Цели:

- учить выразительному чтению;

- развивать лингвистический кругозор и связную речь школьников;

-  воспитывать чувство прекрасного, художественное воображение;

- научить коллективной самостоятельной работе через творческую работу в группах;

- воспитание патриотизма и любви к своей родине.

Форма урока: интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка).

 

Оборудование:

1. Репродукции картин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Левитана «Берёзовая роща».

2. Плакаты с высказываниями.

«Березы пахнут Родиной» В.П.Астафьев

«Мы делим с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа».

                         В. Рождественский

3. Мультимедийное сопровождение.

 

Ход урока

На мониторе компьютера демонстрируется видеофильм о березах. Звучит песня «Отчего так в России березы шумят?» в исполнении группы «Любэ».

 

Учитель: По началу нашего урока вы, ребята, конечно, поняли, что разговор на нем пойдет о березе – дереве, которое особенно дорого сердцу каждого русского человека. Оно  настолько привычно, что мы порой мы и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне — всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. Постоянный спутник нашей жизни. Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу! Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси.

Ребята, к сегодняшнему уроку вы серьезно готовились. Выполняя творческое задание, очень много прочитали о березе и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. Внимательно прослушав каждого, вы получите представление о том, как изображается береза в произведениях русских поэтов, писателей, в творениях художников. Начнем с «визитной карточки» слова «берёза». Пожалуйста, текстологи.

 

Ученица: Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, преданий, создано живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист. Русское слово «берёза» очень древнее. В индоевропейских языках оно было прилагательным и означало «светлый и белый». Позже люди нарекли березу веселкой. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой.

 

Учитель: Так обращается к березкам и герой кинофильма «Калина красная» Егор Прокудин. Исполнитель этой роли - Василий Макарович Шукшин, хорошо известный вам писатель. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма.

 

Ученица: Издревле любима береза на Руси. Это символ весны, родины, девичьей красоты. Она представляется то хранительницей кладов, то мудрой дочерью, то заколдованной красавицей. Нет числа поговоркам, пословицам, заговорам, связанным с берёзой: «На море Окияне, на острове Кургане стоит береза белая, вниз ветвями, вверх корнями...», «В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться». Нет у нас дерева веселее, милее стройной, кудрявой березки. Если бы было нужно с чем-нибудь её сравнить, то я сравнила бы её с хорошенькой девочкой в белом платьице, в зеленом передничке.

 

Ученик: Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

 

Ученица: Как только хлеба начинали колоситься, наступал момент, требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали  в древности особые  обряды, носившие    название «колосяница». Центральное место в них занимала береза, русская красавица, покрытая нежной листвой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ее особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставили пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы. Иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения, и здесь совершалось празднество.

Сколько песен о березе сложено, недаром ее называют песенным деревом! В обрядовых русских песнях образ берёзы – символ счастливой доли, женственности, весны и родины. Это о ней песни: «Во поле  береза стояла, во поле кудрявая стояла», «Ты не радуйся, дуб с горькою осиною, ты радуйся, белая берёза, к тебе девицы идут, к тебе красные идут».

 

Ученик: В древних обрядах береза была «майским деревом» - праздничным, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких «плакучих» ветвей, водили вокруг хороводы. Праздник посвящался плодородию земли – будущему урожаю. В стихотворении Н.А.Некрасова «Зеленый Шум» слова «белая березонька с зеленою косой» передают фольклорный образ березы. А сколько загадок есть об этом дереве: «В белом сарафане стала на поляне, летели синицы, сели на косицы», «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова», «Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой», «Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан».

 

Ученица: Когда великий русский композитор М.И.Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке – символу своей родины. Александр Сергеевич Пушкин вспоминал в одном из писем к А.Дельвигу, как он обрадовался, когда увидел берёзу на юге: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза. Серд­це мое сжалось». Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества! А Виктор Петрович Астафьев писал: «…Бродил я по приморскому парку… и вдруг увидел среди заморских кущ три березки. Глазам своим не поверил. От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду. Чем же пахнут березы? Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу мою, ворота, резные наличники окон и березку под ними в зеленой тени листвы. Березы пахнут Родиной!”

 

Ученица: Тихо стоят березки у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

 

Ученик: Сколько признаний в любви было сделано под раскидистой березкой! Она свидетельница пламенных признаний и несбывшихся надежд, горьких разочарований. Об этом и песня в исполнении ансамбля «Фристайл». Послушайте её.

  Учитель.

 Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу-березку. Она воспета поэтами. О белоствольных русских красавицах сложено много стихов. В них авторы выражают свое отношение к березе, воспевают её красоту, показывают истинную любовь к этому красивому дереву, олицетворяющему собой Родину! Послушайте  их, ребята, а дома напишите размышление о любом из стихотворений, прозвучавших на уроке (свои сообщения представляет группа литературоведов).

 

Ученик: Стихотворений о березе великое множество. В них авторы выражают свою любовь к ней, помогают увидеть необычное в простом «русском дереве», дарят нам радость открытия прекрасного. Стихотворение Николая Рубцова – признание в любви березе.

Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно. Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви.

Русь моя, люблю твои березы:
С ранних лет я с ними жил и рос! Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

                            

Учитель: Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

Ответы детей.

 

Ученица: Особой прелести образ «зимней березы» создал А.Фет:

Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
 
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

 

Учитель: Какие образы рисует поэт, какую картину вы видите?

Каково настроение этого стихотворения?

Ответы детей.

 

Ученица: Береза становится «героиней» многих поэтических произведений С.А.Есенина. По-новому, с большим чувством воспел её поэт. Она у него живая, говорящая, чувствующая. Описывая березу, Есенин обращается к словам с переносным значением. Береза как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Именно олицетворение создает прелесть этих стихов. Кто из нас останется равнодушным, услышав эти есенинские строки: 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

 

Учитель: Какова роль олицетворений в создании настроения этого стихотворения?

Ответы детей.

 

Ученик: Кто не знает стихотворения «Береза»? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. А ведь это – первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

 

Учитель: Какой приём использует автор в этом стихотворении?

Ответы детей.

 

Ученица: У поэта  А.Прокофьева есть  замечательное стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзу русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, но не ломится.

 

Учитель: Чем похожи все эти стихотворения? Чем отличаются?

Какое из этих произведений понравилось вам больше и   почему?

Ответы детей.

 

Учитель: Нeт дерева прекраснее березы. Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов, словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.

Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина, Грабаря, Юона и многих других. Вам слово, искусствоведы.

 

На экране  - репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

 

Ученица: Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникли лучи солнца, - она вся сверкала рубинами и алмазами.

Передо мной картина И.Грабаря «Февральская лазурь». Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам березе? А вот И.Э.Грабарь сумел уловить ее своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей; Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я». Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поразили художника: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто  необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник, — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»

 

На экране - репродукция картины А.И.Куинджи «Березовая роща».

 

Ученица: Художник света – так называют Архипа Ивановича Куинджи, одного из самых необычных мастеров пейзажной живописи второй половины 19 века. Он создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного его творческой индивидуальностью. О горячем свете солнца в картинах Куинджи известный жанрист И.Прянишников сказал как-то, что, наверно, «такое освещение было до Рождества Христова».

Интенсивность света и его животворящей силы выразились в «солнечной» картине «Березовая роща». Вы невольно жмуритесь от яркого солнца, от ослепительных бликов на стволах берез. На картине изображен яркий летний солнечный день. Как будто мы долго пробирались между кустарниками, стволами деревьев и вдруг увидели впереди свет. Мы остановились, пораженные открывшейся красотой природы, боялись выйти из тени, отбрасываемой березами, чтобы не спугнуть очарования. Березы стояли группками. На переднем плане – три березы, три сестры. Видно, что возраст их почтенный. В стволах деревьев чувствуются сила, мощь и здоровье. Не менее мощными кажутся деревья в левом углу картины. Об этом свидетельствуют густые, насыщенные темной зеленью тени на земле. Переход от этой почти черной зелени на земле к изумрудной зелени поляны создает впечатление, что перед нами – большое пространство, и ты словно ощущаешь лесной воздух. Стволы берез – это источники света. А мы как зрители словно находимся в тени, из которой не хочется выходить. Кажется, что эта тень дает нам живительную прохладу. Впечатление свежести усиливает едва различимый клочок водного зеркала на переднем плане картины.

Такое впечатление, что художник смотрит на мир моими глазами. Как-то перестаешь верить, что все это лишь изображено на холсте маслом. Все это живое. Картина написана в 1879 году, но кажется, что она написана вчера. Ибо природа бессмертна, как бессмертна красота.

 

На экране -  репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели».

 

Ученик: Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Какое хорошее название! Как будто кто-то, пробе­гая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни при­роды, о её пробуждении.

Художник так построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно — каждый предмет, каждую деталь. На первом плане — грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь меж­ду собой. Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзах гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные сто­роны; видно, не щадили их зимние ветры и метели.

Потом наш взгляд уходит дальше — туда, где сараи и церковь. А ещё дальше вольно раскинулась земля, освободившаяся от снега, и небо — лёгкое, с голубыми оконцами-просветами.

Посмотрите, какие нежные, как будто размытые, цвета в картине: бледно-голубые, беловато-серые, светло-ко­ричневые. Ведь художник выбрал их не случайно. Быва­ют ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматри­вают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот не глубокий — природа постепенно начинает оживать: трепещут солнечные блики на деревянной из­городи и тянутся к свету молодые берёзы. Даже как будто слышно, как поскрипывают от ветра их стволы, а в проталинах булькает вода.

Людей здесь нет. И в то же время всё говорит о том, что они где-то рядом. Мы почти ощуща­ем их. Ведь это люди построили изгородь, сараи, цер­ковь. Люди скоро вспашут землю и засеют её зерном.

Картина «Грачи прилетели» является одной из са­мых замечательных в нашем искусстве. В тихом угол­ке русского селения художник увидел красоту про­буждающейся природы и с большой любовью показал её людям.

 

Учитель: Какие чувства вызывают у вас эти картины?

Произведения каких поэтов и художников близки по содержанию?

 

На экране  картина И.И.Левитана «Березовая роща»

 

Ученица: Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью.

Перед нами картина Левитана «Березовая роща». В этом изображении благодатного уголка берёзового леса всё сияет, излучая чувство бодрости, причастности светлой энергии живой жизни. Художник передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки являются в картине Левитана самыми весёлыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущими, как и всё вокруг них, своей жизнью, душевно близкой художнику. Левитан строит картину на движении, на игре освещения. И здесь эта игра света, это движение теней служат основой и средством выражения «настроения». Пятна света и тени зовут зрителя углубиться в изображение, где теряется ясность очертаний предметов и березовая роща сливается в общих зеленых пятнах. Игра света на стволах берез делает их не только трепетными и живыми, но словно прозрачными. Эту прозрачность и неж­ность придает им богатая цветность, которой передается игра света и теней на стволах. Мы видим здесь наряду с белыми пятнами более мелкие розовые, коричневые и дополнительные к ним голубовато-зеленые цвета. Они находят себе поддержку в изображении мелких лиловых цветочков и желтых бликов света в траве и наверху в листве. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

 

Заключительное слово учителя: Да, береза воспринимается нами как символ родной земли, Родины. Нет в нашей стране дерева, которое бы так сроднилось с людьми. Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А.Фета: «И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной».

Белые березы трогают наши души. В многочисленных песнях, стихах, прозе, посвященных березе, проявляется искренняя любовь к этому красивому дереву, олицетворяющему собой Родину!

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. И пусть деревом, которое вы посадите, будет береза.

 

На экране фрагмент из кинофильма «Калина красная».

 

Учитель: Научил ли вас чему-либо новому сегодняшний урок? Помогли ли стихи и картины русских поэтов и художников ещё больше полюбить свою Родину и природу, которая нас окружает?

Ответы детей.

Выставление отметок.

 

Домашнее задание: Написать размышление о любом из стихотворений, прозвучавшем  на уроке.

 

Используемая литература

 

1.       Балыхина, Т.М. Сочинение о стихотворении: учебное пособие / Т.М. Балыхина. – 2-е изд., стереотип. – М.:  Дрофа,2007. -125 [3] с.

2.       Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, Н. Л. Карнаух и др. / сост. В. Ф. Чертов. - 2-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа,  2007. – 432 с. - (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).

3.       Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы : метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 172 [4] с.

4.       Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. - 717, [3] с.: ил., 16л. цв. вкл.

 

Татьяна Лебедева, учитель русского языка и литературы средней школы № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Старый Оскол Белгородской области

 

В прикрепленных файлах – иллюстрации к уроку и "Песня о березе".

Видеоматериалы к занятию можно скачать здесь.