Существует глубокая идейная общность планиметрии и стереометрии, проявляющаяся в первую очередь в единой системе аксиом всего курса геометрии, в наличии аналогии в содержании и методах доказательств многих положений. Опора на эту аналогию, систематическая её иллюстрация школьникам должны облегчить усвоение нового материала, способствовать повторению и закреплению изученного  девятилетней школе. Проведение подобной работы необходимо и возможно не только на первых или последних уроках 10 и 11 классов, но и при изучении всех тем стереометрии. Многие учащиеся считают стереометрию самым трудным предметом, несмотря даже на то, что планиметрию усваивали вполне успешно. Возникает вопрос: как ученикам преодолеть этот барьер. То есть помочь ученикам видеть в каждой стереометрической задаче, задачу по планиметрии. И здесь мы сталкиваемся с проблемой повторения курса геометрии девятилетней школы в 10, 11 классах, которая способствует систематизации знания по всему курсу. Поэтому на учителя ложится особая ответственность за организацию этого повторения.

В процессе повторения на уроках геометрии устанавливаются не только связи между изученным ранее и новым материалом, но и рождаются новые связи и обобщения. Все учителя математики, работающие в 10, 11 классах, знают, что на уроке по стереометрии можно решить не более двух многошаговых задач (и это в лучшем случае). При этом, как правило, многие ученики не понимают, о чём идёт речь у  доски, без помощи учителя редко могут обойтись.

Как же на своих уроках я решаю эту проблему? В начале каждого урока я отвожу не более 10 минут на систематическое решение устных задач. Эти задачи являются подготовительными к более содержательным многошаговым задачам. Они требуют знания теории планиметрии, применение рациональных приёмов вычислений и преобразований и наконец, дают возможность из простых задач, как из кирпичиков, сложить стенку, то есть решить многошаговую задачу. Они кроме того дают мне возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся (их можно использовать в качестве индивидуальных заданий при проверке знаний, умений и навыков более слабых учащихся). С помощью специально подобранных задач я показываю учащимся красоту и простоту логического рассуждения, приводящего к решению задачи. В процессе изучения каждой из тем подбираю задачи, не входящие в стабильный учебник. Планирование повторения это индивидуальная творческая работа. Я понимаю, почему именно этот материал или эти упражнения следует использовать для повторения, а предлагаемый материал должен быть доступен всем.

Ольга Тарусова, учитель математики средней школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов города Батайска Ростовской области, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

 

В прикрепленных файлах: сценарий урока, презентация.