Урок биологии проводится дистанционно для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, с помощью программы общения Skype и других средств ИКТ.

Дистанционное обучение – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающим все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ.

Рабочее место учащегося и учителя хорошо оснащено: компьютер, вебкамера, микрофон, колонки, сканер, принтер, электронный микроскоп и набор для проведения лабораторных работ.

На уроке используются презентации, флэш-анимации, видеофрагменты, тесты. А также разработки Центра образования «Технологии обучения» - электронный образовательный ресурс i-Школа1, на котором представлены УМК по основным учебным предметам средней школы с богатыми методическими материалами и контрольно-измерительными материалами и электронным USB микроскопом, оборудованным оптическим сенсором, который позволяет снимать фото и даже видео с образцов, а изображения тут же направляются в компьютер, где их и можно рассмотреть. Все это увлекает ребенка в другой мир – в мир живой биологии, где оживает картинка (в учебнике или на экране компьютера), создается фильм или презентация, складываются пазлы или строятся схемы, а учитель и ученик за урок забывают, что их разделяет большое географическое расстояние, но объединяет общий интерес, азарт новой формы обучения,  что позволяет более глубоко вникать в суть изучаемого материала. Для таких детей использование ИКТ – это некая панацея их активного включения в мир. И компьютер, подключенный к интернету, - это действительно окошко в мир, окно в Алисину страну чудес.

Информационные технологии, используемые мною на уроке, позволяют:

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Данная форма работы на уроке биологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации (интернет, i-Школа, Skype).

Презентации, флэш-анимации, видеофрагменты, тесты, разработки Центра образования «Технологии обучения», компакт-диск (электронный учебник) не дублируют традиционные издания, а дополняют их, логично сочетаясь с содержательными аспектами изданий на бумажных носителях, расширяют возможности получения разнообразной справочной информации. Одним из важнейших функциональных модулей - многоуровневая система интерактивных обучающих заданий. Значительное число оригинальных фотографий и видеофрагментов использовано для иллюстрации гипертекста учебника, презентации и др. Одним из достоинств является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации, флеш-анимации и др. сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные технологии целесообразны на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

 

План-конспект урока

Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи: дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице; научить изображать строение клетки; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.

Оборудование: рабочее место ученика и учителя, Skype, учебник Пасечника В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс, электронная тетрадь учащегося, микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: побуждающий, проблемный, инструктивный, частично-поисковый, эвристический.

 

Структура урока, ход урока - в прикрепленном файле.

 

Использованные источники:

I-Школа (http://iclass.home-edu.ru).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Сайт учителя биологии (флэш-анимации, видеоролик).

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 304с.: ил.

 

Анна Орищенко, учитель Алтайского краевого педагогического лицея-интерната, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».

 

В прикрепленных файлах также: Движение цитоплазмы, Строение растительной клетки, лабораторная работа №1.

 

Видеофайл «Растительная клетка» можно скачать здесь.

Презентацию к уроку можно скачать здесь.

Флэш-анимацию "Клеточное строение организмов" можно скачать здесь.