Задачи:

- развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой,

- формировать понимание учащимися роли семьи в обществе, осознание себя продолжателями традиций предков;

- способствовать развитию зрительной и эмоциональной памяти, наблюдательности, способности к внимательному, длительному рассматриванию; развитие навыка работы с данными статистики, навыка работы в группах.

- воспитание качеств личности, необходимых для семейной жизни; воспитание интереса к истории семьи, воспитание чувства гордости за свою семью.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: раздаточные материалы, ватманы, фломастеры, технические средства обучения (мультимедийная установка), электронная презентация.

 

Ожидаемые результаты

В ходе проведения занятия участники смогут

- получить опыт работы в группе, организации устного выступления, участия в дискуссии;

- принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;

- научиться отстаивать собственное мнение;

- задуматься, осознать, занять позицию.

 

Предварительная подготовка:

- проведение анкетирования среди учеников класса;

- посещение городского ЗАГСа  с целью сбора статистической информации;

- проведение видеосъёмки.

 

Ход занятия

Организация занятия

1. Занятие начинается с просмотра видеофрагмента. В нём учащиеся начальной школы дают свои определения следующим  словам: семья, любовь, родители, дети.

Учитель: Просмотрев данный отрывок, вы, безусловно, поняли, что сегодня мы будем говорить о семье: о её проблемах, путях их решения, о вашем видении семьи.

Итак, тема сегодняшнего круглого стола – «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Его участниками будете не только вы, уважаемые одиннадцатиклассники, но и наши гости (члены конкурсной комиссии, ученики 5 «Д» класса).

 

Основная часть

2. Блок информационно-аналитический.

Учитель: Давайте для начала сформулируем определение. Для каждого слово “семья” имеет особое значение, “семья” - это наша крепость, это родные люди, которые всегда поддержат и помогут. Когда мы произносим это слово, у каждого возникают разные ассоциации.

Как вы понимаете слово “семья”?

Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите?

Что говорится об этом в словаре В. Даля?  

Что, по вашему мнению, даёт семья человеку?

Ответы детей.

 

Учитель: На основе ваших анкет мы составили образ счастливой  семьи:

- главой семьи должен быть мужчина или в ней должно быть равноправие;

- возраст супругов 22 – 25 лет;

- количество детей - 2-3 -девочки и 1-2 мальчика;

- вам не понравятся поздние приходы вашей второй половины домой;

- за покупками ходят оба супруга;

- генеральную уборку делает жена, но муж готов ей помочь;

- для облегчения жизни должна быть бытовая техника;

- по дому ремонтные работы выполняют мужчины, хотя делать это умеют и девушки;

- работа после брака: девочки – да, мальчики – мнение разделились:50 % - да, 50 %-нет (почему?);

- на родительские собрания ходят мамы или оба родителя (мнение девочек), мамы и папы (мальчики);

- важные качества в избраннике:

девочки

мальчики

Умный

Понимающая

Порядочный

Добрая

Добрый

Умная

Хороший характер

Верная

Трудолюбивый

Искренняя

Любил жену и детей

Честная

Понимающий

Совпадали интересы

Доверял жене

Доверяла мужу и поддерживала его

Без вредных привычек

Красивая (1 упоминание)

Честный

Милая

Не скандалил

 

С чувством юмора

 

Заботливый

 

Ответственный

 

Успешный

 

Материальное благосостояние (1 упоминание)

 

Был самим собой

 

Красота (?)

 

 

3. Блок информационный

Учитель: Социологические исследования  показали, что самыми счастливыми в семейной жизни оказались вовсе не  самые богатые люди России, а семьи со средним достатком. Счастье в семейной жизни зависит в основном от распределения семейных обязанностей. Удовлетворенность браком больше у тех, где выполнение домашних обязанностей распределено поровну, чуть меньше там, где муж просто помогает жене, наименьшая там, где вся нагрузка лежит на жене. Надеюсь, эта информация вам поможет в вашей будущей семейной жизни.

 

4. Блок проблемный.

Учитель: Все хотят иметь крепкую и счастливую семью. Почему же статистика говорит о всё увеличивающемся числе разводов?

 

Ученик: по данным городского ЗАГСа статистика такова:

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Браков

1922

1932

2135

2286

2547

2718

Разводов

1614

1311

1244

1366

1440

1514

 

По области статистика тоже неутешительная: в 2011 году количество разводов увеличилось по сравнению с 2010 годом с 10082 до 10575.

Учитель: Как вы думаете, почему число разводов растёт и браки распадаются? Я предлагаю вам, работая в мобильных группах, обозначить эти причины. По истечении 3 минут каждая группа по очереди назовет их.

Выявление проблем современной семьи. Работа в группах.

Проблемы:

Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.

Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка – отказ от него.

Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

 

Учитель: Проблемы обозначены, частично государство решает их на самом высоком уровне:

 

Государственное решение проблем:

Ст. 62 Семейного Кодекса – закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетним по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.

С 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.

Выплачивается родовой капитал на рождение второго ребенка.

Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.

 

Учитель: К сожалению, в последнее время в России около 6 миллионов детей живут в социально неблагополучных семьях, более 700 тысяч - сироты. Почему ситуация в стране такова?

Ответы детей.

 

Учитель: В нашем городе работает СРЦ «Надежда», где живут дети, оставшиеся без попечения родителей. А вы уже третий год проводите акцию «Милосердие», направленную на оказание помощи воспитанникам «Надежды». Расскажите об этой работе.

Рассказ детей.

 

Учитель: Есть ещё одна проблема в семьях – конфликты поколений. Посмотрите отрывок мультфильма.

Просмотр отрывка м/ф «Встречайте бабушку».

 

Учитель: Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. И часто бывает так, что конфликты в семье создаете вы. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.

 

Итак, конфликт между детьми и родителями.

  1. Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
  2. Кто первым в такой ситуации шел на мировую: вы или родители?
  3. Понимают ли вас ваши родители?
  4. Что чаще становится причиной конфликтов?

Но всегда ли неизбежен конфликт?

Можно ли его избежать?

Что для этого можно сделать?

Какую линию поведения нужно избрать?

 

Поговорка “родителей не выбирают” все-таки верна. Нравится вам это или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. Для этого усвойте следующее:

  • во-первых, попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной,
  • во-вторых, помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.

 

Ученик:

- Когда у меня неудач полоса,

И кто-то уверен, что мне не подняться,

Я слышу родителей голоса:

«Ты должен держаться, ты будешь держаться».

Напишут, придут и смятенье опять

Растает, как слух о мерцающих блюдцах.

И ты ещё глубже начнёшь понимать –

Всё в жизни проходит, они остаются.

 

А теперь мы проведем заключительный блиц-опрос:

  1. Мои отношения с родителями станут лучше, если...
  2. Я больше не буду ссориться с родителями из-за...
  3. Нельзя допускать в отношениях с родителями...
  4. Родители никогда не должны...
  5. Идеальными родителями я считаю...

 

В нашем городе работает Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья», специалисты которого помогут вам в решении конфликтов, но хочется, чтобы их было как можно меньше в вашей жизни.

Раздаются буклеты.

 

Заключительная часть

 5. Рефлексивный блок.

Учитель: Понятие «счастье» почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

На ватмане у вас нарисован макет дома, нужно выложить его кирпичами,  но не простыми. Я раздам вам кирпичи, а вы напишете на них то, что я скажу, а потом построите дом.

1.     Добрые слова о доме.

2.     От чего зависит крепость семейных отношений.

3.     Как избежать ссоры и конфликта в семье?

4.     Члены семьи.

5.     Чувства членов семьи друг к другу.

Из полученных кирпичей сложим дом.

 

Ученик:

- Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером.

Ребенок для семьи – любимец,

Родители – во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

 

Учитель: Какие чувства оставил у вас сегодняшний разговор? Каковы ваши впечатления от сегодняшнего общения?  И в заключении мы хотим дать вам «Рецепт семейного счастья».

 

Ученик: «Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.

Всё очень хорошенько перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».

 

Используемые источники:

1. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. – М., «ВАКО», 2005

2. Конституция РФ (любое издание)

3. Семейный Кодекс РФ (любое издание)

4. Журналы «Российская Федерация сегодня», 2007-2008 год

5. Латухина Л. А. Спецтехника общения. – Саратов, СГПИ им. К. Федина, 1993 год

6. «Новая Газета», № 3 (654) от 16.01.08 г., № 7 (606) от 14.02.07 г.

7. Результаты анкетирования

8. Информация ЗАГСа города Энгельса

Ирина Сахно, Наталья Соленкова, Инна Смирнова, классные  руководители 11 классов средней школы №33 им. П.А.Столыпина Энгельсского района Саратовской области, участники конкурса для учителей «Волшебный сундучок» в рамках Интернет-фестиваля «Добрых рук мастерство»

В прикрепленных файлах: презентация, аудиофайл, видеофайлы, брошюра «Обереги семьи».