Учебный материал по биологии и географии, разработанный мною факультативный курс «Организмы и природная среда для 7-8 классов», цикл классный часов по экологии способствуют тому, что дети с особыми образовательными возможностями здоровья

- получают знания по основным вопросам экологии и формируют начальные представления об экологических закономерностях в живой природе;

- развивают понятийный аппарат, когда на своем речевом уровне ученики объясняют несколько десятков экологический понятий;

- углубляют и расширяют бытовые знания экологии;

- формируется экологический взгляд на мир;

- воспитывается экологическая культура.

Реализуются многие коррекционные цели.

При наблюдении за природными объектами производится коррекция ощущений, восприятий, представлений; развивается умение устанавливать связи между видимыми и соседними объектами, корректируются искаженные представления о жизни, природе, обществе. В процессе общения развивается импрессивная и экспрессивная сторона речи, тренируется образная память.

 

Цель классного часа: Расширение экологической культуры.

Задачи:  

коррекционно-развивающие:

- развивать мышление, способность сравнивать и делать выводы;

- расширять активный словарь;

- вызвать интерес к обсуждаемой теме.

 

коррекционно-воспитательные:

- формировать эстетическое восприятие мира, понимание гармонии и красоты природы;

- воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к людям.

 

Оборудование:

- компьютер, мультимедийная установка;

- CDR диск с записями лесных звуков; уличного шума.

- таблица «Источник звука, сила звука»;

- раздаточный материал (каждому ученику карточка с таблицей «Источник звука, сила звука»),

- таблички со словарными словами:

- сурдокамера;

- децибелы;

- клаксоны;

- нерест.

 

Для проведения эксперимента вначале включается диск с записями лесных звуков.

Закрываем глаза и представляем себя в лесу.

«Тишина, тишиной, тишины…

Тихо все в это тихое утро

Напряженье уходит

Из сердца, из мышц, из виска

… в синем небе бесшумно плывут облака»

А. Стефанова

 

Затем слушаем запись уличного шума. Представляем себя на одной из магистралей города.

«Бьют по нервам будильники,

Верещат телефоны,

Громыхают лифты,

Трамваи скрежещут прямо на мне.

Тормоза и моторы,

Холодильники и клаксоны,

Транзисторы,

Отбойные молотки,

Вертолеты, соседи, вагоны

Нас пытают мучительной пыткой,

По какой, не знаю, вине».

А. Стефанова

 

Сравниваем ощущения, полученные в первом и во втором случае. Делаем вывод о значении тишины и покоя в жизни человека.

 

Беседа

Человек живет в мире звуков. Различные звуки по-разному воспринимаются организмом.

Человек не может жить в абсолютной тишине. Она угнетающе действует на нервную систему. Вы, наверное, слышали о сурдокамере. Сурдокамера (от латинского surdus – глухой, камера) - помещение со звуконепроницаемыми стенами для проведения исследований, а также тренировок в условиях отсутствия звуковых раздражителей. По мнению космонавтов, это одно из труднейших испытаний. А в старинных тюрьмах – крепостях узников каменных мешков подвергали пытке тишиной. Это с одной стороны. А с другой – каждый знает, какая это мука: слышать упражнения трубача за стенкой, шумное застолье у соседей до поздней ночи, работать у окна, открытого на улицу, по которой проносятся потоки автомашин. Все это – слагаемые городского шума, который, в отличие от желанного шороха травы, дождя, журчания ручейка, лесного пения птиц, вреден для здоровья.

 

Познакомьтесь с таблицей:

Источник звука

Сила звука

Шумовое оружие

190

Реактивный самолет

150

Сирена воздушной тревоги

130 (болевой порог)

Громкая музыка

110

Мотоцикл

100

Уличный шум

70

Нормальный разговор

60

Тихая улица

50

Звук часов

30

Шепот

20

Шелест листьев на ветру

10

 

0 – порог слуха

 

Здесь приведены сведения о силе звука, издаваемого различными источниками. Сила звука измеряется в децибелах.

Если сила звука превышает 80 – 90 децибел (схож с ревом спортивного автомобиля) и не умолкает в течение рабочего дня, как вы думаете, какое состояние будет у человека? Сделайте вывод о значении повышенного шума для человека.

Познакомьте с данной таблицей своих родителей и определите примерный уровень шума дома.

Шум вредно действует не только на человека, но и на животных и на растения. От колебаний воздуха, вызываемых магнитофонами, не могут подняться в воздух шмели, жуки и другие насекомые. Болезненно переносят шум рыбы в период нереста, когда они размножаются. У подвергшихся шумовому воздействию птиц наблюдается преждевременная линька, а у некоторых зверей (лисиц, песцов, норок) – преждевременные роды.

В условиях постоянного шума жизнь животных становится невозможной, и они покидают эти места. Птицы, звери, рыбы, напуганные не только постоянным шумом, но и случайным, покидают укромные территории, при этом молодые особи часто теряются и погибают.

Почти у каждого из вас дом есть кошка, собака или рыбки. Расскажите, как они реагируют на шум.

Перечислите источники шума, с которыми вам приходится сталкиваться в течение суток, каковы причины этих шумов? Например, холодильник, причина шума - неполадки и т.п.

Еще 2 тысячи лет тому назад Ю. Цезарь запретил повозкам разъезжать ночью по улицам Древнего Рима. А Петр I запрещал бывать на берегу рек во время нереста рыб. Мудрое решение. Однако в наше время обойтись подобной мерой по снижению шума невозможно.

Вот некоторые средства борьбы с шумом:

- размещение населенных пунктов на достаточно больших расстояниях от мощных источников шума;

- озеленение городов и поселков;

- использование звукопоглощающих строительных материалов;

- создание более современных машин и технологий;

- оптимальное расположение жилых помещений в городах и поселках.

 

Внимательно послушайте рассказ Ф. Шиллера «Человек отражается в своих поступках».

«Раннее воскресное утро. Зазвенел будильник. Коля вскочил с постели. Сегодня с друзьями он едет в лес. Настроение бодрое и радостное. Собираясь, Коля включил магнитофон. Но вот беда – из ванны, где они чистит зубы, не слышно музыки. Коля включает магнитофон на всю мощь, - теперь все в порядке. Даже шум воды не заглушает голос певца. Со двора раздается свист. Это друзья поторапливают. Выглянув в окно, Коля крикнул ребятам, что уже готов и спускается. Хлопнув дверью, весело посвистывая, Коля сбегает по ступенькам вниз».

 

Воскресный день для Коли начался чудесно. А для его соседей и других жильцов дома?

Отметьте, что могло нарушить покой жителей? Дайте Коле совет, как он должен был вести себя в это раннее утро?

Надеюсь, вам стало понятно, насколько важна для здоровья человека, его настроения и работоспособности спокойная обстановка. А что если вам стать хранителем тишины в своей квартире, в школе, в доме – мудрым Антишумом! 

Продумайте план действий против излишнего шума. Составьте правила тишины, соблюдайте их сами и напоминайте другим.

 

Нина Самарская, учитель биологии, географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №18 VIII вида города Омска

 

Фото с сайта http://www.msnoise.com