Задачи урока:

образовательные:

- учащиеся должны  воспроизводить по предложенному алгоритму фрагменты рассказов с использованием биографического, исторического, текстологического комментариев текста;

- учащиеся должны показать сформированные представления об особенностях истории и культуры казачества;

развивающие:

- учащиеся должны показать приобретенные  навыки образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;

воспитательные:

- учащиеся должны показать приобретенные  навыки коммуникативной компетенции;

- учащиеся должны выразить свое отношение  к истории и культуре казачества.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения

1.Вы бывали на юге России,

Где простор и бескрайняя ширь?

Поднебесье там синее, синее.

А в полях серебрится ковыль.

2. Вы бывали на юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

3. Родная степь!

Бескрайние покосы!

Кузнечики звенят, как камыши.

Да солнце по колено бродит в росах.

Да шепчутся о чём-то ковыли.

4. Мой край донской с садами белыми,

Мне любо всё и глаз не оторвать,

я помню всё, и где бы ни был я

слова любви мне хочется сказать.

5. А зори алые встают играючи.

Станицы вольные и вольный дон

Мужчины храбрые, казачки жгучие,

Хранят и славят Русь с былых времён.

6. Откуда Дон берёт своё начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

7. Под невысокою берёзкой

начало Дон своё берёт,

Из под травы земли московской

С Ивана-озера течёт.

8. Века идут. Но не мелеет

Донское русло на пути.

И всё мужает, всё смелеет

Казачье воинство в степи.

 

2. Знакомство с новым материалом.

«История казачества»

Большинство авторов относят зарождение казачества к 16 веку, связывая это с образованием русского централизованного государства. Однако В.О.Ключевский относил его зарождение к 15 веку, Н.М.Карамзин считал, что казачество появилось уже в 10 веке. Известный донской историк Е.Савельев пошел еще дальше. Ссылаясь на древние источники, он утверждал, что казачество «под тем или другим именем» существовало за много веков до Рождества Христова. Однако В.Зотов справедливо замечает, что это были не казаки, а «сменявшие друг друга в период с 7 века до н. э. и вплоть до 11 в. н. э. разные обитатели «Дикого поля» (так в старину называли степи между Волгой, Доном и  левыми притоками Днепра и Десны) – скифы, сорматы, хазары, печенеги, половцы и другие в большинстве тюркоязычные народы.

Казачество, зародившееся на Днепре (ниже Киева) и на Дону имеет русские корни.

Слово  «казак»: «казар»- слово скифского народа, «Касахия» - закавказская область,

«ко» и «зах» - монгольские слова  (защитник границы»), на половецком языке – «страж», «передовой». Слово тюркского происхождения – «свободный человек» или «удалец» (просмотр видео о казаках).

Донской край в разные времена назывался по-разному. Древние греки и римляне это место называли Танаисом (так как тогда назывался Дон), Скифией, Сарматией (от названия племён, населяющих эти места).

В 16-17 веках в грамотах часто употребляется название – Земля донских казаков. В 18 веке впервые на карте появляется Земля Войска Донского. Казачество, зародившееся на Днепре (ниже Киева) и на Дону имеет русские корни.

Приблизительно в IV-III вв.  до н. э. на территории Донского края поселились скифы - выходцы из глубин Азии.  Скифы были не только воинами, но и скотоводами. Они кочевали за своими стадами и не имели постоянных поселений и родовых кладбищ. Поэтому над могилами умерших скифы насыпали высокие курганы, которые всегда можно было найти в  степи. В могилу клали украшения из золота, серебра, посуду, оружие, вещи, которыми умерший пользовался при жизни.

Кроме скифов, на донской земле в VII-IV вв. до н.э., жили племена еще одного большого народа – сарматов. Как и скифы, они кочевали по степи, разводили скот и лошадей. Также они занимались земледелием – выращивали хлеб, лук, лён.

По берегам Азовского моря – тогда оно называлось Меотидой, селились греки и строили свои города. Одним из таких городов был Танаис, который был основан в  III в. до н.э.

В VII в н.э. на территории Донского края появилось государство Хазария. В 834 г. хазары построили крепость Саркел. В переводе с хазарского «саркел» - «белый дом». Для её строительства выпекали кирпичи.

На смену хазарам пришли печенеги. Славянские города были уничтожены. Печенеги не раз совершали набеги и на территорию Киевской Руси.

В XI веке, в 1036 году, при князе Ярославе Мудром печенеги были разбиты и с тех пор перестали нападать на Русь.

В XII веке в донские степи с далёкого Алтая пришли половцы. Они часто нападали на южные княжества. Этому времени посвящен замечательный письменный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». На берегу реки Каялы пали Игоревы знамёна. А сам князь Игорь был ранен и взят в плен.

В начале XIII века монголо-татарские завоеватели вторглись в донские степи. Донской край оказался под властью Золотой Орды. Татары обложили тяжелой данью русских, поставили всюду своих начальников. Но не смерился русский народ с чужеземным гнётом.

С конца XV века огромные просторы донских степей всё больше привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества.  Бежавшие  из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь, полную тревог и опасностей.

Станицы – вооруженные отряды казаков. Они выбирали себе атаманов и ставили свои станы, служившие им убежищем. С XVIII века слово «станица» стало употребляться только в значении населенного пункта.

Печать. Первая просуществовала до 1740 года. Олень с вонзенной стрелой. Это казак, бегущий от неволи, раненный, но свободный. Печать стала казачьим гербом.

Курень - жилище казака.

Черкасск – столица казачества в XVIII веке. В Черкасске собирался Войсковой круг, находились войсковая канцелярия, суд, войсковой архив, училище. Город был известен и как крупный торговый центр. Сюда приезжали купцы из разных стран.

Одежда казаков. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками.

На стружках сидят гребцы, удалые молодцы, 
Удалые молодцы – все донские казаки, 
Донские, гребенские, запорожские. 
На них шапочки собольи, верхи – бархатные, 
Пестрядинные рубашки с золотым гапуном, 
Астраханские кушаки полушелковые, 
С зачесами чулочки да все гарусные, 
Зелен – сафьян сапожки, кривые каблуки. 

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.

Дуван - добыча, захваченная  казаками в походах. В конце XVII – начале XVIII сложился традиционный тип мужской одежды, обязательным элементом которой был зипун. «Идём добывать зипуны» - говорили казаки.   «Зипуны-то у нас серые, да умы-то бархатные». (Пословица)

Со старины глубокой одевались казаки во что попало, а главным образом в одежду, взятую в добычу. Если казаки верхнедонских городков и станиц одевались практически так же, как жители южнорусских губерний, то костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет (кафтан с перехватом). Обязательной принадлежностью традиционного типа одежды был зипун. С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки. Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края. 

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом с блестками. 

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. арка — спина, тюрк. лык — греть) и «спиногрей» — нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. 

В конце XVIII столетия, когда Дон вошел в Российскую империю, казачество окончательно превратилось в военное сословие. Именно тогда стали вводить казакам военную одежду.

Чекмень  - старинная верхняя одежда казаков удобная для верховой езды («чекмень» — на Дону, «керея» — у запорожцев). Он шился из сукна в талию и с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом; по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, а также кавказской черкеске. Расхожий чекмень длиною до колен, а праздничные на 15 или 20 сантиметров длиннее, передние полы цельные, спина разрезная по талии, грудь открытая почти до пояса, как в черкеске, полы обшиты кругом широкой парчовой или узорчатой цветной ширинкой; рукава часто имели разрез по внешнему шву между локтем и плечом, так что их можно было откидывать за спину. Парадный чекмень носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка.

Трухменка - высокая шапка. Характер и особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек. Ведь казаки первоначально женились на турчанках, татарках, которых брали в плен в походах и поисках. Основную часть костюма казачки составляло платье-кубелек. Это распашная одежда, напоминавшая татарский камзол и надевалась поверх рубахи. Шею рубахи, ожерелок, выстрачивали узорами. Головной убор повойник был расшит жемчугом, драгоценными камнями, золотом и серебром. Казачки очень любили украшения. Самые характерные из них -  чикилики. Это широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом, к которому прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга. Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки. В XIX веке в некоторых станицах носили сукман – разновидность сарафана, с узкими и короткими рукавами. Под сукман надевалась домотканная рубаха с прямым разрезом у шеи, небольшим стоячим воротником, сильно расширяющимися книзу рукавами, которые делались из красного ситца. Красными были также воротник и подол рубахи. Девушки носили такую рубаху без сукмана и подпоясывали красным плетеным поясом.

Кичка, файшонка, шлычка - головной убор.

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились  с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть на него, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар «на зубок» ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечении сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти  упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Вся история сделана казаками.

Степан Разин. В годы Смуты казачество разделилось на две части: бедных и богатых. Недовольство казаков победнее и беглых крестьян своим положением способствовало тому, что в 1670 году вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина. Войско было разбито, а самого Разина казнили на Красной площади.

Ермак – один из любимейших героев русской истории. Прославившийся в период присоединения Сибири к Русскому государству – знаменитый «покоритель Сибири». В сентябре 1582 года Ермак с отрядом казаков выступили походом в Сибирь. На реке Тобол казаки Ермака разгромили отряды хана Кучума.

Самый выдающийся казачий военоначальник - атаман Платов. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинской битве.

Емельян Пугачёв - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Емельян Пугачёв назвался им, т.е. он был самозванцем, выдававшим себя за Петра.

Яков Петрович Бакланов - русский генерал, герой Кавказской войны. Командовал одним из лучших полков донских казаков, который панически боялись горцы.

Кондратий Булавин - донской казак, сын станичного атамана, предводитель антифеодального восстания (1707—09) в России.

Своё современное название Ростовская область получила только в 1937 году, 13 сентября. В этот день ЦИК СССР принял Постановление о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область.

На Войсковом круге решали вопросы войны и мира, принимали послов, оглашали царские грамоты. Тут же давали ответ царскому посланнику.

Майдан – площадь в казачьем поселении, на которой собирался Войсковой круг. Сначала в круг торжественно входит есаул. Он несет бунчук. За ним входит атаман с булавой и насекой в руках.

3. Работа по группам. Инсценировка «Казачьего круга». 

Казачьи символы.

Знамя — символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

Бунчук — знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста.

Булава — символ военной власти, которой наделён атаман.

Насека — посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Лампас — цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.

Казачий круг. Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно вставали в круг, в котором стояли без шапок, в знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

 

Инсценировка «На казачьем кругу».

Входят есаул, атаман, казаки, вносят знамя, бунчук.

Есаул:

- А ну, помолчите-ка, братцы-казаки, атаман наш войсковой говорить будет.

Атаман снимает шапку, кланяется:

а) выбор послов

- Братцы-казаки надо послать послов к крымскому хану. Кому вы доверяете?

- Ф.И.

- Любо!

- Ф.И.

- Любо!

- Ф.И.

- Ф.И.

Атаман:

- Любо, братцы, завтра повезёте крымскому хану грамоты.

б) выбор атамана.

- Надо выбрать нам походного атамана.

Казаки шумно выбирали атамана. Есаул называл по очереди кандидатов в атаманы и спрашивал:

- Любо вам, братцы, чтобы атаманом был Ф.И.?

За кого казаки кричали «Люб» того и выбирали.

На Казачьем кругу вершилась расправа. Если казак провинился, его секли плетьми. За измену наказание - смерть. Изменника сажали в мешок, привязывали тяжёлый камень и бросали в Дон. Но это было очень редко, т.к. таких среди казаков не было.

Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо».

 

4. Закрепление.

Игра «Переводчик». Придумайте текст, используя казачьи слова. Например: Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелятя мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».

Словарь диалектных слов.

амором – очень быстро, мигом,

атаманец – казак-гвардеец,

баз – крестьянский двор,

бабайка – лодочное весло,

блазниться – чудиться, мерещиться, представляться,

будылня (мн. ч.) - будыль-стебель, ствол крупного травянистого растения,

бурка - короткая одежда из темной овечьей шерсти,

вечерить - ужинать,

вакан - свободный,

вершок - старая русская  мера длины, равная 4,4 см.,

вентери – рыбная снасть в виде вершина обручах, суживающихся книзу,

взгальный – чудаковатый, взбалмошный, сумасбродный,

вназирку – не спуская глаз, следя за кем-то,

гайдамак – разбойник, грабитель,

гайтан – шнурок, тонкая веревка,

гольный - неимущий, бедный, нищий,

грядушка – спинка тарантаса, саней,

гутарить - говорить, рассказывать,

гунья – лохмотья, ветхая одежда,

домовина – гроб,

дратва – проволока,

дюже - очень,

дюжий - здоровый, сильный, крепкий,

ерик – приток реки,

жалмерка – замужняя казачка, муж которой находится на службе,

жбан - сосуд в виде кувшина с крышкой,

завеска – женский фартук,

займище – заливной луг,

зябь – целина,

играет - поёт,

каймак - сливки с топленого молока, пенки,

карша – затонувшее дерево, занесенное песком,

коловерть – водоворот,

кошевка – легкие сани,

кочеток - петушок,

крыга – льдина,

краина - свой край, родина,

кулага – лапша с сушеной вишней,

курень – дом, хата,

левада – рощица при усадьбе,

люшня – часть арбы,

лякаться – пугаться,

макуха – жмыхи, выжимки из семян подсолнуха,

надысь - недавно,

ноне - сегодня,

окромя - кроме,

отколь - откуда,

отсель - отсюда,

обыденки -  в один день,

односум – товарищ по службе,

пернач – знак атаманской власти, вид булавы,

почунеть – прийти в себя, опомниться,

пострелята - ребята, дети,

похилилась - наклонилась,

пущай - пусть, пускай,

пригорнуть – приласкать,

прясло – звено изгороди,

ссучить – свивать две и более нити в одну,

стожары – созвездие Медведицы,

стор – ледоход,

сула – судак,

складка - выдумка,

супротив - напротив,

справная - хорошая, добрая, ладная,

теклина – течение, ложе реки,

улеш – отведенный семье участок луга для покоса,

ухналь – подковный гвоздь,

худоба – скот,

цибарка – ведро,

чепура – цапля,

чебак – лещ,

чикилять – хромать,

чупринистый - с пышным чубом,

чикиляет - идёт прихрамывая,

чекмень - верхняя мужская одежда,

шворка – шнурок, бечевка,

шлычка - женский головной убор,

юрт – казачья станица.

 

5. Кроссворд.

По горизонтали

1. Донская станица, родина писателя, автора романа «Тихий Дон». (Вешенская)

2. Вольный человек, нанимающийся на военную службу. (Казак)

3. Древнее название Азовского моря. (Меотида)

4. Знак атаманской власти, из ореховой палки, на конце серебряный шар с позолотой. (Булава)

5.  Донской казак, пред- водитель крестьянского восстания в годы Смуты.  (Разин)

6.  Столица казачества в XVIII веке. (Черкасск)

7. Земляной надмогильный холм. (Курган)

8. Сосуд с узким горлом и дном; имел выпуклые бока и ручки: предназначался для перевозки и хранения вина, оливкового масла. (Амфора)

10. Площадь в казачьем поселении, на которой собирался войсковой круг. (Майдан)

11. Верный друг казака; казак без него, что солдат без ружья. (Конь).

 

По вертикали

8. Главное должностное лицо в казачьем войске. (Атаман)

12. Помощник атамана; в его обязанности входил созыв казаков на круг. (Есаул)

13. Знак атаманской власти у казаков в виде жезла из крепкого дерева. (Насека)

14. Древнее название реки Дон. (Танаис)

15. Жилище казака. (Курень)

16. Крепость, построенная хазарами на Дону. (Саркел)

17. Обязательная верхняя одежда казаков примерно до XVIII в. (Зипун)

18. Животное, изображенное на казачьем гербе. (Олень)

19. Кочевые народы, жившие на Дону в  IV-III вв. до н.э. и оставившие  курганы в степи. (Скифы)

20. Высший орган власти войска Донского: Войсковой (круг)

21. Укреплённое казачье поселение в XVI-XVIII в.в. (Городок)

 22. Добыча, захваченная казаками в походе. (Дуван)

 

Учитель: Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.

Легенда.  А знаете, ли вы, что Дон раньше назывался Танаисом? Древние греки строили поселения на его берегах. Послушайте любопытную легенду о названии реки.

Когда–то эта река называлась Амазонской, потому что на её берегах жили амазонки. Однажды сын предводительницы амазонок, которого звали Танаис, утонул в этой реке. С тех пор стала называться Танаисом. Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон», обозначающее «река» - постепенно вытеснило греческое «Танаис», - и теперь наша река зовется Доном.

 

Звучит песня «Казачий Дон».

Видео - демонстрируется казачий танец на песню «Посею лебеду на берегу».

 

Учитель: Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет. Передавали особые, в каждом роду хранящиеся приёмы. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён — военной службе.

Наталья Денисенко, учитель географии Большелогской средней школы Аксайского района  Ростовской области

В прикрепленном файле - кроссворд.

Фото Андрея Семке.