоты, Добра, Счастья, Справедливости. В ней не только философская глубина, но и широта, связующая времена.

В формировании нашего национального русского сознания народные произведения, сказочные образы играют первостепенную роль. И развитие мальчика Пушкина началось с рассказов бабушки о старине, сказок Арины Родионовны. Неизвестно, когда написано начало «Руслана и Людмилы», но совершенно ясно, что выросло оно из няниных сказок – поэм, которые Пушкин любовно собирал.

«У лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». И в ту же тетрадь, куда поэт записывал сказки Арины Родионовны, на внутреннюю сторону переплета лег так хорошо знакомый с детства текст: 

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

«Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для современного знания свойств русского языка, - писал впоследствии Пушкин. А в письме к брату из Михайловского он говорит о длинных вечерах, которые он проводил с Ариной Родионовной, с бесконечным интересом слушая ее сказки: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Таким же духовным источником формирования личности была сказка и для будущих мстерских художников, потому что нет на земле такого человека, который в детстве не любил бы слушать волшебные сказки.

Поэтому и любимым писателем, источником вдохновения для многих стал Пушкин.  Пушкин и художники-миниатюристы принадлежат к разному времени, но их, бесспорно, роднит единство духовных корней. Великий народный поэт оказался особенно близок и понятен народным художникам.

Образы пушкинских сказок, баллад и поэм ожили в фантастическом мире орнаментальных трав, деревьев, горок. Сочетания слов перецвели в сочетания красок, их ритм стал ритмом линий. При создании композиции по литературному источнику сюжетная, тематическая основа во многом предопределена писателем, поэтом. В этом случае художник работает как бы в соавторстве. Если литературное повествование совпадает с изобразительным, то оно помогает решению композиции. Такие произведения – клад для художника. Поэтому не случайно поэзия А.С.Пушкина, его повести – это тот животворный источник, из которого художники Мстеры черпали вдохновение для своих работ. И больше всего иллюстраций в работах  по произведениям А.С.Пушкина. Но шкатулки на темы пушкинских произведений – это не просто иллюстрации, это своеобразное осмысление своими средствами мира писателя. Мстерское искусство имеет свои художественные законы, свое образное мышление, а не сводится к примитивному иллюстрированию произведений.

Становление миниатюрной живописи было мучительно трудным. Но постепенно искусство иконописной Мстеры приобретало  новые черты яркой миниатюры, отличающейся, например, от миниатюры Палеха.Это ковровая красочность живописного поля, тончайшая моделировка форм и объемов тоном и цветом без сухой графичности контуров, прекрасно разработанный пейзаж.

Пейзаж в миниатюре Мстеры играет очень большое значение. Он занимает всю картинную плоскость, уходя в глубину, задний план как бы искусственно приближается, выгибается, поднимается вверх, оставляя узкую полоску неба. И в этом пейзажном пространстве свободно располагаются архитектура, фигуры людей, животных. У большинства художников-мстерян любимый цвет – голубой. Голубое небо, как неотъемлемая часть природы, издавна будила в человеке песенную грусть, а яркая лазурь озер и рек, переливы дымчато-голубых далей отзывались в человеческом сердце гармонией земного бытия с чистотой души. Голубой цвет – это и гимн радости, смелое выражение надежды на человеческое счастье. «Сказочный» и «голубой» - народные синонимы, и как нет жизни без голубого цвета в картине земного бытия, так без сказки нет творчества.

Основоположниками мстерского искусства Н.П.Клыковым, А.Ф.Котягиным, А.И.Брягиным, И.А.Серебряковым, И.Н.Морозовым, И.А.Фомичевым и другими созданы десятки прекрасных произведений, сотни творческих вариантов – повторов на сюжеты произведений А.С.Пушкина.

Художник-сказочник – так можно сказать о творчестве Ивана Николаевича Морозова. В 1945 году на шкатулке он изобразил момент возвращения в столицу царя Дадона с войсками и шамаханской царицей:

Под столицей близ ворот

С шумом встретил их народ.

 

Золотой петушок взвился на спице, увидев злодейскую расправу царя с мудрецом – звездочетом в «сарачинской шапке белой». «Царь хватил его жезлом, и петушок сейчас вспорхнет со спицы, клюнет в темя царя Дадона и исчезнет все: и колесница, и город, и шамаханская царица. Эту заключительную сцену художник передал необычайно ярко, живописно и содержательно.

Мы видим мудреца, приносящего царю Дадону золотого петушка, царя Дадона, посылающего старшего бородатого сына – воина навстречу неведомой опасности, видим, как сам царь Дадон кличет «третью рать» и, наконец, встречу Дадона с шамаханской царицей.

Именно этот момент в сказке Пушкина наиболее трогает сердце художника, и он вносит некоторые детали «от себя». Так на миниатюре мы видим двух сыновей Дадона, но уже без доспехов, одетых в белые русские рубахи. Один из них еще жив, он с мольбой о помощи протягивает к отцу руку. Но старый Дадон ослеплен страстью. Он забыл о жестокой участи своих родных детей – и это тягчайшее преступление в глазах Морозова – простого русского человека.

Для Морозова, как и для всей Мстеры, характерны изящные цветовые переходы из тона в тон. В 1952 году он написал шкатулку «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», где ясно видно умелое использование разнообразных цветовых сочетаний. Художник использует холодно-серебристый цвет, соответствующий сюжету произведения. Но не только сказочные сюжеты по произведениям Пушкина использовал Морозов в своих работах. В 1946 году в миниатюре «Дубровский» художник изображает сцену нападения Дубровского на свадебный кортеж князя Верейского. Синие и розовые лошади, запряженные в свадебную карету, стоят среди зеленого леса. Их держат под узцы разбойники Дубровского.

Миниатюры Морозова олицетворяют мстерский стиль в его чистом виде. Колорит его миниатюр цветистый, жизнерадостный, с преобладанием ярких сильных тонов – красного, синего, зеленого.

Старейший мастер Мстеры Николай Прокофьевич Клыков передал в своих лилово – сизых тонах «Песнь о вещем Олеге». Однако Клыкова привлекли главным образом повести Пушкина, и прежде всего «Дубровский» Он изобразил два центральных эпизода повести: пожар в имении Дубровских и нападение разбойников на свадебный кортеж. Полыхает господский дом («Пожар в Кистеневке», 1936 год), в центре композиции – кузнец, спасающий кошку; Дубровский уезжает прочь от разрушенного родного  гнезда. Пожар показан как общее бедствие :искры его уже долетели до соломенных крыш деревянных изб, мечутся крестьяне, спасая свой убогий скарб.

В 1937 году, работая над пластиной «Дубровский», он взял за основу следующие строчки повести: «Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее». Художника привлек здесь момент самого нападения. Остановить на ходу быстро мчащихся лошадей – дело рискованное и требует большой ловкости и удали. Разбойники дружно вцепились в сбрую коней, укрощая их бешеный бег. Некоторые сталкивают на землю отбивающихся кучера и форейтора. Один из разбойников (Дубровский), изображенный со спины, пытается открыть дверцы кареты. Вся сцена эффектно красочна, полна движения. Это произведение Клыкова было удостоено диплома и золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

В 1938 году на шкатулке «Дубровский» Клыков изображает сцену, как раненый Дубровский падает на руки подбежавших разбойников, другие набросились на князя Верейского, вытащили его из кареты и над его лысой головой засверкали ножи. Лошади уже распряжены и мирно пасутся поодаль, холопы князя связаны, а сама карета на «аглицких» рессорах загнана в глубь темного леса.

На один и тот же сюжет художник создал два совершенно различных произведения, по-разному раскрыта в них тема, у каждого свой художественный образный строй.

Художник-миниатюрист А.Ф.Котягин в четырех сценах, искусно размещенных на маленькой пластинке, изобразил «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Тонкая кисть мастера нарисовала, как девка – чернавка ведет царевну в лес, как царевна входит в терем семи богатырей, как нищая чернавка бросает ей отравленное яблоко, и как королевич Елисей пробуждает спящую в хрустальном гробу невесту.

Много работ на пушкинскую темы у А.И.Брягина.

Вот брошенные в море царица и ее сын выходят из бочки на берег. Вот царевич стреляет в коршуна – чародея, и девушка – лебедь обещает ему за избавление от врага свою помощь. Вот мать и сын входят в неведомый город.

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжьей шапкой и главой

Возглашают над собой.

 

А.Брягин иллюстрировал все сцены «Сказки о золотом петушке», начав с конца сказки, со стихов

Петушок слетел со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…

 

На миниатюре мы видим колесницу с Дадоном и шамаханской царицей, золотого петушка над головой царя, здание сказочного города. Брягин рисовал и отдельные сцены из «Руслана и Людмилы», делал попытки подойти к пушкинской лирике. Так его миниатюра «Кавказ» интересна по своему композиционному построению: пастух со стадом, горец-наездник, парящий в воздухе орел, сам поэт, стоящий у края стремнины, – все эти образы могла изобразить только  рука  талантливого художника, внимательного читателя.

В местном краеведческом музее раньше был большой, выполненный в красках эскиз пластины Александра Федоровича Котягина «Встреча Пушкина с Кюхельбекером». Художник сильно и сурово передал сцену трагической встречи друзей. Такой редкий оригинал был гордостью музея. Подлинник, выполненный Котягиным в 1937 году к юбилею Пушкина, находится в Историческом музее в Москве. Любитель, знаток литературы, обладатель большой библиотеки, Александр Федорович любил Пушкина больше других писателей. Он иллюстрировал многие произведения поэта. Это «Руслан и Людмила», «Братья – разбойники», «Сказка о царе Салтане», «Русалка» и другие. Читая «Евгения Онегина», он облюбовал в романе песню девушек:

Девицы – красавицы.

Душеньки – подруженьки…

Заманите молодца

К хороводу нашему.

Как заманим молодца,

Как завидим издали,

Разбежимтесь, милые,

Закидаем вишеньем.

Вишеньем, малиною,

Красною смородиной…

 

И нарисовал  улицу с зелеными садами, нарядного молодца, лукавых красавиц, готовых засыпать гостя ягодами.

На пластине «Лукоморье» художник в мстерском стиле, но в своей «котягинской» манере передал стихи Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

 

Зеленый дуб с русалкой на ветвях, ученый кот на золотой цепи, избушка на курьих ножках и прочие сказочные дива изображены мастером на пластине.

А.Ф.Котягин был одним из ведущих художников, создавал произведения, на которых учились и будут учиться другие мастера.

Иван Александрович Фомичев (1890 – 1972) – народный художник РСФСР, лауреат  Государственной  премии РСФСР имени И.Е.Репина,  создал много  произведений по пушкинской тематике, например, «Руслан и Людмила» - роспись на большой прямоугольной коробке из папье-маше, миниатюра «Песнь о вещем Олеге», на которой изобразил дружину князя Олега и его самого на коне впереди дружины. В этой работе отразилась вся гамма чувств и переживаний, которые волновали его тогда. Художник показал простейший сюжет в однофигурной композиции. Сказки Пушкина – один из постоянных источников вдохновения художника.

На темы этих сказок Фомичев создал два самых крупных по размеру произведения – ларцы 1955 и 1956 годов. На стенках и крышках ларцов проходят перед нами «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Особой любовью у него пользовалась «Сказка о рыбаке и рыбке». Свыше десяти миниатюр создал он на этот сюжет. И везде он особенно выделял старого рыбака, затерявшегося среди бояр и дворян или  выгоняемого стражей из роскошных хором. Образ старика трактуется по-пушкински, с искренним сочувствием и большой теплотой, неизменно вызывающей у зрителя ответное чувство. Этот образ – один из самых ярких в творчестве художника.

Фомичев в своем искусстве часто сатиричен, насмешлив. Смех пронизывает большинство произведений его сказочного цикла и некоторые миниатюры на литературные сюжеты. Смех то полон ядовитого сарказма, как, например, в миниатюре «Сказка о золотом петушке» (шкатулка 1952 года), где сгущены краски, «богописный» Дадон противопоставлен фигурам мудрых бояр; то пропитан беззлобной иронией, как в миниатюре «Сказка о рыбаке и рыбке» (шкатулка 1950 года), где роскошные царские палаты кажутся хрупкой и ненадежной оправой старухе с пряником печатным в руках.

Для цикла миниатюр И.А.Фомичева на литературные темы характерно глубокое проникновение в дух и смысл произведений, положенных в основу его творческой работы.

Небольшая коробка «Барышня – крестьянка», написанная в 1953 году, изображает встречу героев в лесу. Владимир и Лиза сидят на поваленном дереве, рядом лежит свернувшаяся клубком собака, рядом стоит корзина с грибами. Слева и справа – деревья, создающие небольшую перспективу, замкнутую горой и небом. Удивительно красив колорит: мягкий, мерцающий. Серебристо – голубой, прекрасно передающий сумеречность леса, прозрачность воздуха, сгущающегося в синеве чащи. При общей единой тональности масса оттенков зеленого, синего, белого, коричневого и серого цвета. Вспыхивающие на переднем плане красные огоньки цветов и шляпок грибов перекликаются с теплым розовым тоном одежды героини, бело-сиреневыми оттенками на стволе дерева.

Большое внимание в работах 1950-х – начала 1960 годов художник уделяет орнаменту. В некоторых работах, особенно на сказочные  сюжеты, стихия орнамента преобладает над всем, подчеркивает удивительный мир сказки.

В «Сказке о золотом петушке» (1955 год) орнаментирована вся внутренняя поверхность шатра шамаханской царицы. Золотые разделки узора в одежде, утвари, интерьере, золотой месяц и звезды в сочетании с глубоким сине-голубым цветом создают композицию, напоенную ароматом Востока.

В миниатюре «Не хочу быть вольною царицей» (1957 год) четкий орнамент, построенный на преобладании геометрических мотивов в архитектуре палат, подчеркивает стремление героини к власти, чему подчинена и сама композиция, выделяющая главную фигуру. Вместе с тем золотисто-розовый колорит, напоенный теплым светом, создает ощущение праздника.

Основоположники мстерской миниатюрной живописи впитали в себя художественную культуру древней иконописи, смогли сохранить то лучшее, что хранила в себе древняя живопись, – цветовую гармонию, богатый и разнообразный колорит. Удачно используя эти драгоценные приемы, они создали прекрасные произведения искусства по пушкинской тематике, изобразили на своих работах все жанровое многообразие творчества поэта -  сцены из сказок, стихотворений, повестей, романа.

В искусстве Мстеры произошла смена поколений. Немало нового и интересного в развитие пушкинской тематики в миниатюрной живописи вносят и сегодняшние художники Мстеры. Для многих из них А.С Пушкин – любимый поэт.

И чудной силой побеждая время

Нам слух чарует сладостный привет

Его стихов волшебных: «Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!..». О нет,

Пускай меж ним и нашим поколеньем

Легла столетья плотная стена,-

Он всем своим крылатым вдохновеньем

Живет средь нас, бессмертный, как весна!

Д.Семеновский

 

Ирина Юсова, учитель русского языка и литературы Мстерской средней школы Владимирской области