Мотивация учащихся к учебной деятельности формируется через необычность, новизну деятельности. Пейзажи, музыкальная заставка, поэтические строки привлекают ребят. На протяжении всего урока использование ИКТ позволяет стабильно удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к изучаемой теме.

На уроке используются современные технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесбережение, проблемное обучение. На протяжении занятия перед учащимися ставятся проблемные  ситуации, проблемные вопросы, в разрешении которых необходима самостоятельная деятельность.

Считаю, что работа в группах помогает ребятам совместными усилиями не только выдвигать гипотезы, но и находить способы разрешения проблем, через исследовательскую и поисковую деятельности.

Ситуация успеха создается через реализацию потребности в познании, эмоциональном восприятии новых для ребят форм получения информации – рабочая тетрадь, учебно-методический комплекс «Физика 7-9» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/)

В результате мыслительной  деятельности участники образовательного процесса должны сделать вывод, что познавать мир можно только в результате деятельности.

 

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: сформулировать и научить применять закон отражения света. Развитие у учащихся способность осознавать себя в связях с окружающим миром.

Задачи:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность закона отражения.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе эксперимента.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать развитию диалогического общения, умения работать в группах и формирование мировоззрения. Раскрытие для учащихся ценностного содержания окружающего мира.

Структура урока:

1.      Мотивирование к учебной деятельности.

2.      Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.      Постановка учебной проблемы.

4.       Выдвижение и проверка гипотезы.

5.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.       Включение в систему знаний и повторение.

8.       Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 

Оборудование урока: компьютер, плоские зеркала, карандаши, транспортир, лазерные фонарики, рабочие тетради.

Ход урока

 

1.      Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята!                                                                

Презентация.

Я, Дракина Екатерина Анатольевна, преподаю один из самых значимых для жизни предметов - физику!

Я предлагаю работать под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность». Б. Шоу.

Для организации деятельности, я надеюсь, она у нас будет активной, разделитесь на группы так, чтобы ваша работа была плодотворной.

 

Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир.

Как вы думаете, о чем идет речь?

 

СВЕТ! В погоне за светом, стремясь к познанию бесконечности, 12 апреля 1961 был совершен первый полет в космос. Простой советский парень Юрий Гагарин стал первым человеком, который проложил дорогу к звездам! 50 лет прошло с тех пор, но окружающий мир остается для нас неиссякаемым источником познания.

 

2.      Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Да, солнце: пламенно, бессмертно, бесконечно.

Дарует людям жизнь. Рассеивает мрак.

А вот луна: взаймы берет у солнца вечно!

Что вас заинтересовало при прослушивании отрывка?

Какое явление мы будем рассматривать на уроке?

Тема урока: «Отражение света. Закон отражения света».

3. Постановка учебной проблемы.

В X веке на смену древнегреческой теории зрительных лучей, которые выходят из глаз и создают зрительные ощущения, пришла теория зрения арабского физика и математика Альхазена, согласно которой зрительные изображения тел создаются лучами, исходящими от видимых тел. Попадая в глаз, эти лучи вызывают зрительные ощущения.

О каких лучах, на ваш взгляд идет речь?

4. Выдвижение и проверка гипотезы.

Посмотрите на экран, какой физический закон демонстрирует нам природа? (см. презентацию).

Закон прямолинейного распространения света в однородной среде.

Узкий световой луч является физической моделью узкого пучка света?

Как вы думаете, является ли световым лучом свет от лазерного фонарика? Ведь луча не видно. Как сделать его видимым?

Если в помещении будет задымленность, или пыльно, то луч станет виден.

Микроитог: Скажите, благодаря чему мы видим все окружающие нас предметы?

Для того чтобы  выяснить, что происходит при отражении  света от отражающей поверхности, введем важные понятия.

Работа с ИУМК «Физика 7-9».

А теперь я предлагаю вам провести самый настоящий эксперимент! У вас на столах находятся отражающие поверхности, лазерные фонарики, транспортиры и экраны.

Откройте рабочие тетради. (Приложение №2)

Прочитайте инструкцию по выполнению задания в рабочей тетради. В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения.

(1 группа - угол падения 30º, 2 группа - 60º, 3 группа - 45º)

Сформулировал закон отражения света греческий математик Евклид в своем трактате «Оптика» (300 г. до н.э).

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Найдите в учебнике и прочтите закон отражения света.

Закон отражения света гласит: Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Перед вами стоит задача ответить на следующие вопросы:

Как изменится угол между падающим на зеркальную поверхность и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 5°?

Угол падения на зеркальную поверхность 15°. Чему равен угол между падающим лучом и поверхностью?

Угол между падающим и отраженными лучами 20°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5°?

7. Включение в систему знаний и повторение.

Отражение света встречается повсеместно в нашей жизни!

По какому основанию можно сгруппировать фотографии?

Прокомментируйте следующие рисунки. (См. презентацию).

Свет зеркально отражается от очень гладкой поверхности, отражение света при этом зеркальное. Глядя на зеркало, мы видим не зеркало, а отражения других предметов в этом зеркале.

После отражения от шероховатой поверхности свет распространяется во все стороны. Такое изображение называют диффузным или рассеянным. Большинство предметов мы видим, потому что они отражают свет диффузно.

Где мы применяем эти знания  в жизни?

Каково назначение зеркал? Какие вы знаете зеркала?

Выпуклые зеркала заднего вида увеличивают поле обзора, при этом предметы представляются в уменьшенном виде.

Древняя легенда рассказывает, будто знаменитый греческий ученый Архимед сжег с помощью солнечных лучей, отраженных от вогнутого зеркала, римский флот, напавший на город Сиракузы.

Вогнутое зеркало телескопа-рефлектора позволяет сфокусировать в окуляре свет от далеких космических объектов.

Многие фокусы построены на оптическом обмане.

В книге Я.И.Перельмана «Занимательная физика» вы можете прочесть интереснейший опыт «Говорящая голова».

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Познавая мир, мы учимся  применять знания, которые необходимы в жизни.

Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

«Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из крыш, деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращенном виде»

Н.В.Гоголь описал действие удивительного прибора, который сейчас вам предстоит выбрать по описанию.

Ребята, я вам покажу приборы, сделанные моими учениками. Их действия основаны на явлении отражения света и распространения света. Скажите, вам знакомы эти приборы?

Именно поэтому я вам предлагаю открыть рабочие тетради и выполнить исследовательскую  работу.

Ваша задача исследовать особенности  приборов, выяснить принцип действия и как они устроены.

Схема ответа:

1.Назначение прибора.

2. На каком принципе действует.

3.Для каких целей используется (использовался).

Перископ

Периско́п (от др.-греч. περι- — «вокруг» и σκοπέω — «смотрю») — оптический прибор для наблюдения из укрытия. Простейшая форма перископа — труба, на обоих концах которой закреплены зеркала, наклоненные относительно оси трубы на 45° для изменения хода световых лучей. В более сложных вариантах для отклонения лучей вместо зеркал используются призмы, а получаемое наблюдателем изображение увеличивается с помощью системы линз.

Наиболее известные виды перископа — такие, как перископы на подводных лодках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) — широко применяются в военном деле.

Калейдоскоп

Калейдоскоп был известен ещё с давних времен. В древнем Египте известен прообраз калейдоскопа. И только через много веков устройство для получения симметричных  картинок  с помощью  зеркал назвали калейдоскопом. 

Название свое  «калейдоскоп»  получил от греческого kalos - красивый, eidos - вид и skopeo - смотрю, наблюдаю. А в  России калейдоскоп называли трубкой, "показывающей красивые виды". У нас в  России калейдоскоп появился  в конце  18 века  и изобрел его великий русский ученый М.В. Ломоносов, который  восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения.

Внутри калейдоскопа может стоять от 2-3-х зеркал до 4-х  или более. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений одного предмета. Внутри трубки между зеркалами помещают хотя бы несколько кусочков цветного стекла.

Желательно, чтобы предметы, которыми заполняется калейдоскоп для создания узоров,   были бы  разными по величине и по весу. Кроме стеклышек  в качестве дополнительных компонентов используют  металл,  пластик,  бисер, камни, перламутр, перышки,  и др. Один конец трубки закрыт матовым стеклом, а с другого конца отверстие малого диаметра  закрыто прозрачным стеклом. Повернув прибор матовым стеклом к свету,  можно видеть через прозрачное стекло симметрично расположенные, красивые цветные узоры, форма которых меняется при вращении калейдоскопа.

Узоры в калейдоскопе практически никогда не повторяются. Как сказано в  известной книге Я.И. Перельмана, если у вас есть калейдоскоп с 20 стеклышками и вы будете поворачивать его 10 раз в минуту, то  вам понадобится 500 000 миллионов лет, чтобы просмотреть все  узоры.

Камера-обскура

Ка́мера-обску́ра (лат. cameraobscūra «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Принцип действия камеры-обскуры впервые объяснил арабский физик и математик X века Ибн ал-Хайсам (Альхазен). При этом он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света (согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «общупывают» объект) не соответствует действительности. Многие художники (например, Вермеер) использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. Камеры-обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света. Часто вместо простого отверстия использовался объектив (обычно одиночная линза), что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. С развитием оптики объективы усложнялись, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры стали фотоаппаратами.

Ребята, перед вами приборы, принцип действия которых вы изучили. Выберите тот, о котором речь идет в произведении, и объясните свой выбор.

Выберите из текста информацию, на основании которой вы сделали этот вывод.

Используя понятие светового луча, ответьте на вопрос, почему на противоположной стене все было в обращенном виде?

Обратите внимание, Гоголь в художественном произведении описал закон прямолинейного распространения света. Умение видеть необычное в обычном - это и есть познание мира.

Для чего нам нужны знания об отражении света?

- Изучение космоса.

- Энергия солнца (экология).

- Техника и наука.

Применяя знания на практике, мы познаем мир.

Для чего? Чтобы жить в гармонии с собой и миром!

Познавая мир, человек познает себя.

 

Екатерина Дракина, учитель физики лицея №6 города Ессентуки Ставропольского края, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

 

В прикрепленных файлах: тетрадь 1, тетрадь 2, тетрадь 3, swf-файл, музыка к презентации.

Презентацию можно скачать здесь.